|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 сентября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Тема школьного образования близка многим россиянам: половина респондентов (50%) отметили, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники школьного возраста. О том, что недавно был принят закон об обязательном 11-летнем образовании, осведомлены две трети респондентов (38% – знают, 30% – что-то слышали). Две трети респондентов (66%) одобрили такой шаг, не одобрили его 13%; пятая часть (21%) затруднились с ответом. Одобрение чаще всего высказывают москвичи (84% из них).
Респондентов попросили в открытой форме объяснить свое отношение к введению бесплатного полного среднего образования.
Одобряющие эту меру (на соответствующий вопрос ответили 66%) чаще всего (11% из по выборке в целом) выражают удовлетворение тем, что образование будет бесплатным, тем более, что платное – не всем по карману ('детей надо учить бесплатно'). Каждый десятый респондент (10% по выборке) в общей форме утверждает, что 'образование – это хорошо'. Некоторые подчеркивают, что среднее образование должно быть всеобщим (5%), что в этом отношении 'у всех должны быть равные права и возможности' (1%). Многие полагают, что предусмотренная законом норма повысит общий уровень образования, культуры в стране (9%), что 'грамотность – это веление времени' (4%), что в результате более длительного обучения 'люди будут умнее' (3%) и вообще поднимется снизившийся уровень образования, особенно среди молодежи (2%). Кто-то отмечает, что более долгий срок обучения – это 'способ организации молодежи', 'чтобы дети не слонялись без дела на улице' (3%) и достигали достаточно зрелого возраста для сознательного выбора профессии, тогда как после 9 класса они к этому еще не готовы (по 2%).
Не одобряющие введение обязательного полного среднего образования, обосновывая свою позицию, чаще всего говорят о необходимости предоставления детям выбора ('если дети не хотят учиться, нечего их заставлять' – 4%) и неспособности части подростков закончить среднюю школу ('не все способны осилить 11 классов' – 4%). Кроме того, звучали мнения, что полное образование можно получить в ПТУ и техникумах, что 'терять два года нет смысла', что есть семьи, которые не могут себе позволить столь долгое обучение детей ('семья если бедная, то ребенок не может столько времени учиться, ему надо обеспечить себя, работая где угодно') – по 1%.
Более половины опрошенных (54%) считают, что полное среднее образование обязательно для всех, вне зависимости от желания обучаться, 39% придерживаются в этом вопросе принципа добровольности. При этом многие респонденты достаточно скептически оценивают перспективы реализации сформулированной в законе идеи: 40% считают, что, несмотря на принятый закон, ввести обязательное 11-летнее образование не получится, 34% считают, что это возможно, 26% затрудняются с прогнозом.
Респондентам был задан открытый вопрос о том, что нужно сделать, чтобы полное среднее образование стало всеобщим на самом деле; на него ответили более половины опрошенных (55%). Чаще всего опрошенные говорили о том, что нужно 'агитировать детей с раннего детства', объясняя им пользу 11-летнего образования (8%). Относительно часто речь шла об улучшении финансирования школ (6%), обеспечении бесплатности обучения (в том числе предоставлении ученикам бесплатных учебников, питания и проезда) – 6%. Отмечалось также, что следует 'больше платить учителям' и в целом повысить уровень жизни в стране (по 5%). Некоторые говорили, что для введения обязательного полного среднего образования 'властям нужно хорошо поработать' (3%), 'ввести закон и обеспечить государственный контроль за его выполнением' (4%). Кроме того, звучали мнения, что родители должны прививать детям желание учиться, что нужно улучшить качество преподавания (по 3%), пересмотреть программы обучения, привлечь новые учительские кадры и улучшить материально-техническую базу школ (по 2%).
Большинство респондентов (80%) считают, что введение бесплатного полного среднего образования потребует привлечения дополнительных средств из госбюджета; 8% думают, что этого не потребуется. При этом 61% говорят о значительных вложениях, 12% – о незначительных; 7% затрудняются оценить их объем. Причем подавляющее большинство опрошенных (83%) уверены, что у государства достаточно средств на реализацию этой программы.
