|
По сравнению со второй декадой августа, несмотря на насыщенное катастрофическими событиями время и годовщину взрывов в Буйнакске и Москве, отношение россиян к обещанным Правительством реформам практически не изменилось. Потенциал поддержки реформ остается высоким:
|
Август |
Сентябрь |
- Правительству следует активно проводить реформы
|
44% |
48% |
- Правительству удастся добиться результатов
|
37% |
39% |
- В результате реформ уровень жизни повысится
|
29% |
27% |
|
Неудивительно, что баланс позитивных и негативных установок на реформы среди россиян за этот период стал заметно более положительным: если в августе превышение респондентов с позитивной установкой на реформы над респондентами с негативной установкой составляло 12 п.п., то в сентябре – уже 17 п.п..
Рядовым гражданам вторят представители региональных элит: четверо из пяти экспертов считают, что Правительству следует активно проводить реформы, две трети экспертов уверены, что в этом случае Правительству удастся добиться позитивных результатов, а половина (против пятой части) ожидает, что в результате реформ жизненный уровень населения повысится. Иными словами, позиции и экспертов и населения по отношению к реформам за истекший месяц в целом остались неизменными и доброжелательными.
Такую, на первый взгляд очевидную, стабилизацию настроений представители региональных элит чаще всего объясняют 'отпускным' периодом. Процитируем одного из наших вологодских экспертов:
- 'Август и, по-видимому, сентябрь... называют 'мертвыми' месяцами вплане активной политической жизни, и даже экономической, т.е. <...> вэтот период <...> не принимаются какие-то решения судьбоносные, касающиеся экономического развития... Как правило, люди, да и депутаты, находятся в отпусках... Я не могу припомнить хоть какое-то решение, которое могло бы сейчас или в отдаленном будущем повлиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе... Ситуация социально-экономическая является устойчивой, преобладают положительные тенденции в экономике, социальной сфере...'
Подобную позицию разделяет не менее трети участников наших экспертных свободных телефонных интервью. Однако большинство среди этой трети все же не занимает подобной однозначно оптимистической позиции:
- '...ну, в среднем я бы не сказал, что есть какие-то изменения в благосостоянии людей в нашем регионе... Часть вопросов решены. Скажем, у нас тоже были в недавнее время задержки выплат пенсий... Пенсии сейчас выплачивают своевременно, но ...следует отметить их низкую покупательную способность. Они обесценены инфляцией. И здесь власть совершила некую ошибку: было объявлено, что будет повышена пенсия, названа цифра – 125рублей. Все пенсионеры на себя ее примерили, эту надбавку. А когда до дела, то кому-то там 125рублей, а кто-то 4рубля получил, а кто-то – вообще ничего. Все это, конечно, вызвало раздражение...'
Некоторые из экспертов высказывают претензии к работе Правительства:
- 'Настроения людей связаны все-таки с ожиданием перемен. Пока этот кредит доверия, который был на выборах дан Президенту, не исчерпан... Но Правительство как бы между Сциллой и Харибдой... Оно тяготеет к старому – плановой экономике и прочее. И в то же время заявляет курс на продолжение реформ, достаточно радикальный... Сама организационная структура Правительства не реформирована с точки зрения декларированных приоритетов целей и задач... Происходит небольшое, пока неявное смещение государственных акцентов и, в частности, усиления контроля государства, влияния. Во многом это вещи нормальные, но дело в том, что как говорится, заставь дурака Богу молиться... Зачастую это принимает какие-то вывернутые, уродливые формы, когда чиновник начинает размахивать топором, бить туда, куда не совсем нужно. И вместо пользы получается строго обратный результат тому, что мы хотим получить...'
Иными словами, в безусловном 'да' провозглашенным Правительством реформам, которое говорит рассматриваемая треть участников свободных интервью, четко прослеживаются скептические мотивы, которые несколько экспертов, не сговариваясь, обозначали крылатой фразой В.Черномырдина: 'Хотели, как лучше...'
Скепсис остальных двух третей участников свободных интервью оказался столь велик, что практически сводит на чисто декларативный уровень их поддержку заявленным Правительством реформам. Такие эксперты при аргументировании своей позиции ссылаются на реалии сегодняшней ситуации в их регионах, которые интерпретируются ими как проявление продолжающегося кризиса. Борьба же Правительства с этими негативными явлениями, по мнению экспертов, чаще всего носит декларативный характер:
- '...Сейчас идет очередная кампания повышения платы за жилье и коммунальные услуги... Это не очень приятное событие для граждан, поскольку оно не является одиночным. Растет и плата за жилье, и за коммунальные услуги, и плата за содержание детей в детских садиках, плата за электроэнергию...'
