|
Практически любого человека в нашей стране что-либо так или иначе связывает с армией: опыт родственников и знакомых, личный опыт или же перспектива приобрести таковой в будущем. Это оказывается важным источником смыслов и оценок. С другой стороны, армия является, пожалуй, самым ярким символом и одновременно наиболее четко и содержательно прописанным атрибутом нашего государства. Недаром при любом обращении к теме армии кто-либо из участников опросов или групповых дискуссий обязательно произнесет фразу: 'Если народ не хочет кормить свою армию, он будет кормить чужую'. Таким образом, армия не воспринимается как что-то 'внешнее' ни по отношению к себе и к своей жизни, ни по отношению к государству, к стране, в которой довелось родиться.
Вместе с тем, впечатления 'жизненного мира' не отображаются напрямую в системе впечатлений и представлений, касающихся 'системного мира', то есть сферы абстрагированных отношений, ролей и позиций, требующей от человека довольно однозначной нормативной и мировоззренческой социализации. Как нам уже доводилось видеть на примере темы патриотизма, приватная область и область социализированных представлений корреспондируют между собой через систему интерпретативных фильтров, позволяющих снимать диссонанс когнитивных несоответствий. Другими словами, представления человека в отношении той или иной темы, проблемы связаны субъективно непротиворечивым образом, что позволяет ему довольно легко переходить от одной системы аргументации к другой при обсуждении одной и той же темы под разными углами зрения.
Судя по полученным данным, приблизительно треть опрошенных (30%) проходили срочную службу в армии, и еще у 52% респондентов в армии служили близкие родственники. Разумеется, среди первых оказываются преимущественно мужчины (63% этой группы), а среди вторых – женщины (78%). То есть, для 82% людей, принявших участие в последнем опросе, армия безусловно входит в сферу жизненного опыта. Для одних это 'включенное наблюдение', для других – это судьба сына, брата, мужа, чье пребывание в армии связано с переживаниями и повышенным вниманием к информации о том, что происходит в вооруженных силах.
Если говорить в целом, люди склонны придерживаться идиллического взгляда на свой армейский опыт: примерно 50% опрошенных, имеющих такой опыт, полагают, что армия дала им больше хорошего, чем плохого. Противоположной позиции придерживаются только 9% респондентов (См.: Образ армии // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 36 (http://www.fom.ru/survey/dominant/476/1162/3901.html).). Вместе с тем, подобный перевес исчезает, как только речь заходит о сугубо гипотетической перспективе стать солдатом сегодня. Так, на вопрос: 'Если бы Вы были молодым человеком призывного возраста и могли бы выбирать – служить в армии или не служить, сегодня Вы бы пошли или не пошли в армию?' – 41% опрошенных высказались за службу, а примерно половина (49%) выбрала вариант 'не пойду служить'. Разумеется, среди первых – заметная доля мужчин, а среди вторых – женщин. Но следует отметить, что мужчины оказались не столь уж 'милитаризованными': выразивших желание идти в армию среди них – 53%, отказавшихся от этой, повторим, гипотетической возможности – 41%.
Схожая тенденция наблюдается, если мы посмотрим на тот же самый вопрос с точки зрения служивших и не служивших в армии. Действительно, первые чаще демонстрируют положительную установку относительно срочной службы, но вместе с тем существенна также и доля настроенных отрицательно (соотношение 1:1,7).
|
Все |
Служили в армии |
ни я, ни родственники |
мои родственники |
я лично |
и я, и родственники |
Вопрос: 'Если бы Вы были молодым человеком призывного возраста и могли бы выбирать – служить в армии или не служить, сегодня Вы бы пошли или не пошли в армию?' |
Пошел бы |
41 |
30 |
35 |
58 |
61 |
Не пошел бы |
49 |
61 |
52 |
35 |
35 |
|
Если говорить в целом, отслужившие более позитивно настроены в отношении армии и более критически – в отношении тех, кто 'отклоняется от нормы'. Имеющие армейский опыт чаще других полагают, что армия положительно влияет на формирование личности человека (32-34% против 18-20% среди тех, кто сам лично не служил). Среди них больше тех, кто с осуждением относится к уклоняющимся от призыва или же к убежавшим из армии.