Марина Иванова
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
Недавно в России был принят закон об обязательном всеобщем бесплатном полном (11-летнем) среднем образовании. Скажите, пожалуйста, Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите сейчас впервые?
население в целом |
дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе... |
Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете принятие закона об обязательном всеобщем бесплатном полном среднем образовании?
население в целом |
дети, или внуки, или другие близкие >родственники, учащиеся в школе... |
Почему Вы одобряете принятие закона об обязательном всеобщем бесплатном полном среднем образовании? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они одобряют принятие закона об обязательном всеобщем бесплатном полном среднем образовании, - 66% от числа опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Бесплатное образование – это правильно, платное образование многим не по карману | 11 | 'Бедным тоже учиться нужно'; 'безналичное образование – это хорошо'; 'большинство семей живут за чертой бедности, поэтому необходимо бесплатное полное среднее образование'; 'все должно быть бесплатным, особенно книги – у родителей не всегда есть деньги собрать детей в школу'; 'где деньги брать на образование?'; 'одобряю, детей надо учить бесплатно'. | | Это хорошо, пусть учатся, ученье – свет | 10 | 'Всем нужно образование'; 'грамота нужна'; 'дети должны учиться, получить хорошее образование'; 'должна быть образованная молодежь'; 'люди должны быть более-менее грамотные'; 'образование – это хорошо'; 'потому что ученье – свет'; 'пусть дети учатся – везде в мире учатся'. | | Повысится общий уровень образования, культуры, стране нужны образованные люди | 9 | 'В стране будет больше образованных людей'; 'иначе просто нельзя: будущее России зависит напрямую от образования людей'; 'необходимо для дальнейшего развития нашего общества'; 'нужны нашей стране образованные люди, чтобы ее поднять'; 'нужны умные и грамотные люди'; 'повышается общий уровень культуры страны'; 'чем выше средний уровень образования в стране, тем лучше для ее экономического и политического развития'; 'чтобы выполнять задачи, которые стоят перед страной'. | | Среднее образование должно быть всеобщим | 5 | 'Все должны учиться'; 'должны все учиться и иметь среднее образование'; 'каждый гражданин должен иметь хотя бы обязательное образование'; 'каждый человек должен иметь полное среднее образование'; 'учиться всем надо, чтобы грамотными быть'. | | Без этого сегодня нельзя, это открывает перспективы в жизни, позволяет найти достойную работу | 4 | 'XXI век – это прогресс, и надо этому соответствовать'; 'в век цивилизации народ должен быть грамотным'; 'в современном обществе должны быть более грамотные граждане'; 'возможностей побольше открывается детям'; 'грамотность – это веление времени'; 'жизнь заставляет иметь как минимум полное среднее образование'; 'молодежь, если хочет успешного будущего для себя, должна учиться'; 'образование – успех в жизни'; 'образование нужно сейчас на любой работе'; 'образование помогает хорошо трудоустроиться'; 'сейчас без образования никуда не берут на работу'; 'хорошую работу можно найти, если ты имеешь хорошее образование'. | | Школьники будут приобретать больше знаний, станут умнее | 3 | 'Будет больше знаний у молодежи'; 'будет среднее полное образование – молодежь будет умнее'; 'люди будут умнее'; 'полнее будут охватываться различные предметы и больше знаний получат'; 'чем больше учат – больше знают'; 'чтоб были умнее нас'. | | Подростки, молодежь будут заняты делом, за ними будет больше контроля | 3 | 'Гораздо полезнее закончить 11 классов, а не болтаться по улице без работы'; 'дети будут определены'; 'дети не будут выброшены на улицу'; 'дети не будут шататься'; 'меньше будет