|
Дебаты на тему о том, можно ли считать журналистов 'четвертой властью', ведутся давно. Большинство участников массового опроса признают, что в современной России журналисты являются серьезной и влиятельной силой (только 16% респондентов придерживаются противоположного мнения). И гораздо чаще считают это влияние положительным (49%), чем отрицательным (18%). Наибольшую поддержку журналисты находят у россиян в возрасте от 18 до 35 лет и оптимистов (людей с высоким уровнем адаптации). Чаще других сомневаются в положительном влиянии российских СМИ люди с высшим образованием, относительно высоким уровнем доходов (более 1000 рублей на члена семьи) и жители мегаполисов.
Несмотря на столь положительное отношение к журналистам, мнения россиян об их объективности четко разделись: 43% опрошенных считают, что они объективно освещают события, 42% – что необъективно. Похожее распределение ответов получилось и в ответах на вопрос о доверии журналистам, хотя в данном случае число тех, кто доверяет им, несколько выше: 47% против 40%.
Нельзя не обратить внимания на то, что респонденты признают положительную роль журналистов несколько чаще, чем выражают им личное доверие или говорят об их объективности. При этом большинство россиян, уверенных в том, что журналисты освещают события необъективно, не считают, что это оказывает отрицательное влияние на жизнь страны. Более того – треть респондентов, давших такой ответ, говорят о положительном влиянии СМИ. Таким образом, оценивая объективность журналистов, с одной стороны, и их роль в жизни страны – с другой, многие россияне руководствуются различными критериями.
Вопрос: 'Как Вы думаете, на сегодняшний день журналисты оказывают или не оказывают серьезное влияние на жизнь страны? Если оказывают, то это влияние положительное или отрицательное?'
|
Все |
Как Вы считаете, российские журналисты освещают события, происходящие в современной России, в целом объективно или не объективно? |
объективно |
не объективно |
затрудняюсь ответить |
Не оказывают серьезного влияния |
16 |
12 |
21 |
14 |
Положительное |
49 |
70 |
32 |
37 |
Отрицательное |
18 |
8 |
31 |
10 |
Затрудняюсь ответить |
17 |
11 |
16 |
38 |
|
Более половины наших сограждан (55%) считают, что профессия журналиста входит в число лучших и самых престижных современных профессий (противоположного мнения придерживаются 30% опрошенных). По мнению респондентов, журналисты занимают в российском обществе довольно прочные позиции и имеют достаточно (47%) или даже слишком много (18%) возможностей для того, чтобы высказать свое мнение. О том, что представители СМИ далеко не всегда могут донести до народа свою точку зрения, говорят 25% участников опроса.
Респондентам было предложено ответить на открытые вопросы о том, что им нравится и что не нравится в работе российских журналистов. В ответах на эти вопросы отразились как нормативные представления о том, какими должны быть журналисты и чем они должны заниматься, так и представления о том, какими они являются на самом деле.
Ответы респондентов на вопрос, что им нравится в работе журналистов, на две группы. В первой – журналисты воспринимаются с позиций аудитории, и, соответственно, говорится о том, что хорошего они делают для своих зрителей, слушателей и читателей. В данном случае речь идет о социальных функциях СМИ: 'просветительской' и информативной, а также о тех аспектах работы журналистов, которые позволяют успешно реализовывать эти функции. В другой группе ответов респонденты пытаются идентифицировать себя с журналистами и говорят о преимуществах их профессии(Респонденты, по-видимому, сочли, что слово 'работа' в вопросе 'Что Вам нравится (не нравится) в работе российских журналистов' употреблено в значении 'профессия' и, соответственно, интерпре-тировали его как вопрос об отношении к профессии журналиста.)Ответы первого типа встречаются значительно чаще, поэтому сначала поговорим о них.
Больше всего россияне ценят в работе журналистов объективность и правдивость (17%). СМИ являются для респондентов основным источником информации о событиях в 'большом мире', поэтому в той степени, в которой они заинтересованы в такой информации, они испытывают потребность верить в то, что она правдивая.
- 'Могут сами проводить независимое расследование и правдиво его освещать'.
- 'Справедливо пишут и говорят о происходящем в стране'.
- 'Открывают людям правду'.
- 'Желание показать жизнь такой, какая она есть'.
- 'Умудряются поперек батьки в пекло, более открыты, отстаивают свое мнение'.
Во многих ответах подчеркивается, что сейчас стало больше правдивой информации, чем раньше, для некоторых респондентов показателем этого является присутствие критики в адрес власти.
- 'Стало больше правды доходить до народа'.