|
Все |
Служили в армии |
ни я, ни родственники |
мои родственники |
я лично |
и я, и родственники |
Вопрос: 'Одни относятся к людям, которые уклоняются от службы в армии, отрицательно, с осуждением. Другие относятся к таким людям с пониманием, сочувствием. Лично Вам какая позиция ближе – первая или вторая?' |
Первая |
35 |
33 |
28 |
50 |
51 |
Вторая |
53 |
55 |
62 |
36 |
37 |
Вопрос: 'Одни относятся к солдатам, которые убежали из своей части, отрицательно, с осуждением. Другие относятся к таким солдатам с пониманием, сочувствием. Лично Вам какая позиция ближе – первая или вторая?' |
Первая |
28 |
27 |
23 |
39 |
40 |
Вторая |
53 |
58 |
59 |
37 |
42 |
|
Подавляющее большинство принявших участие в опросе единодушны во мнении, что сегодня российские юноши не хотят служить в армии (86%). Среди перечня причин, объясняющих это нежелание, лидирует, по их мнению, 'плохая обстановка в армии' (42%) – распространенность дедовщины и неуставных отношений, отсутствие должного порядка и организованности, плохие условия жизни и службы. Здесь же следует отметить, что две трети россиян (64%) считают сегодняшние условия жизни солдат в армии более тяжелыми по сравнению с ситуацией 10 – 15-ти летней давности. Более того, 41% опрошенных полагает, что военное руководство может, но не хочет поддерживать нормальные условия жизни солдат, а еще 16% говорит и об отсутствии желания у военного руководства заниматься этой проблемой.
Примерно четверть россиян объясняют нежелание юношей служить опасностью армейской службы сегодня: продолжаются боевые действия в Чечне, на Северном Кавказе в целом (16%), да и в невоюющих частях существует реальная угроза жизни, физическому и психическому здоровью (9%).
- 'Родители, конечно, стараются детей защитить справками, взятками. И я это приветствую. Потому что детей отдавать в мясорубку никто не захочет...Плохая такая страна, что призывают и посылают в Чечню. Надо туда все-таки брать закаленных, контрактников, а молодежь надо от этого оберегать. Их надо учить каким-то навыкам, но не посылать на бойню'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'По соседству часть стояла... Это не офицеры. Эти махновцы, люди, которые только уважают себя, не больше. Пацаны для них, это груша ходячая, и все. Они с этим не считаются. В этом отношении пацанов жалко туда отправлять... Служить, естественно, надо. Но зачем тогда нужна такая родина, если ее некому будет защищать?'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'То, что сейчас в армии происходит – это крайне опасно для жизни. Я не имею в виду, если даже послать в Чечню. В обычных российских гарнизонах, даже если он располагается в весьма благоприятных зонах, происходят крайне негативные явления. Эта пресловутая дедовщина, это уже всем известно... Я когда смотрю, идут репортажи или интервью с военными, они склонны отвечать так: 'Да, – дескать, – вы в армию привносите то, что произошло на гражданке, а мы ничего сделать не можем' Да ерунда. Очень много рычагов у них, и сделать можно. Но не хотят они сами'
(ДФГ, Самара).
Вместе с тем, довольно распространена позиция, согласно которой нежелание служить есть проявление если не безусловно отрицательных, то точно – осуждаемых респондентами качеств сегодняшних молодых людей. Из всех ответов на открытый вопрос эта тема затрагивалась в 17% суждений.
- '<Юноши> ленятся и боятся трудностей'; 'армия требует много сил и труда'; 'избалована вся молодежь'; 'мамины сынки'; 'неправильное воспитание родителями'; 'это поколение духовно и физически слабее предыдущих'; 'молодежь вся – дебилы и дистрофики'; 'молодежь пошла непатриотическая, не любит свою страну'; 'нет героизма и любви к родине'
(открытый вопрос).