беспризорников'; 'молодежь будет больше занята'; 'пусть дети учатся, дисциплина лучше'; 'пусть учатся, а не болтаются'; 'способ организации молодежи'; 'чтобы дети не слонялись без дела на улице'. | | Это поможет поднять снизившийся уровень образования и культуры в стране, особенно среди молодежи | 2 | 'Без элементарных знаний, которые даются в рамках среднего образования, развелось много неучей и отморозков'; 'безграмотность сейчас стала расцветать в России'; 'много необразованных, с неправильными моральными качествами'; 'надо повышать грамотность в стране, такая безграмотность, как сейчас, – это позор для страны'; 'образование захирело совсем'; 'подрастающее поколение уже мычит и хрюкает'; 'так как слишком много дураков развелось'; 'чтоб народ не тупел и не глупел'. | | Выпускники 11-летней школы больше готовы к жизни, к принятию самостоятельных решений | 2 | '15 лет – еще ребенок, не осознает о своей дальнейшей судьбе, в 17 лет уже большинство знает, что хочет'; 'будут уже более самостоятельные, уверенные в себе'; 'в 9 классе еще маленькие, чтобы принимать решения'; 'люди, которые в 10 классе, – им по 17 лет, они осознают свой жизненный путь не так, как после 7 класса'; 'они совсем сопляки, еще жизни не знают после 9 класса'; 'после 11 класса они уже серьезные'; 'после 9-го ребенок несамостоятелен'; 'ребенок осмысленнее выбирает специальность'; 'становится более зрелым и взрослым'. | | 9 лет учебы – мало, необходимо 11-летнее образование | 2 | '9 классов – не образование'; 'идут с 9-летним образованием – хорошо, если идет в техникум, а не на улицу; они не знают ни о чем, никакого интеллектуального уровня'; 'меньше 11 <классов> – только неучи'; 'ребенок должен иметь среднее образование, это актуально, 9 классов – это просто позор'. | | Полное среднее образование – это ступенька к получению высшего образования | 2 | 'Больше возможности иметь высшее образование'; 'больше шансов попасть в вуз'; 'в дальнейшем легче учиться и поступить в институт'; 'возможность иметь высшее образование'; 'никуда иначе не поступить'; 'нужно иметь ступень к высшему образованию'; 'потому что всем надо стремиться получить высшее образование'; 'удобнее поступать в вузы'. | | Это увеличивает возможности для всех получить полное среднее образование | 1 | 'Пусть все имеют равные стартовые возможности'; 'равенство шансов в жизни разного достатка людей'; 'у всех будет шанс получить грамотность'; 'у всех должны быть равные права и возможности'; 'чтобы не отчисляли после 9-го класса, а право учиться дальше было у всех'. | | Так было раньше, в СССР | 1 | 'Был и должен быть закон, как раньше, – было всеобщее среднее образование'; 'возврат к советским временам'; 'мы приближаемся к тем границам, которые были в 1985 году'; 'раньше все учились и были грамотными'; 'так было и будет'; 'традиционное, как в прошлом'; 'это было при советской власти – хорошо, что это возвращается'; 'это обязательно, как в СССР было'. | | Я так учился(-лась) | 1 | 'Мы все учились'; 'потому что сам учился и знаю, что это такое'; 'сам закончил 11 классов'; 'так как сам кончал среднюю школу'. | | Другое | 2 | 'Бесплатно можно учиться два года'; 'в школе дают лучшее образование, чем в ПТУ'; 'легче будет и родителям, и школьникам'; 'многие бросают училище и не получают среднее образование'; 'после 9 класса некуда пойти детям, нет бесплатных ПТУ, колледжей'; 'пусть учатся; раз Путин придумал, значит правильно'; 'так как не у всех есть возможность поступить в вуз'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 10 |