- 'Иногда они рассказывают о власти не очень приятное'.
- 'Стали освещаться события, которые раньше находились за кадром'.
- 'Больше стало информации – раньше знали мало'.
Непосредственно о 'просветительской' и информативной функциях журналистов говорится в 4% ответов. Здесь СМИ предстают в роли учителей и посредников между простыми людьми и 'большим миром'.
- 'Они все народу показывают, глаза открывают'.
- 'Объясняют людям все, рассказывают, показывают, подают материал интересно'.
- 'Много пишут о том, чего мы раньше и не знали, увеличивают наш кругозор'.
- 'Мы познаем через них многое'.
- 'Стараются народ просветить'.
Высоко оцениваются те качества журналистов, которые позволяют им хорошо справляться с перечисленными выше функциями. В первую очередь, респондентам импонирует в журналистах их готовность к риску и смелость (6%), которую они проявляют, выполняя свою работу. Это относится в первую очередь к журналистам, которые находятся в 'горячих точках', и к тем, кто ведет независимые расследования.
- 'Их поездки в горячие точки и правдивое изложение событий, их опасная работа'.
- 'Иногда рискуют жизнью ради новостей'.
- 'Если захотят, добудут любую информацию – не боятся'.
- 'Они едут на войну и из центра событий рассказывают нам правду'.
- 'Есть среди них нормальные и отважные ребята, которые пишут о чем-то, пощупав своими руками это'.
- 'Самоотверженность не коррумпированных журналистов'.
Помимо бесстрашия, респондентов привлекают оперативность, с которой журналисты освещают события (4%), их активность и работоспособность (4%), а также профессионализм и грамотность (3%).
- 'Своевременно доводят информацию до людей'.
- 'Быстрая реакция, непосредственное присутствие на месте событий'.
- 'Умение преподнести себя должным образом'.
- 'Образованные, специалисты в своем деле'.
- 'Компетентность, трудоспособность'.
- 'Как они говорят, пишут, выступают – образованные, умные'.
- 'Их целеустремленность, наблюдательность'.
- 'Очень трудолюбивые, энергичные'.
Перейдем ко второму типу ответов, в которых респонденты высказываются на тему о том, почему работа журналистов кажется им привлекательной, 'примеряя' эту профессию на себя. В этих ответах речь идет о возможностях, которые открывает перед человеком профессия журналиста (не случайно слово 'возможность' часто встречается в ответах этой группы). Главным преимуществом работы журналиста россияне считают владение информацией и возможность ее использовать. Чаще всего в этой связи упоминается возможность много ездить и посмотреть мир (4%), а также быть в центре событий и общаться с интересными людьми (2%). Об осведомленности и широком кругозоре журналистов говорится в 2% ответов.
- 'Они имеют возможность работать с фактами, а не заниматься демагогией'.
- 'Возможен доступ к секретным материалам'.
- 'Возможность общаться с интересными людьми, узнавать новое'.
- 'Возможность общаться с обширным кругом людей с разной деятельностью'.
- 'В курсе всех событий бывают первыми'.
- 'Они могут побывать в разных городах, в любом месте мира, общаться с разными политиками'.
- 'Жизнь видят и в деревне, и в городе, и в мире'.
- 'Могут посмотреть мир не по телевизору'.
- 'Поездки в интересные места'.
Возможность доносить свое мнение до широкой аудитории и таким образом влиять на события упоминается в 4% ответов.
- 'Выбрать могут, что говорить, исходя из собственных позиций'.
- 'Они могут писать о том, о чем хотят'.
- 'Возможность открыто высказывать свое мнение'.
- 'Возможность выразить себя'.
Не нравится россиянам в работе журналистов, прежде всего, необъективность подачи информации и откровенная ложь (19%). За умышленным искажением фактов респонденты видят ангажированность, продажность (8%) некоторых представителей СМИ. Эта сторона деятельности журналистов вызывает наибольшее раздражение участников опроса, так как она противоречит тем функциям, которые, по их мнению, должны выполнять СМИ.
- 'Могут так представить информацию, что не узнаешь ничего, могут поставить все с ног на голову'.
- 'Иногда врут, клевещут'.
- 'Ложь бессовестная прямо в глаза'.
- 'Врут, излагают в своем ракурсе – как им заказано'.
- 'Подыгрывание власти в подаче информации'.
- 'Придворные журналисты, работающие на магнатов, таких как Гусинский и Березовский'.
- 'Материал представляют под углом зрения своих хозяев'.
- 'Они за деньги продаются – кто деньги даст, на того и пишут'.