(эксперт, Кемерово).
- '...Повышение тарифов на тепло и горячую воду – это самое опасное, что произошло. Причем отсутствие в бюджете дотаций на это повышение, субсидий – это все индикаторы кризисного какого-то положения. Пока кризис продолжается ...Правда, мы уже привыкли к кризису, и ничего особенно резко в настроениях не меняется...'
(эксперт, Барнаул).
Эксперт из Ростова, используя в качестве примера ситуацию с закрытием вещевого рынка, констатирует:
- 'Каких-либо серьезных реформаторских действий за последние месяцы не происходило, а вот анти-, напротив, были – это взаимоотношение власти и мелкого бизнеса, в частности 'челноков'... Закрытие рынка происходило без создания дополнительной схемы рабочих мест, а там, где места предлагались, выставлялись жесточайшие условия – до 3000 долларов за новое место. Это породило серьезную социальную проблему, поскольку речь шла о2000 рабочих мест. А самое главное, здесь был создан прецедент ликвидации самоорганизовавшихся предпринимательских структур...'
Множество подобных примеров, когда власти разрушают налаженный и работающий мелкий бизнес, встречаются очень часто. Несомненно, все они имеют значительный резонанс, высвечивая дистанцию между декларациями либерального реформирования на государственном уровне и реальной политикой на местах.
Эти же мотивы настойчиво звучат и ДФГ. Вот несколько фрагментов:
- 'О каких реформах идет речь?...Набить свой карман? ...Цены растут, говорили, что бюджетникам подымут зарплату в два раза – подняли. Получил вполтора раза меньше: зарплату подняли, но премию срезали... Мы живем надеждой, а пока все остается без изменений...'
(ДФГ, Москва).
- 'Р 1 – ...У нас, в отличие от развитых государств, реформы оторваны напрочь от жизни, не связаны они с благосостоянием людей...
Р 2 – ...Реформами тут и не пахнет... А конец непредсказуем...Это верхние реформы, они нас не коснуться, как в колоде поменяют карты местами... Пенсионная реформа – а результат будет такой: когда я на пенсию пойду, она не будет обеспечена никак... Результат: хотели, как лучше, а получилось, как всегда...' (ДФГ, Воронеж).
Приведенные фрагменты экспертных интервью и фокус-групп резко контрастируют с позитивным отношением россиян к реформам, демонстрируемым результатами массового опроса. Дело, судя по всему, в том, что среди участников и ДФГ, и экспертных интервью столь же редко, как и среди участников массового опроса (28% и вавгусте, и всентябре) встречаются мнения, что Правительству не следует активно проводить реформы. Истоки упомянутого контраста – внесоответствии, противоречии реальной повседневности респондентов и реформаторских деклараций Правительства. Что подтверждается и значениями индикатора установки на реформы, рассчитанного по результатам массового опроса: чем благополучнее, успешнее встроена в сегодняшние реалии жизни социальная группа, тем заметнее в ее составе превышение респондентов с позитивной установкой над респондентами с негативной установкой на реформы.
Категории респондентов |
Значения баланса установки на реформы (вп.п.) |
|
+17 |
- Оптимисты (люди, заявляющие о своей уверенности, что в ближайшие один-два года они будут жить лучше, богаче, чем сегодня)
|
+31 |
- Респонденты с доходом выше среднего
|
+22 |
|
+20 |
|
+9 |
- Респонденты моложе 50 лет
|
+21 |
- Респонденты старше 50 лет
|
+9 |
|
+16 |
|
+10 |
|
В заключение приведем значения этого показателя по семи федеральным округам:
|
+23 п.п. |
|
+22 п.п. |
|
+20 п.п. |
|
+13 п.п. |
- Южный (Северо-Кавказский)
|
+12 п.п. |
|
0 п.п. |
|
– 31 п.п. |
|
Судя по значениям баланса позитивных и негативных установок на реформы, наиболее благоприятный климат поддержки реформ сложился в Северо-Западном, Приволжском и Центральном округах, а в Уральском и особенно вДальневосточном – настроения жителей иные.
|