27.02.2003, Опрос населения
1.Память о страхе или страх памяти?2.Графики и открытые вопросы3.Приложение.Таблицы 1.Память о страхе или страх памяти? |
Коллективная память представляет собой особую форму духовных актов, систему мнемонических практик, которые, с одной стороны, организуют знания и опыт определенной социальной группы или сообщества, а с другой стороны – участвуют в формировании социальной и личностной идентичности человека. Немецкий социолог, социальный философ М. Шелер писал, что знание членов некоего сообщества друг о друге и возможность их взаимного понимания не возникают как следствие образования группы, не являются чем-то, что порождается ею, а есть то, что со-конституирует предмет 'человеческое сообщество'. Проходя разные этапы социализации, человек должен не только самоопределиться относительно сегодняшнего социального контекста, но также и принять в систему собственных идентификаций знание об истории тех групп и общностей, к которым он принадлежит. И именно здесь он обращается к коллективной исторической памяти и к мнемоническим практикам – способам и традициям актуализации прошлого, которые сформировались и действуют в обществе.
Прежде мы уже писали о тех проблемах, которым подвержена коллективная историческая память как особая форма знания (Климов И. 22 июня: прощание с памятью? // Доминанты. Поле мнений. 2002. №24 (http://www.fom.ru/survey/dominant/438/1080/3577.html); Тот же текст см.: Десять лет социологических наблюдений. М: ФОМ, 2003. С. 84-90.). Во-первых, это процесс разрыва живой и непосредственной связи с тем, что сперва было повседневностью и воспринималось как 'современность', а теперь понемногу переходит в статус 'истории'. Во-вторых, это необходимость постоянного воспроизводства и изменения 'институтов памяти' – системы знаков и способов напоминания о прошлом, которые неизбежно приходят на смену 'органическому' чувству причастности тому или иному периоду времени. Вместе с тем, существует и еще одна проблема, существенно влияющая как на передачу паттернов идентичности, так и на особенности бытования коллективной памяти. Разным социальным группам, но главное – разным поколениям, доступен разный объем знаний о своей истории, и такая временная и социальная обусловленность знаний о прошлом может существенным образом влиять не только на оценку достоверности тех вещей, в которых прежде не было сомнения, но даже изменять ценностную оценку, оценку значения и значимости того или иного события или факта. Если это происходит, знание общества о себе самом, а значит, и основания общей идентичности, подвергаются серьезному испытанию. Любой народ, общество, нация рано или поздно сталкиваются с подобными задачами. Для отечественной истории такой темой является время, связанное с именем Сталина. Сможет ли общество, люди, их память принять происходящую переоценку, разрешить возникающие идентичностные конфликты (столкновение разных, порой несовместимых друг с другом представлений о себе), встроить в собственную систему представлений новый взгляд на свое прошлое? Что наиболее существенное в восприятии той эпохи мы можем отметить сегодня, что зафиксировано и что изменяется в сознании россиян?
Мы сочли уместным поговорить с участниками опроса об эпохе Сталина накануне годовщины его смерти. Упоминание этой даты – 5 марта 1953 года – не вызвало никаких ассоциаций у 45% россиян, и примерно столько же – 40% – сказали, что знают, с каким событием в истории нашей страны она связана. Вполне закономерно, что чаще всего такую осведомленность проявляли люди с высшим образованием (57%), респонденты старше 50 лет (55%) и сторонники Г. Зюганова (51%). Примечательны два обстоятельства. Во-первых, очень существенно доли ответивших 'знаю' различаются в возрастных группах: среди тех, кому за 50, таких 55%, а среди респондентов 18 – 35 лет – 19%, т. е. на 36 п. п. меньше. Во-вторых, женщины в полтора раза чаще мужчин говорили, что им не известно, с чем связана эта дата, тогда как мужчины в полтора раза чаще женщин давали противоположный ответ:
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, Вам известно или не известно, с чем, с каким событием в истории нашей страны связан день 5 марта 1953 года?'
|
Все |
Пол |
Возраст, лет |
мужчины |
женщины |
18–35 |
36–50 |
старше 50 |
Доли групп (%) |
100 |
46 |
54 |
31 |
29 |
40 |
Да |
40 |
50 |
32 |
19 |
43 |
55 |
Нет |
45 |
37 |
51 |
64 |
42 |
31 |
Затр. ответить |
15 |
13 |
17 |
16 |
15 |
14 |
|
Следует признаться: мы не предполагали, что осведомленность россиян относительно этой даты окажется столь существенной. Поэтому формулировка открытого 'ассоциативного' вопроса на этот раз была несколько изменена – вместо даты фигурировало конкретное имя: 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «Сталин»?' Доли позитивно и негативно окрашенных ответов оказались примерно равными, во всяком случае, сопоставимыми: 32% и 42% соответственно. В ответах 15% респондентов содержались нейтральные высказывания, и еще 18% участников опроса затруднились с ответом или признались, что у них нет ассоциаций со словом 'Сталин'. Общая структура обоснования положительного или отрицательного отношения к Сталину в целом схожа: это апелляции к его делам, личным качествам, а также состоянию общества в то время. Кроме того, среди положительных высказываний выделен особый тип суждений, не находящий себе аналога в структуре отрицательных ответов: указания на престиж страны в мире, ее роль в международных делах (Хотя доля таких суждений невелика - всего 2%, тем не менее, их присутствие в структуре ответов на открытый вопрос означает, что такой интерпретативный переход в принципе существует в структуре обоснований положительного отношения к Сталину, хотя и не является 'ведущим', мобилизуемым в первую очередь.).