Почему Вы не одобряете принятие закона об обязательном всеобщем бесплатном полном среднем образовании? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они не одобряют принятие закона об обязательном всеобщем бесплатном полном среднем образовании, - 13% от числа опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Не следует заставлять детей получать полное среднее образование, у них должен быть выбор | 4 | 'Всегда и во всем должен быть какой-то выбор'; 'если дети не хотят учиться, нечего их заставлять'; 'если ребенок не захочет учиться в 10–11 классе, его никто не заставит – так зачем его принуждать?'; 'зачем тянуть за волосы?'; 'каждый вправе выбирать'; 'кто не хочет учиться, все равно не будет учиться'; 'не обязательно всем 11 классов надо, кто хочет, пусть учится, а кто не хочет, не надо заставлять, пусть работает'; 'это должно быть без принуждения'. | | Это зависит от ребенка, его способностей | 4 | 'А если тупой, зачем его тянуть? Пусть идет своим путем'; 'если у ребенка нет способностей, нечего забивать голову до 11 класса'; 'если ума не хватает учиться, пусть идет работать'; 'не все способны осилить 11 классов'; 'не всем же быть учеными'; 'не считаю, что неспособные люди должны посещать школу, не делая в ней почти ничего'; 'не у всех есть способности и возможности закончить 11 лет школы'; 'очень многие не вытянут'; 'нечего дураков мучить'. | | Полное среднее образование можно получить одновременно с профессией в средних специальных учебных заведениях | 1 | 'В техникум пусть идут специальность получать'; 'в училище можно получить профессию и среднее образование и сэкономить деньги'; 'лучше – как раньше: 9 классов обучения, а потом специальности обучать'; 'потому что многим ученикам это не нужно, лучше некоторым детям уйти в техникум или училище'; 'пусть идут в ПТУ, получают профессию'. | | Это слишком большая нагрузка, слишком большой срок учебы | 1 | 'Новые программы дают меньше знаний, они слишком запутаны, малоконкретны'; 'ребенок не хочет учить лишние предметы – это очень тяжело, лишняя нагрузка'; 'слишком долго учиться'; 'терять два года нет смысла'; 'трудно учить, знать предметы в том объеме, что необходим для сдачи экзаменов'. | | Нужно учитывать материальное положение семьи | 1 | 'Денег не хватает дальше учиться'; 'как быть тем, где дети являются единственными кормильцами? Им не приходится думать об учебе, а о том, как и где заработать'; 'не могут все учиться – некоторым нужно идти на работу'; 'не подумали о семьях, где родители – алкоголики, неблагополучных семьях; детям из таких семей нужно поскорее зарабатывать себе на жизнь'; 'семья если бедная, то ребенок не может столько времени учиться, ему надо обеспечить себя, работая где угодно'; 'сколько денег надо – обуть, одеть; раньше 7 классов учились – и нормально было'. | | Другое | 2 | 'Бедные дети куда после школы пойдут? Трудно попасть хоть куда-нибудь. Только в ПТУ'; 'бесплатное образование будет только на бумаге'; 'в сельской местности необязательно такое образование получать'; 'качественно учить детей сейчас не могут, халатно учителя работают'; 'многие сразу после 11 класса пойдут в армию'; 'не проработали документ как нужно'; 'страна не готова еще к этому'; 'такой опыт в стране уже был – и ни к чему хорошему это не привело'; 'у ребенка сейчас будет уверенность, не будет стараться'; 'уже распустились – теперь будет тяжело восстановить отмену'; 'хватит 10 классов'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 1 |
Одни люди считают, что среднее образование должно быть обязательным для всех - то есть и для тех, кто не хочет учиться. Другие считают, что среднее образование должно быть добровольным, необязательным - то есть если человек не хочет, может его не получать. А Вы как считаете - полное среднее образование должно быть обязательным или добровольным?
население в целом |
дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе... |
Существует мнение, что несмотря на принятый закон, ввести сегодня в России обязательное всеобщее бесплатное полное среднее образование не получится. Скажите, пожалуйста, Вы согласны или не согласны с этим мнением?
