ИСТОЧНИК ДАННЫХ
Формализованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 июня 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – всего 90 экспертов.
Экспертов просили ответить на серию вопросов:
- Как Вы оцениваете – положительно или отрицательно – деятельность Б.Ельцина в качестве главы государства за весь период работы?
- Объясните, пожалуйста, чем Вы руководствуетесь в своих оценках Б.Ельцина?
- Как Вы оцениваете – положительно или отрицательно – деятельность С.Кириенко в качестве главы Правительства за весь период работы?
- Объясните, пожалуйста, чем Вы руководствуетесь в своих оценках С.Кириенко?
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА
В качестве исходного элемента наблюдения было взято
высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос.
За единицу анализа было принято
суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная.
Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех экспертов.
Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по каждому вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся.
ЭКСПЕРТЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б.ЕЛЬЦИНА
I. Эксперты оценивали деятельность Б.Ельцина на посту главы государства по следующим четырём категориям (всего было высказано 86 суждений):
Безусловно положительно | 5% |
Скорее положительно, чем отрицательно | 43% |
Скорее отрицательно, чем положительно | 39% |
Безусловно отрицательно | 13% |
|
II. Для анализа ответов на второй вопрос были отобраны 123 суждения.
Аргументы экспертов в пользу
положительных оценок можно сгруппировать по четырем основным темам:
- Президент, при всех его недостатках, является гарантом стабильности; смена Президента во внеочередном порядке спровоцирует серьёзный кризис. Последствия такого кризиса непредсказуемы, поэтому спокойнее оставить все как есть и дожидаться выборов 2000 г. (13%).
- Президент более-менее успешно решает текущие вопросы: прилагает определенные усилия по реформированию экономики, контролю за налоговой сферой и коррупцией во власти, поддерживал Правительство во время кризисных ситуаций (13%).
- Президент принимает грамотные кадровые решения, самым важным из них является его выбор главы Правительства (7%).
- Активная внешнеполитическая деятельность. Несмотря на некоторую неоднозначность поведения Б.Ельцина на зарубежных встречах явных провалов не было (7%).
Отрицательные оценки аргументировались экспертами более четко:
- Не видно результатов экономических преобразований за все годы правления. Реформы идут медленно и несистематически, декларации и заявления не подтверждаются конкретными шагами (18%).
- Б.Ельцин исчерпал себя как реформатор. Он не годится для созидательной работы – рутинной, систематической и кропотливой. Необходим Президент иного типа (16%).
- Президент не уделяет в полной мере внимания текущим делам государства. Ресурсы Б.Ельцина ограничены возрастом, болезнями, недостатком профессионализма в решении социально-экономических проблем (13%).
- Не разработана концепция развития страны. Решения ситуативны, принимаются поспешно, без надлежащей проработки (11%).
- Одиночные суждения: угроза целостности России становится все более реальной; мотивы решений Президента не связаны с интересами России.
ЭКСПЕРТЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.КИРИЕНКО
I. Эксперты оценивали деятельность С.Кириенко на посту главы Правительства по тем же четырём категориям (всего было высказано 82 суждения):
Безусловно положительно | 13% |
Скорее положительно, чем отрицательно | 63% |
Скорее отрицательно, чем положительно | 15% |
Безусловно отрицательно | 4% |
|
II. Для анализа мотивов оценок деятельности С.Кириенко были отобраны 120 суждений.
Аргументы экспертов в пользу
положительных оценок можно сгруппировать по четырем основным темам:
- С.Кириенко – это тип руководителя, который лучше всего подходит для управления современной экономикой (24%).
- Действия С.Кириенко по преодолению серии кризисных ситуаций говорят о способности быстро оценивать обстановку, об опыте и высоком профессионализме (20%).
- Пока еще рано говорить о результатах,но первые шаги внушают некоторые надежды. Надо дать С.Кириенко поработать (16%).
- С.Кириенко сумел оперативно разработать антикризисную программу (9%).
- Одиночные суждения: сокращение расходов на содержание госаппарата; удачные результаты рабочей поездки в Париж; положительные кадровые решения; Правительство начало заниматься проблемами Северного Кавказа.
Отрицательные оценки деятельности С.Кириенко были аргументированы в основном тремя положениями:
- Правительство само виновато в массовых протестных акциях, приведших к серьезному экономическому кризису; акции протеста могут повториться (10%).
- Не видно каких-либо положительных результатов деятельности нового Правительства (7%).
- С.Кириенко и Правительство – несамостоятельны, марионетки Президента (6%).
- Одиночные суждения: непродуманная идея создания ВГТРК-холдинга; сохранен прежний социально-экономический курс; правительственная команда пока не сложилась.
РЕЗЮМЕ
Деятельность Б.Ельцина в качестве главы государства оценивается экспертами неоднозначно: доля положительных и отрицательных оценок практически равна (48% против 51%).
Доля положительных оценок деятельности С.Кириенко в качестве главы Правительства в 4 раза превосходит долю отрицательных (80% против 20%).
Структура суждений об отрицательных и положительных сторонах деятельности Б.Ельцина и аргументация различны.
Эксперты полагают, что Б.Ельцин, как определенный тип политического лидера, принадлежит уходящему периоду развития страны. Новое время выдвигает иные требования, и нынешний Президент не вполне им соответствует. Причины этого – возраст, болезни, недостаток профессионализма для решения социально-экономических проблем. Затянувшаяся разработка стратегической программы развития экономики позволяет экспертам говорить о неспособности Президента к рутинной и систематической деятельности в области стратегического планирования.
Вместе с тем досрочная смена Президента, по мнению экспертов, неизбежно дестабилизирует обстановку и приведёт к кризису в социальной и экономической сфере.
По мнению опрошенных, деятельность С.Кириенко на посту премьер-министра вселяет определенные надежды на изменение к лучшему экономической и социальной ситуации. Несмотря на то, что Правительство еще не вполне овладело обстановкой в стране, несмотря на некоторый недостаток опыта управления, оно уже зарекомендовало себя дееспособным. Серия кризисных ситуаций стала проверкой на профессионализм и мобилизованность команды. Значительное число экспертов полагает, что С.Кириенко – наиболее адекватный современным условиям тип хозяйственного руководителя и политического деятеля.