Если общая структура положительных и отрицательных ассоциаций схожа, то содержание, тематическая соотнесенность высказываний существенно разнится.
|
Положительные ассоциации |
Отрицательные ассоциации |
Дела |
Победа в войне (5%) |
Репрессии (18%) |
Индустриализация, послевоенное восстановление хозяйства (2%) |
Геноцид (3%) |
Характеристика личности |
Хороший, сильный руководитель (3%) |
Тиран, диктатор, палач (11%) |
Положительные личностные качества – воля, ум, сила (2%) |
|
Состояние общества |
Порядок, дисциплина (14%) |
Страх (3%) |
|
Тоталитарный режим (2%) |
Материальное благополучие людей (5%) |
Голод, тяжелое положение людей (2%) |
|
Культ личности, обожествление вождя (1%) |
Престиж страны в мире |
СССР – сильное государство (2%) |
|
|
Это означает, что для обоснования своего отношения к Сталину люди, придерживающиеся противоположных позиций, используют тематически различающуюся аргументацию. Корпус привлекаемых знаний структурирован по-разному главным образом в силу несовпадающей расстановки приоритетов значимости тех или иных дел, событий, фактов, связанных с той эпохой. Это хорошо заметно по тому, как люди описывают, что хорошего и что плохого сделал Сталин для страны.
Обсуждение этих вопросов на фокус-группах и ответы участников массового опроса показывают, что к разговору о Сталине люди привлекают довольно обширный исторический контекст, который выполняет две задачи. Во-первых, он служит для событийной локализации его имени в истории: революция – война – индустриализация. Во-вторых, он является источником предметного, фактического обоснования роли и значения этого человека в отечественной истории, и кроме того – собственного ценностного отношения к нему и его времени. Материалы опроса показывают, что тематическое разнообразие высказываний выше тогда, когда люди отвечали на вопрос: 'Что хорошего сделал И. Сталин?'; здесь присутствуют указания на победу в Великой Отечественной войне (35%), развитие промышленности и экономики (22%), государственное строительство (22%), социальное благополучие в стране (8%), мировоззренческое и идеологическое единство людей (4%), престиж страны в мире (3%) и т. д. Лейтмотивом ответов на другой вопрос: 'Что плохого сделал И. Сталин?' – стали указания на создание тоталитарного режима и репрессии (63%). Другие темы идут с существенным отставанием: ошибки, связанные с войной (3%), раскулачивание, разорение крестьянства (3%), создание чрезвычайных условий жизни для людей – голод, нищета (1%).
Несмотря на то, что участники опроса на оба вопроса отвечали одинаково активно (доли затруднившихся с ответом или не давших ответ составили чуть больше четверти – 27% и 28% соответственно), вопрос о том, чего в делах И. Сталина было больше – хорошего или плохого, вызвал затруднения у 34% респондентов. Кроме того, в данном случае (в отличие от вопроса об ассоциациях с именем Сталина, на который 32% опрошенных дали отрицательные ответы и 42% – положительные) распределение ответов совершенно иное: 36% выбрали ответ 'сделал больше хорошего', и 29% – 'сделал больше плохого'. Объяснение этой странности мы можем найти в материалах фокус-групп. Участники дискуссий говорили, что им трудно вынести определенное и более-менее однозначное суждение по нескольким причинам.
Во-первых, сегодняшняя – преимущественно негативная – информация о Сталине и его эпохе находится в противоречии с рассказами людей, живших в то время. Респонденты вспоминали энтузиазм, патриотизм, самоотверженность людей, связанные, по их мнению, с атмосферой времени и с именем Сталина, и, конечно же, горе и слезы во время похорон руководителя страны.
- 'Мама говорила, что да, они голодали, что-то у них отнимали, как трудодни какие-то выдавали. Да, все это было у них, но они как-то с чувством патриотизма, что ли, переносили это все и надеялись на лучшее будущее, и оно наступило. И она, как говорится, была рада, и говорила: спасибо, что у нас есть поесть. Я ни разу не слышала, чтобы она его ругала; ну, конечно, говорила, что голод был, что было тяжело' (ДФГ, Москва).
- 'Ведь если очень плохой человек, не будут люди так, а ведь когда он умер, это ж было что-то страшное... Показывают документальные съемки и рассказывают – ведь это же было что-то страшное: люди чтобы попасть, попрощаться с человеком... Но если человек плохой, разве Вы будете? Нет, не будете, вот при репрессиях при всех этих... Сейчас все валят на Сталина, а, между прочим, были Ежов и был Берия. И если слушать вот Радзинского – ведь он же рассказывал, что Сталин был просто очень доверчивым человеком, очень много верил, а за его спиной очень много делалось. Всегда же ругают макушку, всегда это так' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Я с Вами не согласна. Мой родной дядя был репрессирован, и он остался жив, пройдя все эти жернова, и обиды на Сталина у него не осталось. А почему? Как он говорил: «Сажал меня не Сталин, а его подчиненные, которые изо всех сил старались выслужиться перед ним»' (ДФГ, Воронеж).
Во-вторых, людям часто трудно поверить в достоверность, непредвзятость той информации, которая обнародуется в настоящее время. Причем они обосновывают свое затруднение нежеланием быть объектами манипуляций, потерять самостоятельность суждений.
- 'В свое время Сталина все боготворили, а сейчас очень много вылито грязи, поэтому честно скажу: не разобраться, потому что одни люди говорят одно, другие говорят другое, поколения разные... В то время верили безоговорочно, а сейчас свое отношение я не могу определить... Нет, пожалуй что, нет – не хочу быть предвзятым' (ДФГ, Санкт-Петербург).
И, в-третьих, участники фокус-групп часто говорили, что соотнести 'плохое' и 'хорошее', сделанное Сталиным, очень трудно. И дело даже не в том, вменяются ли ему в заслугу победа в войне и экономические достижения страны и в вину – массовые репрессии. Просто перед государством стояли 'объективные' задачи и проблемы – индустриализация, война, восстановление хозяйства, и они были решены.
- 'Двоякое мнение. С одной стороны – кровь, расстрелы, миллионы людей погибли. С другой стороны – война. Мы бы сейчас говорили по-немецки. Мне кажется, что он был сильной личностью. Поэтому с одной стороны – это кровавый тиран, с другой стороны – твердый, жесткий, уверенный человек в себе. Он выиграл войну' (ДФГ, Воронеж).