Схожая структура ответов обнаруживается и в высказываниях о причинах дезертирства, побегов из армии. Две трети опрошенных (68%) полагают, что сегодня случаев, когда солдаты оставляют свою часть, много и численность их увеличивается. Еще 11% согласны относительно тенденции – увеличение числа побегов, но придерживаются иной точки зрения на их сегодняшнюю численность. Только 7% ответивших убеждены в том, что число случаев дезертирства снижается.
Главной причиной дезертирства, судя по ответам на открытый вопрос, 44% респондентов называют дедовщину и неуставные отношения. В целом же склонны видеть вину армии в участившихся побегах 69% россиян, а примерно 20% склонны давать негативные характеристики призванным на службу молодым людям.
- 'Если из армии бегут по 50 – 60 человек, значит там просто невыносимо уже существовать. Конечно, там тюремные законы действуют. Кому это надо? Какому нормальному человеку туда нужно?'
(ДФГ, Самара).
- 'Дедовщина и все прочее: и убийства, и побои'; 'проблем в армии много, солдаты беззащитные, вот и бегут'; 'от жизни впроголодь'
(открытый вопрос).
- 'Кто жалуется на дедовщину? Те, кто ничего не умеет, – ни полы помыть, ни подшить, ничего. Ему там зуботычину дадут, его учат, а он сразу бежит: 'Мама, дедовщина!' Убегает. И наши родители этому способствуют. Они сами начинают последние копейки собирать, лишь бы чадушко не шел в армию. А он сидит у них на шее, бугай'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Не готовы морально, идут тепличные'; 'безответственность, инфантильность солдат'; 'отсутствует желание преодолевать тяготы военной службы'
(открытый вопрос).
Лейтмотивом суждений о жизни в армии без сомнения можно назвать дедовщину, неуставные отношения. Примерно 78% опрошенных полагают, что это явление широко распространено в сегодняшней российской армии. Следует отметить, что имеющие личный опыт службы в армии примерно в два-три раза чаще придерживаются противоположной точки зрения, но доля ее сторонников даже в этой категории респондентов невелика:
|
Все |
Служили в армии |
ни я, ни родственники |
мои родственники |
я лично |
и я, и родственники |
Вопрос: 'Одни полагают, что неуставные отношения, дедовщина сегодня часто встречаются, широко распространены в армии. Другие полагают, что неуставные отношения, дедовщина в армии редки, широко не распространены. С каким мнением Вы согласны?' |
С первым |
78 |
79 |
80 |
73 |
72 |
Со вторым |
8 |
7 |
5 |
13 |
15 |
|
То есть, мы можем говорить о том, что четверо из пяти россиян, и три четверти прошедших срочную службу считают неуставные отношения и дедовщину актуальной и широко распространенной проблемой сегодняшней российской армии. 39% ответов о причинах неуставных отношений касаются недостатков армии как социального института и как организации. Главная тема обсуждения – роль офицерского состава.
- 'Командному составу на это наплевать'; 'командование не спрашивает с 'дедов' за издевательство над молодыми'; 'из-за утраты командирских навыков у офицерского состава'
(открытый вопрос).
- 'Тот офицер, который не заинтересован в своей службе в армии, не заинтересован в своей карьере, что, он будет заинтересован в дисциплине?! Да ему лишь бы свои положенные часы там отбыть и скорей домой. Что там в части происходит, в его подразделении – да ему начихать, и всё – в большинстве-то случаев. Есть, конечно, исключения. Исключения – это исключением так и останется. Так это и порождает ту самую дедовщину'
(ДФГ, Самара).
13% ответов и некоторые высказывания на фокус-группах описывают дедовщину как естественное для армии и всегда существовавшее в ней явление. Люди полагают, что неуставные отношения – один из способов боевой подготовки солдат, когда более опытный учит и воспитывает слабо подготовленного новобранца. В армии люди вынуждены жить вместе, и более сильные оказываются лучше приспособленными к непривычным условиям. В этом – неотъемлемая суть армии, поэтому дедовщина в ее отрицательных и положительных проявлениях присутствовала всегда.