население в целом |
дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе... |
Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы полное среднее образование действительно было всеобщим? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Проведение разъяснительной работы с детьми и подростками, стимулирование их желания получить полное среднее образование | | 8 | 'Агитировать детей с раннего детства'; 'больше агитацию проводить. Учителя должны заинтересовать учеников'; 'вызвать у детей интерес к учению'; 'дать понять, что образование – дело нужное'; 'детей со дворов в школу приводить и увлекать'; 'использовать возможности СМИ'; 'необходима пропаганда образования'; 'нужна обширная объяснительная информация'; 'проводить разъяснения среди населения'. | | | Улучшение финансирования школ | | 6 | 'Акт поддержки школ государством'; 'больше денег вкладывать'; 'выделить деньги на всеобщее образование'; 'выделять средства для государственных школ'; 'выделять средства из федерального бюджета'; 'снабжать деньгами'. | | | Обеспечение бесплатности образования | | 6 | Бесплатное образование в целом | 3 | | 'Бесплатным образование сделать'; 'бесплатным, доступным'; 'дать возможность учиться всем желающим'; 'дать возможность учиться действительно бесплатно'; 'должно быть все бесплатно'; 'доступным для всех'. | | | Бесплатные учебники | 2 | | 'Абсолютно бесплатное – учебники дорогие'; 'книги выдавать детям бесплатно – не у всех есть доход, чтобы собрать ребенка в школу'; '…бесплатные учебники'; 'учебники должны быть бесплатными'. | | | Бесплатные питание, охрана, школьный транспорт и т. д. | 1 | | 'Бесплатное питание'; 'организовать бесплатное питание детей…'; 'питание, форма…'; 'транспорт для далеко живущих'. | | | Повышение зарплат родителям, повышение уровня жизни в целом | | 5 | 'Если у родителей будет хватать средств, то и молодежь посмотрит по-другому'; 'жизненный уровень поднять в семье надо'; 'повысить благосостояние народа, чтобы люди не думали, где взять кусок хлеба'; 'повысить благосостояние рядовых граждан'; 'повысить всем зарплаты и пенсии'; 'повысить доходы населения'. | | | Повышение заработной платы учителям, повышение престижа учительской профессии, авторитета учителя | | 5 | 'Больше платить учителям'; 'высокая зарплата плюс престиж профессии'; 'доплачивать учителям'; 'надо учителям хорошо платить'; 'обеспечить сначала учителей зарплатой приличной надо'; 'поднять престиж профессии и зарплату'. | | | Законодательное введение всеобщего полного среднего образования | | 4 | 'В обязаловку ввести, да и все'; 'ввести в Конституцию России'; 'ввести во всех школах 11-летнее образование'; 'ввести закон и обеспечить государственный контроль за его выполнением'; 'ввести закон повсеместно'; 'выполнять закон, и все'. | | | Это зависит от правительства, властей в целом | | 3 | 'В масштабе государства продумать способы'; 'власти должны решить'; 'властям нужно хорошо поработать'; 'все зависит от правительства'; 'достаточно желания властей предержащих'; 'желание и понимание наших властей, и ничего другого'; 'правительство должно этим заниматься'. | | | Родители должны лучше воспитывать своих детей, побуждать их учиться | | 3 | 'Воспитание в семьях'; 'воспитание от родителей еще с детства'; 'все зависит от родителей'; 'много от родителей зависит'; 'переломить настрой родителей, чтобы убеждали детей в необходимости учебы'. | | | Повышение качества обучения | | 3 | 'Качественно учить детей'; 'качество образования надо повысить'; 'нужен индивидуальный подход к ученику'; 'нужно просто учить'; 'повысить уровень знаний'; 'учить'. | | | Внесение изменений в школьную программу, развитие специализации в школе, проведение реформы среднего образования | | 2 | 'Ввести дополнительное образование, если захотят учащиеся'; 'ввести дополнительные предметы: экономика, управление, машиноведение реальное, с получением прав, компьютерных классов больше'; 'ввести те дисциплины, которые ученик способен усваивать, особенно после 9 класса'; 'изменить политику в школьном образовании'; 'надо ввести в школе специальную доступную программу, чтобы детям было интересно учиться'; 'нужна реформа школьного образования'; 'пересмотреть всю программу'; 'с 8 класса нужно получать специализацию'; 'чтоб в школе получал и специальность какую-то'. | | | Привлечение в школу молодых кадров, повышение уровня профессионализма учителей | | 2 | 'Больше высококвалифицированных педагогов'; 'больше хороших преподавателей'; 'многих учителей гнать из школы за их непрофессионализм и хамство'; 'найти профессионалов-педагогов'; 'повысить уровень подготовки преподавателей'; 'учителей было в деревне побольше'. | | | Борьба с бедностью, безработицей, с социальным расслоением общества, беспризорностью, забота о людях | | 2 | 'Беспризорников много'; 'больше рабочих мест'; 'в обществе не должно быть нищих'; 'государству