- 'Мировая война – была бы, Великая Отечественная – была бы, наша победа в войне – была бы, может быть, не в сорок пятом, а в 44 или позже, но все равно была бы. А экономика? Наверное, была бы не хуже. Если брать 39 год, то экономика была на достаточно высоком уровне, и можно ли было выше её создать – не знаю, трудно сказать. А благодаря Сталину или нет? Это была программа партии, не без его участия, конечно, но это не личная заслуга Сталина. Это было запланировано... А ведь, с другой стороны, если взять историю России, она тогда просыпалась от сна дремучего, когда у нас над головой была или дубина, или кнут – это эпоха Ивана Грозного, эпоха Петра I' (ДФГ, Воронеж).
Основываясь на этих материалах, можно предположить, что в сегодняшнем восприятии россиянами Сталина и его времени, помимо множества проблем (вопрос о достоверности сегодняшних знаний, о роли личности, о значении успехов, достижений и ошибок, преступлений и т. д.), есть еще одна существенная сложность. Это проблема включения негативного исторического опыта в систему собственной идентичности, представлений о себе самих, о свойствах общества и его истории. Косвенно это подтверждается такими данными: половина тех, кто считает важным помнить о дне смерти Сталина, полагают, что он сделал больше хорошего, и лишь пятая часть – что больше плохого. Кроме того, почти половину не считающих важным помнить о дате 5 марта составляют те, кто негативно оценивает сталинское наследие.
Вопрос: 'Как Вы полагаете, чего больше – хорошего или плохого – сделал И. Сталин?'
|
Все |
Помнить о дате... |
важно |
не важно |
Доли групп (%) |
100 |
47 |
35 |
Хорошего |
36 |
50 |
23 |
Плохого |
29 |
19 |
45 |
Затрудняюсь ответить |
34 |
30 |
32 |
|
Из числа всех ответивших на открытый вопрос: почему важно помнить о дне смерти Сталина? – 24% высказали нейтральные суждения, суть которых сводится к тому, что историю своей страны нужно знать:
- 'У нас привыкли стирать все с лица земли, что сейчас не угодно. Надо обо всех помнить и обо всем, это наша история'; 'историю надо помнить: нет истории – нет страны'; 'человек без прошлого – это человек без будущего'; 'история есть история, нечего ее искажать, переписывать' (открытый вопрос).
Еще 17% респондентов указали на те или иные достоинства и заслуги Сталина:
- 'Когда он был, все законы соблюдались'; 'была дисциплина, была всем работа, и не было бездельников'; 'благодаря Сталину Россия победила в войне, был порядок'; 'выиграли войну с именем Сталина'; 'был руководителем, которого любили и боялись'; 'это был крупный политический деятель'; 'он был наш вождь', 'он много сделал хорошего для народа, государства' (открытый вопрос).
Примерно 6% ответивших артикулировали иные точки зрения: из событий того времени следует извлекать уроки, нужно помнить о погибших и репрессированных, смерть Сталина для страны – начало новой эпохи.
- 'Чтобы сделать выводы'; 'чтобы люди не выбрали второго Сталина'; 'чтобы чаще вспоминать о невинно загубленных людях'; 'он много людей перевел, это надо помнить'; 'во время правления Сталина был уничтожен цвет России'; 'с его смертью закончился кровавый этап в жизни страны'; 'после смерти государство решило избавиться от сталинизма и его последствий' (открытый вопрос).
На вопрос, почему помнить дату смерти Сталина не важно, дали ответ примерно четверть участников опроса. На первое место можно поставить высказывания, в которых отмечается недостаточная (с точки зрения респондентов) значимость этого события (15%).
- 'Зачем об этом помнить?! Умер и умер'; 'было и было – не обязательно помнить'; 'история меняется, надо жить настоящим'; 'история списала его в архив'; 'у нас и так много дат более серьезных'; 'я не считаю эту дату такой знаменательной'; 'много других хороший дат есть' (открытый вопрос).
Кроме того, достаточно широко представленной оказалась и другая точка зрения – что человек, на чьей совести столько невинных жертв, не заслуживает людской памяти (7%).
- 'Зачем помнить о человеке, который убил 14 миллионов людей?'; 'кровавые дни необходимо смыть из людских душ'; 'дата смерти Сталина вызывает отрицательные воспоминания'; 'жестокий человек был' (открытый вопрос).
Таким образом, мы видим: позитивное восприятие Сталина и его времени вполне органично сочетается с представлением, что день 5 марта важно помнить, тогда как негативному отношению к нему больше соответствует желание выбросить эту дату из памяти людей.
Выше мы уже говорили о том, что негативный опыт гораздо труднее встроить в систему собственной идентичности, нежели позитивный. Это вполне закономерная и далеко не уникальная реакция. Согласно теории формирования социальной идентификации личности (Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентич-ности личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. ИС РАН, 1993.), представления человека (или сообщества людей) о самом себе невозможны без 'позитивного эмоционального подтверждения' собственного образа, способов самовосприятия. Человек нуждается в подтверждении и подкреплении своей самооценки. В противном случае возникает ситуация кризиса идентичности, рождаются внутренние конфликты из-за столкновения несовместимых, не уживающихся друг с другом представлений о жизненно важных вещах, о таких компонентах мировоззрения и самовосприятия, которые образуют стержень 'Я-концепции' индивида (Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. Под ред. Стефаненко Т.Г. М.: МОНФ. 2001.).
