fom.ru · Поиск ·      








26.05.1999, Кертман Г.Л.

СМЕНА КАБИНЕТА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ



НЕПОПУЛЯРНОЕ РЕШЕНИЕ


Большинство российских граждан считает, что правительство Е.Примакова сумело добиться как экономической, так и политической стабилизации в России.

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
Е.Примаков возглавлял правительство с сентября 1998 года. По Вашему мнению, удалось или не удалось правительству Е.Примакова стабилизировать экономическую ситуацию в стране?
удалось617155657863
не удалось272037281428
затр. ответить12997910
На Ваш взгляд, удалось или не удалось правительству Е.Примакова стабилизировать политическую ситуацию в стране?
удалось526152497052
не удалось272428321534
затр. ответить211520191515


При этом особенно высоко котируются его достижения в деле экономической стабилизации. Суждения граждан здесь несколько расходятся с оценками, преобладавшими в среде политического истэблишмента и тиражировавшимися СМИ: даже явные оппоненты бывшего премьера не ставили под сомнение его успехи по части снижения политической напряженности, тогда как именно экономические результаты деятельности кабинета вызывали серьезные споры.

Вероятно, респонденты не столь уверенно признают заслуги ушедшего правительства в обеспечении политической стабилизации потому, что и эпопея с импичментом, и обстоятельства самой отставки кабинета не слишком гармонируют с общепринятыми представлениями о стабильности. А кроме того, судить о политической стабильности "человеку с улицы" в принципе сложнее, нежели об экономической, и поэтому естественно, что доля затрудняющихся ответить на соответствующий вопрос - выше. Но при этом вполне очевидно, что более значимым критерием общей оценки деятельности правительства является именно степень экономической стабильности: во-первых, потому, что она больше волнует "рядового" гражданина, а во-вторых - потому, что в восприятии наших соотечественников правительство несет ответственность, прежде всего, за социально-экономическое положение, тогда как политическую ситуацию в большей мере определяют иные институты власти, прежде всего - Кремль и Охотный ряд.

Так что именно вердикт респондентов по вопросу об экономической стабильности служит наиболее надежным индикатором, позволяющим судить об их отношении к результатам деятельности кабинета Е.Примакова в целом. Не случайно и доля опрошенных, заявлявших о том, что у них сложилось хорошее впечатление о Е.Примакове, в последние месяцы составляла, как правило, 62-64% (такой вопрос задавался респондентам еженедельно). И неудивительно, что в конце апреля 62% респондентов определенно не желали его ухода в отставку.

Вопрос: "Если Е.Примаков в ближайшее время уйдет в отставку, Вас это огорчит или обрадует, или это Вам безразлично?" (Опрос ФОМ 24-25 апреля)

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
огорчит627061598868
мне это безразлично24172027722
обрадует575514
затр. ответить10714947


Однако, когда эта отставка состоялась, реакция общественного мнения оказалась даже еще более негативной, чем можно было бы ожидать на основании приведенных выше данных.

Вопрос: "12 мая президент России освободил Е.Примакова от обязанностей председателя правительства. Вы лично одобряете или не одобряете это решение президента?"

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
одобряю85810411
не одобряю818778839384
затр. ответить11814835


Решение президента осуждает подавляющее большинство граждан, придерживающихся самых различных политических взглядов. Нетрудно заметить, что те наши соотечественники, которые еще совсем недавно относились к перспективе отставки премьера с безразличием, теперь весьма решительно присоединились в неприятии этого решения к россиянам, определенно выступавшим против ухода Е.Примакова.

Очевидно, что этот сдвиг не свидетельствует о ретроспективной переоценке итогов деятельности кабинета: ведь и сейчас доля опрошенных, уверенных в том, что последний не добился ни экономической, ни политической стабильности (27%), существенно превышает долю респондентов, одобряющих отставку Е.Примакова либо затрудняющихся оценить это событие.

Почему же в таком случае решение президента оказалось настолько непопулярным? Частично, по-видимому, потому, что некоторые респонденты полагают, что хотя правительство и не смогло стабилизировать экономику, все же оно двигалось в правильном направлении, и опасаются, что смена кабинета может негативно сказаться на состоянии экономики.