думать о людях'; 'жизнь нашу как-то улучшить, социальное положение'; 'нужно сделать так, чтобы все социальные слои были равны'. | | | Оборудование школ, улучшение их материально-технической базы | | 2 | 'Больше школ оборудованных'; 'должна быть хорошая материальная база в школах'; 'обеспечить школы всем необходимым'; 'оборудовать школы по-современному'; 'оборудовать школы, чтобы было интересно учиться'; 'прорешать вопрос о материальной базе школ'; 'реконструировать школы на современный лад'; 'снабдить школы всем необходимым'; 'современное оснащение, интернет'. | | | Укрепление дисциплины и порядка, повышение требовательности в школе | | 1 | 'Дисциплинировать'; 'жестко требовать'; 'заставить учиться'; 'нужен контроль за посещаемостью'; 'следить, чтобы все дети ходили в школу'; 'цыганский кнут надо в школе ввести'; 'чтобы дети учились и не болтались'. | | | Улучшение нравственной атмосферы в нашем обществе, духовное оздоровление нации | | 1 | 'Вклад в культуру, духовность надо делать'; 'изменить взгляд на жизнь'; 'изменить менталитет'; 'настроить население, люди уже во всем разочаровались'; 'наше общество не должно быть корыстным'; 'нужно поднимать нравственность в нашем обществе'; 'общую культуру повысить в стране'. | | | Искоренение коррупции в школьном образовании | | 1 | 'В школах постоянные поборы и разведение рук: что вы хотите, сейчас время такое'; 'все наше школьное образование построено на взятках – нужно это изменить в нашем обществе'; 'меньше взяток давать'; 'нужно сделать так, чтобы не было поборов в школе'. | | | Помощь малоимущим семьям от государства | | 1 | 'Бедным семьям выделять средства на обучение'; 'больше возможностей у людей с небольшим достатком'; 'надо давать субсидии тем, кто не может учиться за деньги'; 'опека должна подключаться по полной программе в трудных семьях'; 'помогать плохим семьям, малообеспеченным'. | | | Строительство, открытие новых школ | | 1 | 'Больше надо строить школ'; 'больше школ сделать'; 'побольше школ открыть'. | | | Вернуться к СССР, к советской системе образования | | 1 | 'Вернуть прежнюю страну, когда образование действительно было бесплатным'; 'вернуться в СССР'; 'возвращаться на рельсы к Ленину'; 'к Советскому Союзу вернуться'; 'организовать так, как было в советское время'. | | | Повышение заинтересованности в поступлении в вузы, разрешение послешкольного обучения только на базе полного среднего образования | | 1 | 'Если поставить условие: во все учебные заведения поступление после среднего образования; не будут учиться – никуда не денутся'; 'заинтересованность в поступлении в вузы'; 'побольше бесплатных мест для обучения в вузах, чтобы среднее образование пригодилось'; 'принимать в техникум и институт только с образованием 11 классов'; 'принять закон о поступлении в ПТУ и техникумы только после 11 классов, и все будут учиться, у всех будет среднее образование'. | | | Расширение системы дополнительных занятий, бесплатных кружков и секций для школьников, развитие системы вечерних школ и ПТУ | | 1 | 'Кружки бесплатные, спортсекции…'; '…кружки чтобы были…'; 'воссоздать систему ПТУ'; 'дать возможность для вечернего обучения'; 'не знаю, ведь можно получить среднее образование и в профтехучилище'; 'открыть вечерние школы'; 'должны проводить дополнительные бесплатные занятия'. | | | Нужно приложить к этому больше усилий | | 1 | 'Более серьезное отношение к школам'; 'взяться серьезно и срочно'; 'вложить больше труда, усердия'; 'все хорошо просчитать – и все будет хорошо'; 'нужно работать, а не говорить'. | | | Принимать на работу только лиц с полным средним образованием | | <1 | 'Принимать на любую работу только с 11 классами'; 'не принимать на работу без образования'; 'не принимать на работу людей, не имеющих обязательного среднего образования'. | | | Другое | | 2 | 'Быть справедливым к детям'; 'бюрократию победить'; 'нужно новых людей в руководство образованием'; 'организовывать интернаты для сельских ребят'; 'поднять экономику страны'; 'пример со стороны старшего поколения'; 'пусть посмотрят на отцов и матерей, на классиков'. | | | Ничего не нужно делать, ничего не поможет, кто захочет уйти из школы, тот уйдет | | 2 | 'Кто хочет учиться – тот будет, а кто не хочет – он все равно уйдет из школы'; 'многие дети не потянут по умственному развитию'; 'мы еще не готовы к всеобщему среднему образованию'; 'не всем оно нужно'; 'не надо к этому стремиться'; 'не надо ничего'; 'не уверена, что 11 классов должны обязательно все заканчивать'; 'некоторых детей не заставить учиться – и надо их переориентировать'. | | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | | 45 |
Как Вы думаете, введение обязательного всеобщего бесплатного полного среднего образования потребует или не потребует привлечения дополнительных средств из государственного бюджета? И если потребует, то значительных или незначительных средств?