Как видно из представленных материалов, за днем 5 марта 1953 года не закреплены устойчивые и определенные смыслы и значения, которые однозначно 'вписывали' бы эту дату и связанное с ней событие в коллективную память и систему ценностных приоритетов общества. И дело здесь не только в том, что этот день долгое время не обозначался в качестве важного и памятного, как, например, 22 июня, и уж тем более не связывался с историей репрессий и государственного насилия. В ментальной карте сегодняшнего времени нет связанных и устойчивых конструкций, которые бы непротиворечивым и не кризисным образом систематизировали наш отрицательный исторической опыт, в первую очередь связанный с периодом 1-ой половины ХХ века. Эта проблема остается актуальной и проявляется порой неожиданно, когда речь заходит, казалось бы, об отвлеченных вещах (Например, в рассуждениях о празднике 23 февраля или о 9 мая, когда разговор об отношении к фашизму перешел в обсуждение социалистического строя, в обсуждение схожего и различного в коммунизме и фашизме (См. об этом: Климов И. Фашизм и современность // Доминанты. Поле мнений. 2001, № 016 (http://www.fom.ru/survey/dominant/168/413/1521.html)). Вместе с тем, тема сталинского времени (а вместе с ней и 'рубежная' дата 5 марта) имеет мощный сигнификационный и ценностный потенциал. Тема репрессий и государственного насилия легитимизирована в сознании россиян и уже содержит определенную ценностную значимость. Так, три четверти россиян (75%) согласны с утверждением, что массовые политические репрессии в Советском Союзе имели место, при этом более 60% считают, что репрессии никак и ничем нельзя оправдать (противоположное мнение разделили 15% респондентов (Бавин П. Репрессии в СССР // Доминанты. Поле мнений. 2001, № 044 (http://www.fom.ru/survey/dominant/317/773/2566.html))). Мнемонические практики в отношении сталинского времени довольно активны, им приходится решать довольно сложные проблемы – неоднозначность оценок, относительность знаний, эмоциональное отторжение и т. д. Вместе с тем, проявляясь спонтанно и 'по случаю', эти практики нуждаются в том, чтобы быть представленными в 'институтах памяти' – системе напоминаний об историческом, в том, чтобы актуальные знания о прошлом были отображены в знаках 'здесь-существующего' общества.
|
2.Графики и открытые вопросы |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 5 МАРТА 1953 ГОДА?
![](/image/graphics/gd0308111.gif)
ДЕНЬ 5 МАРТА - ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И.СТАЛИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?
![](/image/graphics/gd0308112.gif)
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ - ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО - СДЕЛАЛ И.СТАЛИН?
![](/image/graphics/gd0308113.gif)
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО 'СТАЛИН'?
![](/image/graphics/gd0308114.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Отрицательные суждения |
|
41 |
Репрессии, лагеря |
18 |
|
- 'Сталинские репрессии'; 'репрессии, ссылки'; 'гонения, репрессии'; 'лагеря'; 'дело о врачах'; 'сажал всех в тюрьму'; 'много было арестовано людей, отправлено в лагеря'; 'аресты, лагеря'; '37-й год, репрессии'; 'ГУЛАГ'.
|
|
|
Отрицательная оценка личности И. Сталина |
11 |
|
- 'Тиран'; 'деспот'; 'диктатор'; 'злодей, варвар, диктатор'; 'был жестокий'; 'палач'; 'сволочь'; 'сатана'.
|
|
|
Общие отрицательные ассоциации |
5 |
|
- 'Негативное мнение о нем'; 'много плохого'; 'негатив'; 'нехорошие мысли'; 'негативная реакция'; 'Сталин – это плохо'; 'отрицательные чувства'; 'лютая ненависть'; 'что-то отрицательное'; 'самое негативное'; 'больше плохого'; 'отвращение'; 'нехорошие чувства'.
|
|
|
Геноцид, уничтожение людей |
3 |
|
- 'Много людей погубил'; 'много загубленных жизней, геноцид'; 'жестокость по отношению к народу'; 'миллионы загубленных жизней'; 'уничтожение людей'; 'геноцид народа'.
|
|
|
Страх |
3 |
|
- 'Страх'; 'ужас'; 'жуть'; 'дрожь'.
|
|
|
Тяжелое положение в стране |
2 |
|
- 'Голод, отбирали продукты'; 'бедность'; 'жили при нем плохо'.
|
|
|
Тоталитарный режим |
2 |
|
- 'Тоталитаризм'; 'диктатура'; 'сталинский режим'.
|
|
|
Культ личности |
1 |
|
- 'Культ личности Сталина'; 'культ личности'; 'в то время 8 марта говорили, что самое главное – это Сталин, а не мама'.
|
|
|
|
|
|
Положительные суждения |
|
32 |
Порядок, дисциплина в стране |
14 |
|
- 'При Сталине было больше порядка'; 'больший порядок был в стране'; 'дисциплина была'; 'был порядок, дисциплина'; 'был железный порядок'; 'дисциплина и порядок'.
|
|
|
Победа в Великой Отечественной войне |
5 |
|
- 'Победа в войне с фашизмом'; '...победа 45-го года'; '9 мая 45-го года'; 'победа в войне с Германией'; 'все-таки он Гитлера победил'; 'победа в Великой Отечественной войне'; 'победа над Германией'; 'войну выиграл'.
|
|
|
Материальное благополучие народа |
5 |
|
- 'Все было дешево'; 'другая жизнь, добрая и честная'; 'достаток в стране'; 'жилось лучше при Сталине'; 'ежегодное снижение цен'; 'в Москве было много продуктов, заводы работали все, передовики были, рубль держался на ногах'; 'снижение цен постоянно раз в год'; 'при Сталине карточки отменили, цены снизили'; 'жизнь была лучше'; 'была стабильность'; '3 марта снижал цены на продукты'.
|
|
|
Общие положительные суждения |
4 |
|
- 'Впечатление хорошее'; 'положительные впечатления'; 'неплохой человек'; 'положительная личность'; 'всё хорошее'; 'нормальный человек'; 'всё сделал для страны, клёвый мужик'; 'уважение'; 'отлично'.
|
|
|
Хороший руководитель |
3 |
|
- 'Нормальный руководитель'; 'руководитель опытный'; 'неплохой был руководитель'; 'сильный руководитель, большой авторитет'.