Вопрос: "Одни политики считают, что правительство Е.Примакова не предпринимало решительных мер в области экономики, поэтому его давно следовало отправить в отставку. По мнению других, правительство предпринимало необходимые меры по стабилизации экономики, и его отставка только ухудшит экономическую ситуацию в стране. С каким мнением Вы согласны - с первым или вторым?"

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
с первым12111315715
со вторым707268718769
затр. ответить18161914616


Судя по приведенным данным, такую позицию занимают 9% респондентов: 70% (полагающих, что правительство "предпринимало необходимые меры") минус 61% (считающих, что ему удалось стабилизировать экономическую ситуацию).

Показательно, что доля респондентов, санкционирующих отставку кабинета, возрастает незначительно (всего лишь до 12%) даже тогда, когда формулировка вопроса воспроизводит основную претензию, предъявленную экс-премьеру Б.Ельциным, - обвинение в проведении чересчур пассивной экономической политики.

И все же представляется очевидным, что резко отрицательная реакция респондентов на отставку Е.Примакова обусловлена не только симпатиями к экс-премьеру. Возможно, не меньшее значение имеет стремление к той самой стабильности, обеспечение которой большинство опрошенных ставит ему в заслугу. В конце апреля только 14% респондентов считали, что отставка правительства в ближайшем будущем вероятна, тогда как 60% - полагали, что этого не произойдет. Таким образом, решение президента оказалось неожиданным для подавляющего большинства граждан, хотя СМИ и предупреждали о высокой вероятности смены кабинета. И раздражение в адрес президента, инициировавшего очередной правительственный кризис, заставило многих респондентов, достаточно сдержанно оценивающих достижения Е.Примакова на посту премьера, однозначно осудить решение о его отставке.

КАБИНЕТ С.СТЕПАШИНА: ОЖИДАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ ГРАЖДАН

Почти половина опрошенных осуждает решение президента относительно преемника Е.Примакова, но очевидно, что позиция респондентов по этому вопросу диктуется не только, а скорее всего - и не столько отношением к С.Степашину, сколько тем недовольством, которое вызвало у них увольнение его предшественника. Что касается самого нового премьера, то лишь чуть более 1/3 опрошенных решились так или иначе оценить его деятельность на тех постах, которые ему ранее доводилось занимать в российских властных структурах: 14% респондентов заявили, что он удачно справлялся со своими обязанностями, 22% - что неудачно. Большинство же российских граждан пока не имеют определенного мнения о новом премьере.

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
Исполняющим обязанности Председателя правительства Б.Ельцин назначил С.Степашина. Вы лично одобряете или не одобряете это решение президента?
одобряю1291315918
не одобряю495851476247
затр. ответить393337382936
Согласно Конституции, Дума должна утвердить нового премьер-министра. Какое решение Думы представляется Вам более правильным - утвердить С.Степашина на посту премьер-министра или не утвердить?
утвердить292332372936
не утвердить344930313733
затр. ответить372938323431


Как явствует из приведенных данных, значительная часть респондентов, не одобряющих решения президента о назначении С.Степашина, полагала, тем не менее, что Думе следует утвердить его на посту премьер-министра. Противники его утверждения ощутимо преобладали над сторонниками только среди приверженцев Г.Зюганова.

Представляется, однако, что голосование в поддержку кандидатуры С.Степашина не обернется в перспективе сколько-нибудь ощутимыми политическими потерями для КПРФ, равно как и для других политических сил, санкционировавших это назначение. Проявив на этот раз полное миролюбие, Дума фактически отказалась брать на себя хотя бы долю ответственности за очередной политический кризис. Как совершенно недвусмысленно свидетельствуют приведенные выше данные, эта ответственность целиком возлагается гражданами на президента, отправившего в отставку предыдущее правительство. В то же время все фракции Думы проявили благоразумие, не встретив информацию о кандидатуре С.Степашина "в штыки", как это было в прошлом году, когда речь шла о назначении премьером С.Кириенко. Поэтому обвинить их в трусости либо непоследовательности никто не сможет - тем более, что С.Степашин не является "одиозной" фигурой, поддержка которой может дискредитировать левых в глазах их электората.