- 'Много статей пишутся за деньги, и не знаешь, чему верить, где правда, а где ложь'.
- 'Если им заплатят, будут говорить неправду'.
Вызывает немало нареканий у россиян и манера подачи материала (6%) многими журналистами. В данном случае речь идет не столько об искажении фактов, сколько об их интерпретации. Наибольшее недовольство вызывает обилие негативной информации.
- 'Много негативного передают и пишут – чернят действительность'.
- 'Много внимания уделяется темам вроде проституции, наркотикам. Надоело уже это смакование'.
- 'Не обсуждают темы, связанные с положительным примером'.
- 'Слишком жутко наворачивают о криминальных событиях'.
Перечисляя недостатки современной российской журналистики, респонденты называли бестактность журналистов, их склонность к безответственным заявлениям, а также недостаток профессионализма (по 3%).
- 'Суются не в свое дело, печатают непроверенные материалы – потом опровергают их'.
- 'Навязчивость, чрезмерная нетактичность порой'.
- 'Хамство, непрофессиональное отношение к тем, у кого берут интервью, вытаскивают народу много грязного белья'.
- 'Некомпетентность в освещаемых вопросах'.
- 'Много отсебятины, невоспитанность'.
- 'Не отвечают за свои репортажи'.
- 'Очень много трепотни, высказываний не по делу и непроверенных фактов'.
Отвечая на вопрос о том, что им не нравится в работе современных российских журналистов, около 5% респондентов попытались поставить себя на место представителей этой профессии и говорили о тех проблемах, с которыми, по их мнению, сталкиваются журналисты. Они вспомнили и об опасностях этой профессии, и об ограничениях свободы слова и даже о необходимости частых командировок.
- 'Риск для жизни, если говоришь правду'.
- 'Становятся мишенью для бандитов'.
- 'Опасно – нерегулярное питание'.
- 'Не дают говорить правду'.
- 'Не нравится, что многим журналистам просто не позволяют до конца высказываться вышестоящие люди'.
- 'На них очень большой прессинг'.
- 'Нет постоянного места, все в разъездах'.
- 'Разъездной характер – плохо для семьи'.
Участникам общероссийского опроса было предложено порассуждать о мотивах, лежащих в основе деятельности журналистов, закончив фразу 'Журналисты пишут, говорят, выступают, чтобы...' Отметим, что многие респонденты не анализировали внутренние мотивы, а просто называли нормативные функции. Чаще всего участники опроса говорили о том, что журналисты делают все это для того, чтобы 'осветить события' (30%), или потому, что 'это их профессия' (3%).
Среди мотивов, которые, по мнению респондентов, движут журналистами, можно выделить большую группу 'эгоистических', направленных на достижение личных целей. Прежде всего, это желание заработать деньги (19%) и удовлетворить свои амбиции, сделать карьеру (7%).
- 'Прожить – им тоже кушать хочется'.
- 'Получить деньги и купить себе дачу'.
- 'Заработать на хлеб насущный, за редчайшим исключением'.
- 'Получать зарплату, материально себя обеспечивать'.
- 'Поднять свой имидж, получить большие гонорары'.
- 'Показать себя, выпендриться'.
- 'Повысить свой престиж'.
- 'Продвинуться в карьере'.
Вторую группу ответов составляют 'альтруистические' мотивы: донести до народа правду (17%) и улучшить ситуацию в России (6%).
- 'Говорить правду, которую иначе мы никогда не услышим'.
- 'Чтобы истина восторжествовала'.
- 'Открыть людям глаза на правду'.
- 'Разоблачить, назидание, помощь'.
- 'Улучшить жизнь народу и рассказать правду о нашей жизни'.
- 'Наладить жизнь страны'.
- 'Чтобы в России произошли, наконец, перемены к лучшему'.
- 'Они тоже за народ стараются'.
Последняя группа ответов объясняет мотивы деятельности журналистов желанием или необходимостью выражать интересы тех, на кого они работают: выполнить заказ (3%) или манипулировать общественным мнением в чьих-либо интересах (2%), повысить популярность своей программы или издания (1%).
- 'Навязать мнение своих хозяев обществу'.
- 'Освещать мысли тех, кто им платит деньги'.
- 'Отработать деньги, выполняя заказ работодателя'.
- 'В нашу голову внушить нужную их спонсорам идею'.
- 'Воздействовать на население в нужном направлении для каких-либо партий'.
- 'Создать определенное мнение о политиках, которые им платят'.
- 'Чтобы поднять тираж издания'.
- 'Чтобы обратили внимание именно на их газету или передачу'.
|