fom.ru · Поиск ·      








09.12.1998, Климов И.А.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 ноября 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – всего 90 экспертов.

Данные ноябрьского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса деятелей региональных СМИ в январе – октябре 1998 гг.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти – Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 – отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

Баланс экспертных оценок


Орган властиМесяц 1998г.
1234567891011
Президент0,330,370,250,630,640,270,30,030,050,010,04
Правительство0,350,220,210,160,250,440,290,160,050,220,16
Госдума0,080,060,040,140,090,060,1200,290,110,05


СУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

В течение последних четырех месяцев соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента остается рекордно низким за последние два года.

В ноябре этот показатель составил 0,04 пункта.

Мотивы положительных экспертных оценок сводятся к следующим темам
  1. Президент остается гарантом Конституции. Он выступает в защиту завоеваний цивилизованного мира, свободы печати; продемонстрировал четкую, политически корректную, соответствующую Конституции позицию по проблеме антисемитизма (9 ответов).

  2. Несмотря на болезнь Президент выполняет свои обязанности главы государства. Он участвует в официальных политических раундах, воздерживается от непродуманных действий, умеет держать паузу в ситуации неопределенности (4 ответа).

  3. Ослабилось деструктивное влияние Президента, что обусловлено его бездействием и самоустранением от реальной работы (3 ответа)

  4. Одиночные суждения: не изменил выбранному курсу; выполняет роль символа государственной власти; несмотря на проблемы со здоровьем не просит отставки; начинает выходить из оцепенения и формировать собственную позицию.
Отрицательные суждения экспертов о деятельности Президента можно разбить на следующие группы:
  1. Президент фактически самоустранился от управления страной. Нет реальных действий, он не осведомлен о положении дел в стране, его действия неадекватны ситуации (39 ответов).

  2. Президент недееспособен из-за болезни. Он отдыхает, лечится - не работает, не проявляет инициативы в трудное для страны время (23 ответа).

  3. Президент не справляется с ролью гаранта Конституции. Выполнение президентских обязанностей носит фрагментарный характер; лихорадочность и непоследовательность действий - свидетельство отсутствия представлений о стратегии развития государства и о собственной роли (10 ответов).

  4. Одиночные суждения: не ставит задач перед Правительством; у него не хватает мужества уйти в отставку; сорван график международных визитов.

СУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Если в октябре баланс экспертных оценок сместился в лучшую сторону по сравнению с сентябрем (+0,17), то в ноябре этот показатель изменился к худшему (-0,06), опустившись до 0,16 пункта.

Положительные суждения о работе Правительства касаются следующих тем.
  1. Правительство стало наиболее активной ветвью власти, его деятельность более продуктивна, чем работа Президента или Думы. Пытается наладить работу в период всеобщего распада и бездеятельности, ищет выход из кризисного положения. Наряду со своими функциями Правительство выполняет также и функции Президента, самоустранившегося от работы (23 ответа).

  2. Решения Правительства носят выверенный характер. Нет необдуманных, скороспелых и слишком негативных решений. Члены Правительства реально оценивают ситуацию в стране, их работу характеризуют стабильность, гласность, отсутствие прямой дезинформации и обмана населения; они пытаются объяснять свои намерения (21 ответ).

  3. Программа Правительства вселяет надежду на долговременную, основательную стратегию действий. Началась работа по стабилизации ситуации, разрабатываются антикризисные меры (14 ответов).

  4. Правительству удалось добиться относительной социальной и политической стабильности. Вера в новое Правительство оградила страну от социальных всплесков и взрывов, наметился альянс между Правительством и Думой (6 ответов).

  5. Активно ведутся поиск кредитов и реструктуризация долгов в условиях кризиса финансовой системы (4 ответа).

  6. Правительство проводит удачную внешнюю политику (4 ответа).

  7. Одиночные суждения: высокая оценка взвешенной и несуетливой позиции Е.Примакова; Правительство не реагирует на подставки и выпады со стороны Г.Явлинского; работа с руководителями регионов, с крупными хозяйственниками; приоритетное внимание к экономическим проблемам; особое внимание к положению отечественного товаропроизводителя; Правительство старается выдержать сроки по пенсиям, пособиям, зарплатам бюджетникам.
Мотивы отрицательных оценок деятельности Правительства следующие:
  1. Не видно практических шагов по восстановлению экономики (16 ответов).

  2. Правительство упускает контроль над ситуацией в стране. Действия малоэффективны, реальных изменений не происходит: не удается стабилизировать обстановку в экономике и социальной сфере, справиться с финансовым кризисом; проблемы с топливом на Дальнем Востоке (13 ответов).