|
|
|
Положительная оценка личности И. Сталина |
2 |
|
- 'Великий, умный человек...'; '...умный'; 'сильный, волевая личность'.
|
|
|
Сильное государство |
2 |
|
- 'Гордость: Россия дважды была великой державой – при Петре Первом и при Сталине'; 'Россия – великая держава'; 'мощь державы при нем'; 'могучее государство...'.
|
|
|
Восстановление страны |
2 |
|
- 'Подъем экономики...'; 'подъем промышленности'; 'индустриализация, восстановление после Великой Отечественной'.
|
|
|
'Сталина не хватает' |
1 |
|
- 'Вернуть назад'; 'вот поднять бы его сейчас'; 'его не хватает'; 'чтобы вернулся'; 'вернуть бы Сталина'; 'я бы на него день и ночь молился'.
|
|
|
|
|
|
Нейтральные и неопределенные суждения |
|
17 |
И. Сталин – лидер страны |
5 |
|
- 'Был такой правитель'; 'руководитель СССР'; 'бывший глава государства'; 'бывший вождь'; 'Президент Советского Союза'; 'был лидером нашего государства'.
|
|
|
Великая Отечественная война |
5 |
|
- 'Война 1941-1945'; 'война Великая Отечественная'.
|
|
|
Смерть, похороны И. Сталина |
2 |
|
- 'Смерть Сталина в 1953'; 'я была маленькая, когда он умер, – помню, у нас в семье был страшный траур'; 'когда умер, все гудело вокруг: машины, заводы, – все плакали, народ осиротел'; 'на похороны все ходили'; 'его похороны'.
|
|
|
И. Сталин – кумир советских людей |
2 |
|
- 'Сталин был у нас как Бог'; 'кумир'; 'хозяин'; 'отец всех народов'; 'верили, как в Бога'; 'отец мой родной – при нем родился и жил'.
|
|
|
Власть, сила |
1 |
|
- 'Власть, сила'; 'сила, власть'.
|
|
|
Личные ассоциации |
1 |
|
- 'Молодость'; 'видела его'; 'писала письмо Сталину – это помогло мне'.
|
|
|
Другое |
1 |
|
- 'Грузин с усами'; 'усатый человек с трубкой'; 'усы и трубка'.
|
|
|
|
|
|
Противоречивое, двоякое отношение к личности И. Сталина |
|
1 |
- 'Противоречивое чувство: что-то хорошее, что-то плохое'; 'не застала – всё противоречиво'; 'двоякие мысли'; 'противоречивость'; 'двоякое чувство'; 'очень двоякое отношение'; 'двояко отношусь к Сталину'; 'двоякое мнение'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Каждый правитель приходит в то время, когда он нужен, – время выбирает правителя'; 'Фильм «Холодное лето 53-го»'; 'дома сталинские'; 'Мавзолей'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствие ассоциаций |
|
2 |
- 'Никаких'; 'ничего не приходит'; 'Сталин, да и Сталин – ничего'; 'нет мыслей на это слово'.
|
|
|
|
|
|
Ответ не на тему |
|
<1 |
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
16 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ДЕНЬ 5 МАРТА – ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И. СТАЛИНА. ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?
![](/image/graphics/gd0308115.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Историю своей Родины необходимо знать |
|
24 |
- 'Важно знать историю, а это исторический факт'; 'в истории должны быть известны даты о любом правителе'; 'это наша история, плохая она или хорошая'; 'куда деться от истории? Это было – не сотрешь'; 'был человек, об этом надо знать, это наша история'; 'историю надо помнить: нет истории – нет страны'; 'человек без прошлого – это человек без будущего'; 'история есть история – нечего ее искажать, переписывать'.
|
|
|
|
|
|
Сталин – хороший руководитель, много сделавший для страны |
|
6 |
- 'Лучший из правителей'; 'он много сделал хорошего для народа, государства'; 'был руководителем, которого любили и боялись'; 'был хороший руководитель'.
|
|
|
|
|
|
Сталин – крупный политический деятель |
|
5 |
- 'Это был крупный политический деятель'; 'Сталин – руководитель партии'; 'был предводителем нашей страны'; 'он был один из руководителей страны'; 'он был глава государства'; 'все-таки президентом был'; 'вождь, отец народа'.
|
|
|
|
|
|
Под руководством Сталина страна победила в Великой Отечественной войне |
|
4 |
- 'В связи с победой только'; 'он не дал стране пропасть в войне'; 'война закончилась нашей победой над фашизмом'; 'Великая Отечественная произошла, когда Сталин был у власти; если бы Сталин не был таким человеком, то мы, наверно, не победили в этой войне'; 'благодаря Сталину Россия победила в войне...'; 'выиграли войну с именем Сталина'.
|
|
|
|
|
|
Из уроков истории следует делать выводы |
|
3 |
- 'Чтобы сделать выводы'; 'чтобы люди не выбрали второго Сталина'; 'чтобы больше не избирать таких правителей'; 'чтобы больше не было культа личности'; 'если забыть о такой дате, то может все повториться'; 'чтобы не повторилась трагедия в нашей стране'; 'все освободились от гнета – чтобы не забывали, что такое было в истории'; 'дети и внуки должны знать об этом и не повторять былых ошибок'.
|
|
|
|
|
|
При Сталине в стране были порядок, дисциплина |
|
2 |
- 'Была дисциплина, была всем работа, и не было бездельников'; 'многие старики хвалили Сталина за порядок'; 'когда он был, все законы соблюдались'; 'больше было справедливости при Сталине'; 'время было лучше – дисциплина, порядок был'; 'вот дисциплины-то нам сейчас и не хватает'.
|
|
|
|
|
|
День смерти Сталина – начало новой эпохи |
|
2 |
- 'Надо сделать нерабочим днем – освобождение России от террора'; 'переломный момент в истории Союза'; 'с его смертью закончился кровавый этап в жизни страны'; 'люди свободно вздохнули'; 'наша история: кончилась одна эпоха, началась другая'; 'закончился такой период в истории России – грань, начался другой период'; 'произошли перемены власти, сменилась эпоха'; 'после его смерти государство решило избавиться от сталинизма и его последствий'.
