fom.ru · Поиск ·      








03.11.1995, Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков

Электоральные намерения россиян накануне регистрации партий

Результаты выборов и результаты предвыборных социологических опросов населения могут существенно различаться. Особенно такие расхождения характерны для обществ со слабой укорененностью демократии, для посттоталитарных режимов. В этих случаях опросы фиксируют скорее некие – чаще всего конформистские – умонастроения, идеологические штампы, имеющие широкое хождение в массовом сознании. Тогда как результаты голосования являются следствием реального поведения избирателей, их осознанного электорального выбора.

Другой фактор, который в любом типе обществ разводит результаты опросов и результаты голосования, связан с появлением в день выборов "нового электората": избиратели, пришедшие к урнам, могут сильно отличаться и по составу, и по структуре умонастроений от тех, кто раньше отвечал на вопросы социологов о своих электоральных предпочтениях.

Тому виной совсем не изъяны в методике социологических опросов. Дело в том, что в ряды голосующих вливается значительная часть избирателей, которая в опросах не сообщала о своих электоральных намерениях. Это избиратели, принявшие решение, за кого голосовать, накануне или в день выборов. Судя по нашим данным, двое из каждых трех не определившихся с выбором избирателей намерены принять решение лишь за несколько дней до выборов или непосредственно в день голосования. Они составляют сегодня 15% от списочного состава российского электората. Учитывая, что в России проведение демократических выборов практически только начинается, электоральное поведение этой части избирателей трудно предсказать.

И все же сравним:

(1) что думают избиратели относительно результатов выборов (ответы на вопрос: "КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗА КАКИЕ ПАРТИИ ПРОГОЛОСУЮТ МНОГИЕ?");

(2) каким партиям симпатизируют те, кто уже определил, или

(3) пока еще не определил, за кого проголосует (можно было дать несколько ответов; данные в % от числа опрошенных):

 ИзбирателиОпределившиесяНе определившиеся
КПРФ263019
ЛДПР16117
НДР162013
"Женщины России"152519
"Яблоко"122313
АПР11198
"Демократический выбор России – Объединенные демократы"8139
"Конгресс русских общин"595
Партия самоуправления трудящихся5115
"Держава" (А. Руцкой)374

Как видно из этих данных, сегодня прогноз избирателей значительно расходится со структурой электоральных намерений как определившихся, так и не определившихся с выбором.

Всероссийские опросы городского и сельского населения. 3 – 7, 15 – 19 сентября, 28 сентября – 2 октября и 10 октября 1995 года. Всего 6061 респондент.



База данных ФОМ > Партии и политики > Рейтинги партий > Электоральные намерения россиян накануне регистрации партий