население в целом |
дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе... |
Как Вам кажется, у государства достаточно или недостаточно средств для того, чтобы ввести в стране обязательное всеобщее бесплатное полное среднее образование?
население в целом |
дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе... |
Приложение. Таблицы
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
есть |
50 |
52 |
47 |
44 |
46 |
53 |
52 |
49 |
48 |
50 |
50 |
51 |
47 |
60 |
50 |
46 |
45 |
37 |
47 |
53 |
56 |
50 |
51 |
нет |
50 |
48 |
53 |
56 |
54 |
47 |
48 |
51 |
52 |
50 |
50 |
49 |
53 |
40 |
50 |
54 |
55 |
63 |
53 |
47 |
44 |
50 |
49 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос 'Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?' выбрали позиции 'В последние сутки', 'В последнюю неделю', 'В последний месяц'.
** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос 'Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?' выбрали позиции 'Совершенно точно приму участие в выборах', 'Вероятнее всего приму участие в выборах', 'Скорее приму, чем не приму участие в выборах'.
Недавно в России был принят закон об обязательном всеобщем бесплатном полном (11-летнем) среднем образовании. Скажите, пожалуйста, Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите сейчас впервые?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
знаю |
38 |
39 |
36 |
29 |
35 |
40 |
39 |
41 |
32 |
16 |
33 |
42 |
56 |
30 |
36 |
45 |
49 |
36 |
35 |
42 |
32 |
49 |
40 |
что-то слышал(-а) |
30 |
30 |
32 |
28 |
29 |
31 |
26 |
30 |
34 |
33 |
30 |
31 |
26 |
34 |
32 |
26 |
31 |
27 |
32 |
27 |
34 |
23 |
31 |
слышу сейчас впервые |
31 |
30 |
31 |
41 |
35 |
27 |
33 |
28 |
33 |
48 |
37 |
25 |
17 |
34 |
31 |
28 |
21 |
35 |
32 |
30 |
32 |
27 |
28 |
затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете принятие закона об обязательном всеобщем бесплатном полном среднем образовании?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
одобряю |
66 |
68 |
62 |
60 |
64 |
67 |
67 |
66 |
63 |
57 |
67 |
67 |
65 |
60 |
68 |
67 |
85 |
64 |
62 |
66 |
63 |
74 |
69 |
не одобряю |
13 |
12 |
16 |
18 |
12 |
14 |
14 |
16 |
9 |
7 |
12 |
15 |
17 |
13 |
12 |
15 |
7 |
17 |
15 |
15 |
10 |
14 |
12 |
затрудняюсь ответить |
21 |
19 |
22 |
22 |
24 |
19 |
19 |
18 |
27 |
36 |
20 |
18 |
18 |
27 |
19 |
18 |
8 |
19 |
23 |
20 |
26 |
12 |
19 |
Одни люди считают, что среднее образование должно быть обязательным для всех - то есть и для тех, кто не хочет учиться. Другие считают, что среднее образование должно быть добровольным, необязательным - то есть если человек не хочет, может его не получать. А Вы как считаете - полное среднее образование должно быть обязательным или добровольным?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
обязательным |
54 |
57 |
49 |
53 |
54 |
54 |
56 |
54 |
52 |
50 |