|
|
|
|
|
|
Это день памяти о пострадавших от репрессий |
|
1 |
- 'Чтобы чаще вспоминать о невинно загубленных людях'; 'угробили по 58 статье военачальников, умы России, цвет России'; 'он много людей перевел – это надо помнить'; 'во время правления Сталина был уничтожен цвет России'; 'много было пролито крови'; 'много людей пострадали от его идеологии, люди из Гулага помнят эту дату'; 'важно помнить о тиране, залившем кровью страну'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Не помнить Сталина – зачеркнуть собственную жизнь'; 'потому что Сталин умер'; 'нас так воспитывали'; 'я – сталинист'; 'много народа погибло, когда Сталин умер, на похоронах'; 'в 13 лет я очень плакал по этой утрате'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
57 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ДЕНЬ 5 МАРТА – ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И. СТАЛИНА. ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ НЕ ВАЖНО?
![](/image/graphics/gd0308116.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Сталин – виновник массовых репрессий |
7 |
- 'Зачем помнить о человеке, который убил 14 миллионов людей?'; 'испытал этот кошмар'; 'из-за репрессий народа'; 'кровавые дни необходимо смыть из людских душ'; 'дед пострадал от репрессий'; 'был страх, поэтому не нужно это помнить'; 'зачем помнить день смерти жестокого вождя?'; 'память об убийце грешна'.
|
|
|
|
Это ушло в прошлое |
6 |
- 'Забытое прошлое'; 'зачем ворошить пыль веков?'; 'время прошло – уже не важно'; 'его уже не очень вспоминают'; 'было и было – не обязательно помнить'; 'история меняется – надо жить настоящим'; 'не современно'; 'история списала его в архив'; 'все приходят, все уходят'; 'все уже пережили'; 'время уже стерло эту дату'.
|
|
|
|
Это бессмысленно |
6 |
- 'Зачем об этом помнить? Умер и умер'; 'а зачем и для чего это помнить?'; 'не имеет особого значения'; 'мне безразлично'; 'да что мне от этого?'; 'зачем забивать людям голову?'; 'не вижу смысла'; 'незачем'.
|
|
|
|
Это незначительная дата, есть более важные |
3 |
- 'Лучше помнить день рождения Христа'; 'есть даты более важные'; 'я не считаю эту дату такой знаменательной'; 'много других хороших дат есть'; 'не считаю эту дату каким-то событием'; 'помнить о смерти родных – понятно, а он...'; 'не такое глобальное событие, чтобы помнить о нем всегда'; 'надо помнить свои личные даты'.
|
|
|
|
Мало информации, не помню, не знаю Сталина |
2 |
- 'Не преподают в школе'; 'мы его не застали при жизни'; 'он был вождем для наших родителей, у меня по поводу него нет никаких особых впечатлений, мыслей'; 'т. к. я не жил в то время и почти ничего не знаю'; 'не жили при нем'; 'наше поколение о нем мало знает – нет смысла помнить'; 'скорбит тот, кто помнит, а мы уже и не знаем'.
|
|
|
|
Важна не дата, а дела Сталина |
1 |
- 'Лучшее помнить о достижениях в науке, экономике при Сталине'; 'дата смерти не важна, а важны дела'; 'важна суть жизни человека'; 'дата смерти тирана ничего не решает – важен сам факт наличия тирана'; 'важно помнить исторический контекст – что он сделал, а не дату'; 'кто-то хвалит, а кто-то ругает Сталина за жестокость, это надо понимать, а не дату смерти помнить'; 'о Сталине – надо, а о дате – не надо, это не столь важно'.
|
|
|
|
Другое |
1 |
- 'Он же не Ленин'; 'я не считаю себя его фанаткой'; 'их было много, правителей'; 'ни Сталин, ни Ленин мне ничего не дали'; 'каждый решает для себя сам'; 'запутанная история'.
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
74 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ХОРОШЕГО СДЕЛАЛ И. СТАЛИН?
![](/image/graphics/gd0308117.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Победа в Великой Отечественной войне |
|
35 |
- 'Поставил Гитлера на колени'; 'остановил фашизм'; 'если бы не Сталин, может быть, не выиграли бы войну'; 'благодаря его воле мы одержали победу в войне'; 'старшее поколение хвалит, что войну выиграл, немцев разгромил'; 'выиграл войну с Германией'; 'войну выиграл, хотя за счет огромных жертв'; 'война кончилась благополучно'; 'только то, что выиграл войну'; 'удачно закончилась война'; 'под его руководством выиграли такую тяжелую войну'; 'благодаря ему мы выиграли войну'; 'был мозговым центром в Великую Отечественную'; 'большая роль в выигрыше войны'; 'в войну показал себя'.
|
|
|
|
|
|
Экономическое строительство |
|
22 |
Послевоенное восстановление страны |
10 |
|
- 'Восстановил экономику после войны практически за пятилетку'; 'восстановил хозяйство после войны'; 'после войны строительство в грандиозных масштабах'; '...после войны все моментом восстановили'; 'восстановил жизнь после войны'; 'после войны было вскоре налажено производство, сельское хозяйство'.
|
|
|
Индустриализация, экономический рост страны |
8 |
|
- 'Превратил страну в индустриальную державу'; 'поднял экономику до небывалого размера'; 'ударные комсомольские стройки'; 'стимулировал развитие экономики'; 'экономика была стабильная'; 'поднял металлургию – на чужих костях, правда'; 'довоенная индустриализация, коллективизация – это его заслуги'; 'в короткие сроки развил тяжелую промышленность'; 'крупные стройки при нем велись'; 'из отсталой страны в более развитую'; 'строительство метро, заводы, ГЭС, большие стройки'; 'сделал переворот в экономике'.