  3. Правительство не видит путей решения проблем. Программа Правительства неконкретна, разработка стратегии развития неоправданно затягивается (13 ответов).

  4. Темп работы Правительства не соответствует степени остроты проблем - в частности, затянули с принятием антикризисных мер, слишком затянулся период раскачки и формирования (10 ответов)

  5. Одиночные суждения: нет проекта бюджета; продублировали схемы прежнего кабинета; делается ставка на помощь Европы и США; продолжаются конфликты во власти; обострились внутренние противоречия; происходит излишняя идеологизация деятельности.

СУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В сентябре баланс положительных и отрицательных оценок Госдумы достиг высшей отметки за последний год (+0,29), в октябре снизился более чем в два раза и составил 0,11 пункта, а в ноябре упал до 0,05 пункта.

Суждения экспертов о позитивных сторонах деятельности Государственной Думы касаются нескольких моментов:
  1. Дума работает, принимает законы (12 ответов).

  2. Дума не конфликтует с Правительством, наметился альянс двух ветвей власти (10 ответов).

  3. Дума ратует за равновесие всех ветвей власти (5 ответов).

  4. От Думы зависит социальная и политическая стабильность (5 ответов).

  5. Одиночные суждения: Дума заняла верную позицию в отношении А.Макашова; поддержала закон о СМИ.
Отрицательные суждения экспертов о работе Государственной Думы продиктованы следующими мотивами:
  1. Депутаты заняли недопустимую - негосударственную, узкопартийную - позицию в отношении А.Макашова. Они не приняли предложение С.Говорухина осудить антисемитские высказывания генерала, спустили все дело "на тормозах" (28 ответов).

  2. Депутаты занимаются политиканством. По всей видимости, политические партии в Думе начинают готовиться к парламентским выборам, забывая при этом все остальные дела и проблемы страны (22 ответа).

  3. Дума создает видимость работы, выполняет минимум своих обязанностей (17 ответов).

  4. Дума не ко времени занимается импичментом Президенту, законом о медицинском освидетельствовании (5 ответов).

  5. Дума заняла непонятную позицию в отношении СМИ (4 ответа).

  6. Одиночные суждения: активность депутатов недостаточна для решения актуальных проблем государства; начинаются игры вокруг бюджета.

РЕЗЮМЕ

  1. В суждениях экспертов о деятельности Президента преобладают отрицательные оценки. Последние четыре месяца показатель баланса устойчиво держится на самом низком уровне за весь 1998г.

    По мнению экспертов, результативность работы Президента крайне низка. Пошатнувшееся здоровье не позволяет Президенту оперативно реагировать на события в стране, контролировать социальную, экономическую и политическую ситуацию. Функции главы государства выполняет по сути дела премьер-министр, но другого гаранта конституции, кроме Президента, в стране быть не может.

  2. По сравнению с другими институтами государственной власти деятельность Правительства оценивается экспертами наиболее благожелательно.

    Эксперты полагают, что Правительство предпринимает необходимые шаги по нормализации социальной, экономической и политической ситуации. Работоспособность, взвешенность, стабильность, отсутствие скандалов и ажиотажа в деятельности кабинета министров позитивно сказываются на стабилизации ситуации в стране. По крайней мере, наметился альянс между Правительством и Думой, удалось погасить панические настроения в обществе, Е.Примаков успешно справляется не только с функциями премьер-министра, но и с вице-президентскими функциями.

    Вместе с тем журналисты полагают, что отсутствие четкой антикризисной программы делает недостаточно эффективной деятельность Правительства в экономической и финансовой сфере. Кризисная ситуация пока не преодолена, не видно перспективы развития экономики страны.

  3. Государственная Дума, по мнению ряда экспертов, остается источником политического напряжения. Журналисты отмечали, что депутаты начинают подготовку к парламентским выборам, поэтому политизированность Думы приводит к внутренним конфликтам, лишает работу депутатов определенности, сфокусированности на актуальных проблемах страны.

    Главный упрек в адрес депутатов связан с неприятием экспертами позиции Думы в отношении А.Макашова. Дума, по мнению журналистов, продемонстрировала не государственный, а узкопартийный, фракционный подход к проблеме межнациональной розни.

    В качестве конструктивного момента некоторые эксперты отметили отсутствие конфликтов между Государственной Думой и Правительством.



База данных ФОМ > Государственная дума РФ > ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.