18% ответов указывают на связь армейских проблем и проблем общества. Эта категория распадается на две части. Во-первых, причина неуставных отношений видится в том, что в армии оказываются люди опасные – агрессивные, жестокие, уголовники, психически неуравновешенные (13%). Во-вторых, армия не существует изолированно от общества, и все его пороки и проблемы отражаются на ней: преступность, жестокость, равнодушие к своему делу, недостаток финансирования, старое вооружение и т. д. (5%).
Принявшие участие в опросе россияне по-разному видят пути решения проблемы дедовщины и неуставных отношений, хотя по большому счету готовыми рецептами их ответы не являются. Да от них и не требуется экспертных знаний и инструментальных решений. Высказывания людей представляют собой требования, утверждения, конституирующие проблему в качестве актуальной и общезначимой. Опираясь на материалы опроса, мы можем утверждать, что россияне уже не воспринимают проблемы армии в качестве 'отдельных негативных моментов', они ожидают системного решения и систематической работы с армией как с самостоятельной социальной проблемой. Так, отвечая на вопрос о том, что нужно делать для искоренения неуставных отношений и дедовщины, респонденты говорили о работе и воспитании офицерского состава, о повышении профессионализма военных, о системной реформе армии, об изменении управленческой организации и т. д.
Приведенные данные показывают, что решить проблемы армии простым 'улучшением отношения общества' вряд ли возможно. Мнения и характер оценок тех, кто имеет опыт службы, не позволяет пользоваться объяснениями типа: 'Все, что говорят об армии, – выдумки, разжигание страстей некомпетентными людьми'. Для значительной части россиян армия является важным элементом биографического опыта, вне зависимости от того, служил человек лично или нет. Она входит в жизнь людей не только публикациями в СМИ и новостными передачами, но также рассказами родственников и знакомых, тревогами и трагедиями родителей, 'армейским фольклором' и воспоминаниями.
- 'Женщины, вам просто повезло, что ваши сыновья вернулись из армии. Потому что были случаи... В институте учились с моей подругой. Она задружила с пацаном, а мать его: 'Ага, ты пойдешь в армию'. Она его сдала в армию, и его там убили. Дедовщина там у них у всех...'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Бывает, до такой степени забивают... У нас на работе был мужчина, у него два сына. Старший убежал из армии. Где-то полгода он плутал, без оружия. Он его выслушал и сказал: 'Ты никуда не пойдешь, и младшего я не дам'. Его где-то с полгода трясли. Но он скрытный, он ничего не рассказывал. Он сказал: 'Со мной делайте, что хотите, я не дам ни того, ни другого'. Они отстали от старшего. И младшего он в армию не дал. Дедовщина там была – видимо, так донимали!.. Это нормальный спокойный парень. Он без оружия, никого не убил. Ушел домой, чтобы все это рассказать'
(ДФГ, Новосибирск).
Сегодня ситуация такова, что армия как социальный институт, служба в ней не укладывается в субъективные представления о желаемом биографическом пути. Несмотря на ностальгические воспоминания многих служивших ранее, армейская служба для большинства россиян перестала быть желаемым элементом биографии.
- 'Человек приходит обратно: морально изуродован, физически изуродован, работу он потерял, потом действительно, человеку вышибают мозги. На гражданке он, может быть, какие-то книги читал, может быть, он что-то смотрел, учился. Там библиотек как таковых нет, кроме Фадеева там ничего не найдешь. Ведь не сравнить нашу армию и какую-нибудь американскую, и не только даже по отношению к солдатам. Люди воспринимают это как два потерянных года, вот как в тюрьме пробыли, вернулись. Ни работы, ни образования, возможности упущены. Много ли поступает после армии? Язву себе заработал, которую он всю жизнь будет изживать, а что еще? Морально и физически уничтожено все'
(ДФГ, Москва).
|