|
|
|
Стабильные цены, снижение цен |
5 |
|
- 'Понижал цены каждый год'; 'цены были стабильные'; 'на продукты не повышались цены...'; 'ежегодно снижались цены'; 'цены не росли...'; 'снижал цены, и они не повышались'; 'каждый год дешевели продукты'; 'понижал к весне цены'; '...каждую весну снижал цены – все ждали весну'.
|
|
|
Развитие науки и техники |
1 |
|
- 'Науку толкнул вперед, при нем развивается ядерная физика'; 'он заставлял делать вперед всех ракеты, чтобы полететь раньше всех в космос'; '...достижения в науке, технике, искусстве'; 'обеспечил скачок в технике'.
|
|
|
|
|
|
Государственное строительство |
|
22 |
Порядок, дисциплина в стране |
18 |
|
- 'Был порядок, дисциплина, все работали, законы действовали'; 'порядка больше было, была дисциплина, боялись воровать'; 'он навел порядок в стране, криминала как такового не было'; 'держал все под контролем'; '...воров и бандитов убивал сразу, мы ничего не боялись'; 'был порядок, железная рука; мы боялись опоздать на 5 минут на работу – сразу 6 месяцев принудительных работ'; 'был порядок – строгий мужик'; 'держал всех в узде'; 'что держал страну в ежовых рукавицах'; 'дисциплина была строгая, как рассказывали мне мои родители'.
|
|
|
Создание сильного государства |
5 |
|
- 'Превратил страну в сильную державу'; 'сумел создать государство'; 'увеличил территорию государства'; 'страна была сильней и прочней'; 'создал крепкое большое государство'; 'собирал свое государство, оно было сильное, могучее – в этом его заслуга'; 'СССР стал сильным государством'; '...из лапотной страны сделал могучее государство'.
|
|
|
|
|
|
Решение социальных проблем |
|
8 |
Материальное благополучие народа |
4 |
|
- 'Люди стали лучше жить, досыта кушать хлеб'; 'жили не бедно'; '...в достатке жили все'; 'люди не голодали...'; '...не было нищих и голодных людей'; 'благосостояние народа'; 'народ так не нуждался, как сейчас...'; 'легче жилось'.
|
|
|
Отсутствие безработицы |
2 |
|
- 'Люди все были трудоустроены'; 'очень много было рабочих мест'; 'работы было много'; '...у людей была постоянная работа'; 'люди работали'.
|
|
|
Бесплатные медицина и образование |
1 |
|
- 'Лечились бесплатно'; 'учились бедные, могли лечиться старики'; 'при нем была бесплатная учеба, бесплатное лечение...'; 'люди учились бесплатно, люди лечились бесплатно'.
|
|
|
Забота о народе в целом, об отдельных категориях граждан |
1 |
|
- 'Постоянно проявлял заботу и внимание о народе'; 'при Сталине не было беспризорников...'; 'хорошая защита'; '...обеспеченность прав на труд, образование, отдых'; 'были сады, пионерлагеря...'; 'работа профсоюзов, льготы'.
|
|
|
Социальная справедливость |
1 |
|
- 'Не было несправедливости'; 'создал более-менее справедливое общество'; '...была справедливость – не было богатых и нищих'; 'все жили сравнительно одинаково'; '...не было расслоения на богатых и бедных'.
|
|
|
|
|
|
Прочные идеологические устои, моральное единство народа |
|
4 |
Уверенность в завтрашнем дне |
2 |
|
- 'Привил чувство уверенности в завтрашнем дне'; '...народ не боялся завтрашнего дня'; 'была стабильность, уверенность в завтрашнем дне'; '...жили люди спокойнее, увереннее, чище'; 'люди чувствовали себя стабильно, знали, что будет завтра'.
|
|
|
Интернационализм |
1 |
|
- 'Не было национального различия...'; 'все народы были дружны'; 'сплотил республики – были связаны, дружили'; '...своей политикой объединил союз всех народов дружбой'.
|
|
|
Патриотизм |
1 |
|
- 'Воспитание в людях любви к Родине'; 'воспитал в народе патриотизм'; 'гордость за страну, патриотизм'; 'патриотизм был на высоте'; 'любовь к Родине, патриотизм развил – но под насилием'; 'патриотизм был высокий у народа'.
|
|
|
Другое |
1 |
|
- 'Создал идеологию у людей того времени'; 'у людей была мечта'; 'вера народа в него была непоколебимая'; 'людьми что-то двигало, когда они шли в бой с именем Сталина'.
|
|
|
|
|
|
Международный авторитет страны |
|
3 |
- 'Авторитет России поднял'; 'вывел страну в международном плане на мировые позиции'; 'СССР в те времена уважали, и без него никто не принимал серьезных решений'; '...поднял престиж страны на мировой уровень'; '...уважать заставил русских'; '...нас все другие страны боялись'; 'считались с Россией в мире'; 'сильная внешняя политика'.
|
|
|
|
|
|
Депортация чеченцев |
|
1 |
- 'Вывод чеченцев'; '...вовремя унял чеченцев'; '...Чечню вывез в Казахстан – сейчас они вернулись и вон что творят!'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Что надо, то и сделал'; 'говорят и пишут разное, но, как всегда, половину скрывают'; 'большинство людей его хвалят, судя по слухам, сделал для людей много хорошего'; 'столько лет управлял страной, сделал что-то хорошее, наверно'; 'сделал трудности для народа, чтобы они могли чему-то научиться'; 'добился суда преступников во время Второй мировой войны'.
|
|
|
|
|
|
Ничего хорошего не сделал |
|
3 |
- 'Ничего: такой ценой победить войну – это не победа, а разорение, поражение'; 'ничего хорошего он не сделал'; 'считаю, что ничего хорошего: не мог уберечь Россию от войны, безумная война с Финляндией, разруха, разорение'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
27 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ПЛОХОГО СДЕЛАЛ И. СТАЛИН?
