На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
14.07.1998, Климов И.А. О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ИСТОЧНИК ДАННЫХ Формализованные телефонные интервью, проведенные c 15 по 25 июня 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – 90 экспертов.Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос исследования.За единицу анализа было принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная. Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех экспертов. Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся. РЕЗУЛЬТАТЫ I. Для анализа ответов на первый вопрос были отобраны 226 суждений.По мнению опрошенных, приоритетными для Президента должны быть перечисленные ниже задачи.
По мнению опрошенных, приоритетными для Правительства должны быть перечисленные ниже задачи.
ВЫВОДЫ представленным в Сообщениях №379, №380 и №381) Июньский опрос экспертов региональных СМИ был посвящен комплексной оценке деятельности основных институтов исполнительной власти. Президент и Правительство оценивались по трем позициям:
Доминирующими темами позитивных суждений экспертов по первому блоку вопросов были: Президент эффективно работал во время серии кризисов; было организовано конструктивное взаимодействие между Президентом и Правительством; Президент – гарант стабильности в стране. Негативные суждения экспертов были посвящены следующим темам: Президент недостаточно активно участвует в принятии решений в кризисных ситуациях; недостаточно полно контролирует текущие события. (См. Сообщение №379). Основными темами позитивных суждений экспертов по второму блоку вопросов были: Президент – гарант политической стабильности в стране; Президент более-менее справляется с решением текущих проблем. Негативные суждения базировались на следующих положениях: нет удовлетворительных результатов деятельности за продолжительный период руководства страной; реформаторский потенциал Президента все менее отвечает задачам развития страны и реальному состоянию экономической и социальной сфер. (См. Сообщение №380). Первоочередные задачи, проблемы, которые, по мнению экспертов, должен решать Президент, взаимосвязаны, и среди них трудно выделить какую-то одну наиболее приоритетную (или блок очень близких). Это позволяет говорить о несфокусированности ожиданий опрошенных. Первые пять позиций этого списка объединяет не тематическая, а функциональная общность: все перечисленные проблемы доступны для контроля со стороны Президента и составляют круг его ответственности как гаранта стабильности в государстве. Лидирующие темы позитивных суждений экспертов по первому блоку вопросов можно сформулировать следующим образом: Правительство проявило профессионализм и способность быстро и адекватно реагировать на кризисные ситуации; Правительство выступило в качестве "локомотива событий", активно воздействовало на кризисные тенденции. Негативные суждения заключались в следующем: Правительство не добилось пока заметных положительных результатов (См. Сообщение №379). Главные темы позитивных суждений экспертов по второму блоку вопросов: личные и профессиональные качества С.Кириенко позволяют говорить о нем как о новом типе руководителя; умение быстро ориентироваться в ситуации, профессионализм, проявленные во время серии кризисов, позволяют надеяться на эффективность работы Правительства. Негативные суждения мотивировались следующими положениями: Правительство недостаточно полно контролирует социально-экономическую ситуацию в стране, слабо работает на опережение кризисных тенденций. (См. Сообщение №380). Первые шесть первоочередных задач Правительства можно разделить на две типологические группы, выделенные на основании тематической близости: первая – наведение порядка в финансовой системе страны, повышение ее эффективности; вторая – стимулирование экономического развития и хозяйственной активности на основании государственной стратегической программы. Результаты анализа суждений экспертов по трем блокам вопросов позволяют сформулировать следующий вывод. Ожидания экспертов в отношении Президента и Правительства распределены по принципу дополнительности: Президент недостаточно эффективен и энергичен для проведения реформ, но выполняет важную функцию гаранта стабильности общественно-политической системы – Правительство энергично, оно обладает ресурсами и возможностями для проведения преобразований, но недостаточно опытно и не в полной мере контролирует ситуацию. Представления о дальнейшей стратегии деятельности исполнительной власти связаны с моделью: активная, четко сфокусированная деятельность Правительства при покровительстве и контроле со стороны Президента. |