13.09.1998, Кертман Г.Л.
|
В ходе политического сражения, завершившегося утверждением Е.Примакова в должности премьер-министра, репутации одних российских политиков пострадали, других – укрепились.
Наибольший урон потерпел, очевидно, В.Черномырдин. Если накануне отставки кабинета С.Кириенко лидеру НДР доверяли 12% российских граждан и не доверяли 67%, то сейчас, соответственно, – 8% и 76%. Причем еще 5-6 сентября, накануне второго голосования в Думе, о доверии к В.Черномырдину заявили 10% опрошенных, а о недоверии – 68%. Наиболее "провальной" для несостоявшегося премьера стала, следовательно, последняя неделя.
Вопрос: (Приводятся данные о политиках, которых упомянули не менее 5% опрошенных.) "Кто из политиков, которые участвовали в обсуждении кандидатуры премьер-министра, произвел на Вас наиболее благоприятное впечатление?"
| Все | Среди электоратов |
Зюганова | Лебедя | Лужкова | Явлинского |
Г.Явлинский | 17 | 17 | 14 | 18 | 59 |
Г.Зюганов | 16 | 55 | 11 | 8 | 9 |
А.Лебедь | 9 | 4 | 29 | 6 | 7 |
Ю.Лужков | 8 | 6 | 6 | 23 | 9 |
В.Жириновский | 8 | 5 | 7 | 12 | 3 |
Г.Селезнев | 5 | 10 | 4 | 4 | 8 |
В.Черномырдин | 5 | 2 | 4 | 4 | 2 |
ни один из них | 11 | 5 | 7 | 4 | 6 |
затр. ответить | 30 | 22 | 29 | 28 | 16 |
|
Вопрос: "А кто из них произвел на Вас наиболее неблагоприятное впечатление?"
| Все | Среди электоратов |
Зюганова | Лебедя | Лужкова | Явлинского |
В.Жириновский | 31 | 44 | 33 | 35 | 49 |
В.Черномырдин | 9 | 17 | 7 | 9 | 11 |
Г.Зюганов | 8 | 2 | 8 | 17 | 12 |
Г.Явлинский | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 |
А.Лебедь | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Ю.Лужков | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Г.Селезнев | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
ни один из них | 8 | 5 | 7 | 5 | 6 |
затр. ответить | 37 | 24 | 35 | 35 | 21 |
|
На протяжении всего правительственного кризиса В.Черномырдин находился в центре внимания СМИ, однако избранная им линия поведения оказалась не только неэффективной с точки зрения воздействия на Думу (едва ли, впрочем, какая-либо иная стратегия могла обеспечить благоприятный для него исход голосования), но и контрпродуктивной в долгосрочном плане – с учетом президентских амбиций лидера НДР. Только 5% респондентов заявили, что В.Черномырдин произвел на них "наиболее благоприятное впечатление" (тогда как 9% сказали о "неблагоприятном впечатлении"), причем даже среди сторонников экс-премьера, т.е. тех, кто готов голосовать за него на президентских выборах, лишь 33% опрошенных дали такой ответ. Возможно, плохую службу лидеру НДР сослужило излишне темпераментное заступничество В.Жириновского, которое, как следует из приведенных выше данных, вызвало у респондентов резко негативную реакцию.
Как уже отмечалось, 19% сторонников В.Черномырдина одобрили вердикт Думы, преградившей ему путь к премьерскому креслу. Это дает основания полагать, что эрозии подвергается уже "ядро" потенциального электората лидера НДР.
Самого большого политического успеха в ходе правительственного кризиса добился Г.Явлинский. Его поведение произвело на респондентов, как явствует из приведенных выше данных, наиболее благоприятное впечатление, причем лидер "Яблока" удостоился благосклонности многих сторонников других претендентов на президентский пост. Если накануне второго голосования по кандидатуре В.Черномырдина Г.Явлинскому доверяли 21% опрошенных и не доверяли 48%, то неделю спустя, соответственно, – 29% и 40%. Неудивительно, что существенно вырос и его "президентский" рейтинг. И едва ли сейчас отказ лидера "Яблока" от вхождения в Правительство существенно его дискредитирует.
Достаточно сложно оценить последствия правительственного кризиса с точки зрения политических перспектив Г.Зюганова. Сейчас ему доверяют 28% и не доверяют 51% российских граждан, причём эти показатели последнее время варьируются незначительно. Его поведение произвело "наиболее неблагоприятное впечатление" на 8% опрошенных, но большинство сторонников лидера КПРФ вполне удовлетворены. Снижение "президентского" рейтинга Г.Зюганова (с 20% до 17%), очевидно, связано с тем, что некоторые из его радикальных сторонников восприняли согласие фракции поддержать кандидатуру Е.Примакова как "соглашательство". Закрепится ли данная тенденция или Г.Зюганов восстановит свой перевес над другими претендентами, будет зависеть главным образом от взаимоотношений КПРФ с Правительством.
Определенно усилились позиции А.Лебедя, и об этом свидетельствует не только рост его "президентского" рейтинга. За последнюю неделю правительственного кризиса доля респондентов, доверяющих красноярскому губернатору, возросла с 24% до 27%, а не доверяющих – сократилась с 46% до 43%. Его высказывания по поводу текущих событий, широко тиражировавшиеся СМИ, замечены значительной частью респондентов и встречены ими по преимуществу благосклонно. Однако А.Лебедь не столько активно участвовал в происходивших событиях, сколько играл привычную уже роль Фортинбраса. А поскольку дело завершилось компромиссом и новый кабинет получил определенный кредит доверия, то эта роль оказалась (пока?) неуместной, и можно предположить, что закрепить достигнутый успех А.Лебедю не удастся.
Выводы
1. Назначение Е.Примакова премьер-министром воспринято подавляющим большинством россиян позитивно. Главным образом – потому, что правительственный кризис завершился компромиссом и пост главы Правительства получил не В.Черномырдин. Но и сам новый премьер произвел на наших сограждан достаточно благоприятное впечатление, и примерно 1/4 опрошенных определенно возлагает на новое Правительство большие надежды.
2.Завершение правительственного кризиса смягчило психологический шок, вызванный кризисом финансовым. Резко сократилась доля респондентов, ожидающих социальных потрясений в ближайшее время. Однако сам потенциал протеста остался весьма значительным, и нет никаких оснований полагать, что кредит доверия, полученный кабинетом Е.Примакова, гарантирует социальную стабильность на сколько-нибудь длительный период.
3. В результате правительственного кризиса несколько изменилось соотношение политических сил. Наибольшие политические дивиденды получил, очевидно, лидер "Яблока", а наибольшие потери понес В.Черномырдин. Увеличился разрыв между "большой четверкой" претендентов на президентский пост и всеми прочими политиками, чьи шансы на успех в 2000 году представляются сейчас более чем проблематичными.
|
|