![](/image/graphics/gd0308118.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Тоталитарный режим |
|
63 |
Массовые репрессии |
61 |
|
- 'Было много репрессий, многих людей расстреливал'; 'что много народу расстрелял неповинного'; 'больше уничтожил народу, чем война'; 'уничтожал людей без следствия'; 'геноцид собственного народа'; 'ГУЛАГ при нем был'; 'уничтожил интеллигенцию, генералов, ученых, врачей репрессировал'; 'в корне изменил социальный состав страны, уничтожив лучших, которые были способны приносить пользу государству'; 'говорят, много было расстрелов, ГУЛАГов'; 'террор был'; '1937 год – столько людей погублено!'; 'все, что замешано на крови, хорошим быть не может, по трупам ходить нельзя – слишком многое построено на костях'; 'были концлагеря при нем'; '20 миллионов уничтожил – генофонд нации'; 'без разбору всех сажали при нем'; 'было много жертв без вины'.
|
|
|
Политическая диктатура |
3 |
|
- 'Жесткое подчинение себе'; 'не давал развиваться демократии'; 'тирания над людьми'; 'подмял всех, принимал решения единолично'; '...законности при нем вообще не было в государстве, волюнтаризм был'; 'единовластие'.
|
|
|
Атмосфера страха, доносительство |
2 |
|
- 'Страх людской'; 'миллионы вогнал в страх'; 'все друг друга боялись'; '...страх за свою жизнь и жизнь близких людей'; 'запугал людей, страшно было сказать слово – мог последовать расстрел'; 'гадкая черта – наушничество'; 'хорошо было развито у людей то, что они писали друг на друга доносы'.
|
|
|
Отсутствие гражданских свобод |
2 |
|
- 'Попрал права человека'; 'уничтожил ген свободы в русском народе'; 'храмы закрывались при нем'; 'не было свободы слова'.
|
|
|
Культ личности |
1 |
|
- 'Позволил сделать из себя культовую фигуру'; 'культ своей личности'; '...перебор с культом личности'.
|
|
|
|
|
|
Неподготовленность к Великой Отечественной войной, неоправданные потери |
|
3 |
Позиция И. Сталина перед войной |
2 |
|
- 'Не подготовил Красную армию к войне с фашистами'; '...допустил войну по личной халатности и глупости и недоверию разведке'; 'все-таки допустил войну, не послушал'; 'ввязался в войну'; 'война из-за него началась'; 'прозевал войну в 41-м году'; 'виноват в полном поражении Красной армии в первые годы Великой Отечественной войны...'; 'начало войны проспал – не верил, что Гитлер развяжет войну'.
|
|
|
Чрезмерные жертвы на фронте и в тылу |
1 |
|
- 'Большие потери в Великой Отечественной войне'; 'много людей погибло во время войны'; 'слишком много потерь в войну'; 'слишком много людей погибло на фронте и в тылу, которых можно было бы спасти'; 'слишком высока цена победы...'; 'в войне больше жертв из-за политических репрессий'; 'очень дорогой ценой досталась победа'.
|
|
|
|
|
|
Политика насилия и принуждения в отношении крестьян |
|
3 |
Коллективизация, раскулачивание |
2 |
|
- 'Загнали в колхоз людей...'; 'коллективизацию не надо делать так, как он делал: сгубил людей'; 'колхозы организовал зверски'; '...насильственная коллективизация'; 'провел коллективизацию в деревне'; 'раскулачивание крестьян'; 'раскулачивание и расказачивание – его ошибки'.
|
|
|
Разорение крестьянства |
1 |
|
- 'Сельчан давил налогами, отбирали землю, если больше 15 соток'; 'ободрал деревню'; 'налоги на все были: и на корову, и на овцу, шкуру драли со всего'; '...ужасное положение деревни – колхозников обдирали: даже если не было коровы, он все равно должен был сдавать молоко, мясо, приходилось им покупать и сдавать'; 'земли отбирали, скот отбирали – тяжело было'; 'разорил сельское хозяйство...'; 'налоги, деревню зажал'; '...уничтожение середняка в деревне'.
|
|
|
|
|
|
Общая отрицательная оценка личности И. Сталина |
|
1 |
- 'В душе он был зверь'; 'национальный преступник'; 'бандит по натуре'; 'был труслив...'; 'судя по статьям, не тот человек, что держался за Россию'; 'чересчур был строгим'; '...сам был небольшого образования'.
|
|
|
|
|
|
Нищета, голод |
|
1 |
- 'Голод и холод'; '33-й год – голод'; 'людей голодом заморил'; 'обнищание масс'; 'развел нищету'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Железный занавес'; 'система, которую он создал, приводила к нежелательным перекосам'; 'вел Россию в неверном направлении'; 'унизил Жукова: заслуга выигрыша войны была у Жукова, а Сталин присвоил ее себе'; 'методы плохие, но другими нельзя было это сделать'.
|
|
|
|
|
|
Ничего хорошего не сделал |
|
1 |
- 'Все хорошее покрыл плохим...'; 'все, что сделал'; 'так много, что не перечислишь'.
|
|
|
|
|
|
Ничего плохого не сделал |
|
4 |
Не сделал ничего плохого для меня, моей семьи |
1 |
|
- 'Для меня, моей семьи ничего плохого – не коснулись нас репрессии'; 'мне ничего плохого не сделал'; 'для меня плохого ничего'.
|
|
|
В целом не сделал ничего плохого |
1 |
|
- 'Нет такого'; 'ничего, его просто опорочили в наших глазах'; 'ничего не сделал плохого, вообще надо жить в ту эпоху'.
|
|
|
Все плохое – от окружения И. Сталина |
1 |
|
- 'Плохое делал не он, а его подчиненные'; 'не разбирался с доносами, которые ему готовили его подчиненные'; 'слушал буржуев, которые пролезли в партию и нашептывали ему'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
28 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 февраля 2003 г. 1500 респондентов.
|
3.Приложение.Таблицы
|