Респонденты крайне пессимистично оценивают экономические перспективы страны при новом кабинете: всего лишь 6% опрошенных полагают, что новое правительство сможет вывести страну из кризиса.

На Ваш взгляд, правительству С.Кириенко удастся или не удастся справиться с экономическим кризисом в России? (2-3 мая 1998 г.)Есть ли у Вас надежда, что правительству Е.Примакова удастся преодолеть экономический кризис? (19-20 сентября 1998 г) Как Вы думаете, правительство С.Степашина сможет или не сможет вывести страну из экономического кризиса? (15-16 мая 1999 г)
удастся21есть45сможет6
не удастся48нет33не сможет54
затр. ответить31затр. ответить21затр. ответить39


Конечно, сопоставление этих данных с прогнозами, которые давались респондентами при утверждении предшественников С.Степашина на посту премьера, не совсем корректно. С.Кириенко находился в более благоприятных условиях хотя бы уже потому, что он пришел на смену весьма непопулярному В.Черномырдину. Кроме того, и сама экономическая ситуация год назад выглядела не столь мрачной, как сегодня. Что касается оптимизма, продемонстрированного респондентами осенью прошлого года, то он в известной мере спровоцирован самой постановкой вопроса: ведь речь тогда шла, собственно, не о прогнозе, а о допущении. Респонденты, давшие положительный ответ на вопрос о шансах правительства Е.Примакова, демонстрировали не уверенность в его предстоящих успехах, а лишь согласие с тем, что такие успехи не исключены.

Но, тем не менее, контраст выглядит весьма впечатляющим. Это, впрочем, может оказаться чрезвычайно выгодным для нового кабинета: почти тотальный пессимизм респондентов позволяет ожидать, что даже сохранение относительной экономической стабильности может быть поставлено правительству С.Степашина в заслугу. Сейчас лишь 8% респондентов надеются, что к концу года экономическое положение улучшится, и 29% - что оно не изменится, тогда как ухудшения ситуации ожидают 46% опрошенных. Следовательно, правительство может - в известных пределах - рассчитывать на снисходительность граждан.

Вопрос: "Как Вы считаете, новое правительство должно придерживаться прежнего курса в экономике или частично его изменить, или изменить полностью?"

 4-5 апреля 1998 г.29-30 августа 1998 г.15-16 мая 1999 г.Среди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
придерживаться прежнего курса4413145101911
частично изменить прежний курс3829332630423540
полностью изменить курс 4551313845342225
затр. ответить1316232220132424


Если от двух предыдущих кабинетов российские граждане категорически требовали полностью или частично изменить экономический курс, то сейчас ситуация несколько изменилась. Но, как выясняется, она изменилась не столь качественно, как можно было бы ожидать, учитывая масштабы недовольства отставкой Е.Примакова. Доля респондентов, требующих "придерживаться прежнего курса", выросла втрое, но и сегодня это требование поддерживают только 13% опрошенных. При этом несколько сократилась доля респондентов, настаивающих на полной смене курса.

Причем, как ни парадоксально, сторонники Г.Зюганова, особенно высоко оценивающие достижения кабинета Е.Примакова, требуют полной смены курса чаще, чем сторонники иных потенциальных претендентов на президентский пост (за исключением немногочисленных почитателей А.Лебедя, отличающихся, как известно, некоторой склонностью к радикализму). Да и среди почитателей самого бывшего премьера только 19% - за сохранение его курса, т.е. меньше, чем за радикальный пересмотр экономической политики.

Это означает, что кабинет С.Степашина обладает достаточно значительной свободой маневра. Фактически российские граждане требуют от него не столько преемственности в отношении предшественника, сколько лояльности в отношении к нему. А поскольку новый премьер последовательно демонстрирует такую лояльность, можно предположить, что сожаление большинства наших соотечественников по поводу отставки Е.Примакова не обернется в ближайшее время негативным отношением к новому кабинету.

Данные общероссийского опроса населения, проведенного Фондом "Общественное мнение" по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России 15-16 мая 1999 г. Интервью по месту жительства. Объем выборки - 1500 респондентов.


База данных ФОМ > Правительство > Правительство Е. Примакова > СМЕНА КАБИНЕТА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