54 |
56 |
56 |
55 |
51 |
55 |
64 |
57 |
48 |
56 |
52 |
60 |
56 |
добровольным |
39 |
37 |
46 |
40 |
39 |
39 |
39 |
40 |
36 |
33 |
42 |
38 |
40 |
38 |
42 |
40 |
31 |
41 |
44 |
36 |
41 |
37 |
38 |
затрудняюсь ответить |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
5 |
5 |
11 |
18 |
4 |
6 |
5 |
7 |
8 |
5 |
3 |
2 |
7 |
8 |
7 |
2 |
6 |
Существует мнение, что несмотря на принятый закон, ввести сегодня в России обязательное всеобщее бесплатное полное среднее образование не получится. Скажите, пожалуйста, Вы согласны или не согласны с этим мнением?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
согласен(-на) |
40 |
38 |
43 |
48 |
42 |
39 |
39 |
42 |
39 |
32 |
39 |
41 |
46 |
43 |
42 |
41 |
34 |
50 |
41 |
38 |
40 |
37 |
39 |
не согласен(-на) |
34 |
37 |
31 |
29 |
34 |
34 |
40 |
33 |
27 |
21 |
32 |
38 |
39 |
28 |
29 |
39 |
52 |
39 |
33 |
32 |
30 |
48 |
36 |
затрудняюсь ответить |
26 |
26 |
26 |
23 |
25 |
27 |
21 |
25 |
34 |
46 |
29 |
20 |
16 |
29 |
29 |
20 |
14 |
11 |
27 |
30 |
30 |
15 |
25 |
Как Вы думаете, введение обязательного всеобщего бесплатного полного среднего образования потребует или не потребует привлечения дополнительных средств из государственного бюджета? И если потребует, то значительных или незначительных средств?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
не потребует |
8 |
8 |
7 |
11 |
9 |
7 |
7 |
9 |
7 |
9 |
10 |
6 |
7 |
11 |
8 |
5 |
0 |
6 |
7 |
9 |
11 |
4 |
9 |
потребует значительных средств |
61 |
62 |
63 |
57 |
60 |
62 |
63 |
62 |
59 |
50 |
58 |
67 |
67 |
59 |
61 |
65 |
67 |
54 |
63 |
65 |
57 |
69 |
62 |
потребует незначительных средств |
12 |
11 |
14 |
16 |
13 |
11 |
14 |
11 |
10 |
7 |
12 |
12 |
16 |
12 |
12 |
13 |
21 |
21 |
11 |
8 |
11 |
13 |
12 |
затрудняюсь ответить, значительных или незначительных |
7 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
6 |
8 |
13 |
7 |
5 |
4 |
6 |
7 |
6 |
4 |
9 |
6 |
7 |
6 |
5 |
7 |
затрудняюсь ответить, потребует или не потребует |
12 |
12 |
11 |
11 |
11 |
13 |
10 |
11 |
16 |
21 |
13 |
11 |
6 |
12 |
12 |
10 |
7 |
10 |
13 |
12 |
15 |
8 |
11 |
Как Вам кажется, у государства достаточно или недостаточно средств для того, чтобы ввести в стране обязательное всеобщее бесплатное полное среднее образование?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
70 |
21 |
6 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
36 |
33 |
18 |
20 |
28 |
26 |
8 |
11 |
19 |
37 |
25 |
17 |
69 |
достаточно |
83 |
84 |
82 |
76 |
86 |
80 |
83 |
82 |
83 |
77 |
83 |
82 |
87 |
81 |
84 |
84 |
88 |
89 |
81 |
81 |
82 |
85 |
84 |
недостаточно |
6 |
5 |
8 |
12 |
4 |
8 |
7 |
8 |
3 |
7 |
5 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
6 |
4 |
7 |
5 |
9 |
8 |
7 |
затрудняюсь ответить |
11 |
11 |
10 |
11 |
9 |
12 |
9 |
10 |
14 |
16 |
11 |
11 |
6 |
11 |
10 |
11 |
5 |
7 |
13 |
14 |
9 |
7 |
9 |
|