fom.ru · Поиск ·      








15.02.2007, Опрос населения

Проблема контрафакта. Дело уральского учителя

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 февраля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Электронная фокус-группа

Темой ЭФГ на этой неделе стала ситуация, сложившаяся вокруг директора сельской школы А. Поносова, купившего компьютеры для школы с нелицензионным программным обеспечением.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес,
оценка
Согласие,
оценка
Доверие,
оценка
Средняя
оценка
17В. Путин о деле А. Поносова1,982,471,592,01
24М. Сеславинский об ответственности2,292,451,161,97
33П. Крашенинников о необходимости преследовать по закону продавцов, а не покупателя1,612,291,311,74
42А. Поносов о несправедливости обвинений в свой адрес1,221,692,151,69
51А. Кучерена об ответственности директора школы0,911,831,581,44
66Л. Игошева о трудностях директорской работы1,391,131,701,41
75О. Дергунова об ответственности директора школы1,640,570,170,79

1. Эпизод № 7

В. Путин, президент РФ

(Первый канал, 'Время', 04.02.07, 21:00)

Могу только сказать о том, что мы, конечно, взяли на себя обязательства, и наша политика в любом случае будет направлена на то, чтобы защищать интеллектуальные права. Но это не должно проводиться формально и также... может, не очень удачное сравнение, но тем не менее так же, как в случае с борьбой с наркоманией, нужно бороться не с теми, кто употребляет, а с теми, кто распространяет и производит наркотики. В этом случае, конечно, нельзя подходить формально. Ведь если это добросовестный приобретатель (в праве есть и такое понятие), то хватать и не пущать – это самое простое дело. Разобраться по существу всегда сложнее. Если нужно вносить изменения в законодательство, которое является, как я вижу, не очень совершенным, значит, подумаем над этим. Но вот так вот взять и хватать человека за то, что он купил компьютер какой-то, и угрожать ему тюрьмой – это чушь собачья!

2. Эпизод № 4

М. Сеславинский, руководитель Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям

(Россия, 'Вести', 29.01.07, 20:00)

С моей точки зрения, очевидно, что директор сельской школы не является таким самым главным нарушителем авторских прав в нашей стране. Надеюсь, что в случае, если суд и признает его вину, то приговор не будет суровым.

3. Эпизод № 3

П. Крашенинников, председатель Комитета Госдумы РФ
по законодательству, фракция 'Единая Россия'
(Россия, 'Вести', 29.01.07, 20:00)

Преследоваться по закону должны производители контрафактной продукции и продавцы. Если гражданин приобрел, гражданин либо юридическое лицо, приобрел контрафактную продукцию, он в этом не виноват. В данном случае если директор не был в сговоре (а я уверен, что этого не было, конечно), он в данном случае – само пострадавшее лицо.

4. Эпизод № 2

А. Поносов, директор школы, обвиняемый
(Первый канал, 'Время', 29.01.07, 21:00)

Я считаю, что обвинение в мой адрес абсолютно надуманно. Сказать, что директор виноват, значит, <обвинить его в том, что он> чего-то нахимичил с компьютерами... Это первый вариант, что скажут даже родители моих учеников. Однозначно многие так и понимают.

5. Эпизод № 1

А. Кучерена, председатель Комитета Общественной палаты РФ
по взаимодействию с правоохранительными органами

(Первый канал, 'Время', 04.02.07, 21:00)

Ведущие: В городе Верещагино начался процесс над директором сельской школы, которого обвиняют в том, что он посягнул на авторские права империи Билла Гейтса. За то, что А. Поносов оснастил класс информатики компьютерами, ему теперь грозит пять лет тюрьмы, потому что 'мозги' этих компьютеров оказались загружены нелицензионными копиями операционной системы Windows'.

А. Кучерена: Он говорит: мне привезли в коробках, как положено, я расписался в товарно-транспортной накладной и, соответственно, установил это все в классах. Почему я должен забивать голову, что там РОНО, которое занималось поставкой этих компьютеров, что они вдруг могут поставить компьютеры, которые нелицензионные?

6. Эпизод № 6

Л. Игошева, директор школы поселка Шурал

(Первый канал, 'Время', 04.02.07, 21:00)

Весь груз именно ложится на плечи директора. Начиная от составления учебных планов и заканчивая – а как же и где взять дрова, кто их расколет.

7. Эпизод № 5

О. Дергунова, глава компании 'Майкрософт России'

(Первый канал, 'Время', 04.02.07, 21:00)

Должен ли директор школы уметь управлять таким сложным активом, как программное обеспечение? Ответ: да, конечно. Потому что он директор. Но необязательно это делать ему самому. Должны быть уполномоченные люди внутри организации: за деятельность компьютерного класса отвечает – дальше кто-то уполномочен, да, например IT-директор.

Комментарий

В ходе электронного тестирования респонденты проявили значительный интерес к данной теме. Однако во время обсуждения тестировавшегося видеоряда участники дискуссии разделились: один сочли тему 'достаточно интересной', им любопытно, чем все закончится. Другие отметили, что 'ничего нового в этом нет', 'ни для кого это не секрет, что у нас все пользуются контрафактной продукцией'.

'Ну, то, что судить собираются за это, – это уже интересно. Надо судить тогда полстраны, получается'.

'Нашли козла отпущения – какого-то такого провинциального директора школы, который вот борется за права своих учеников и сотрудников. И из него пытаются сделать козла отпущения, грубо говоря. Ну а общественность как бы встает на защиту. Это же интересно наблюдать, как это происходит'.

'Если бы другие были возможности, наверное, не было бы такое плачевное состояние школы. Наверное, он бы не пользовался вот этими... вот этой контрабандой, тогда все это было бы по-другому'.

'Не то что интересно, просто я как бы сочувствую человеку, что он пострадал, в общем-то... как-то, ну, актуально, конечно. Ну, слово «интересно» – я бы не сказала, что именно интересно'.

'Ну, не могу сказать, что очень интересно, потому что действительно никакой новости тут нет, то, что контрафактная продукция, – это все знают. А то, что судят, – ну, к сожалению, тоже не очень интересно, потому что это неправильно'.

Эпизод № 1

В ходе электронного тестирования выступление адвоката А. Кучерены получило довольно высокие оценки по критерию доверие. Участники последовавшей за ЭФГ дискуссии также выражали доверие выступавшему, подчеркивая, что 'он говорит все правильно и от души'. Любопытным представляется высказывание одного из респондентов, упомянувшего, что 'на месте этого учителя мог оказаться любой из нас'. Возможно, именно поэтому слова защитника А. Поносова были восприняты столь позитивно.

'Очень правильно говорит'.

'Мне кажется, он искренне переживает и, в общем-то, хочет как-то помочь этому человеку, вот'.

'Присоединяюсь к нему в данном. Понравилось выступление, то, что он так – от всей души: вот как оно есть. Почему должен отвечать тот, кто покупает? Ему верится. То есть почему мы должны отвечать?'

'Тут трудно чего-то возразить, потому что, в общем, все это соответствует'.

'Самое интересное, на этом месте мы бы могли оказаться, на месте этого учителя. Каждый из нас. Никто не застрахован. Так что слова – они прям за душу взяли'.

'Нет, ну таким людям в принципе <на> сто процентов верить нельзя. В таком качестве, то есть чиновники, так сказать... Ну, в принципе на процентов 70 я ему верю'.

'Нет, а ему верю, не знаю, на 100 процентов, даже на 105, наверное'.

Эпизод № 2

Отношение к А. Поносову, закупившему нелицензионное программное обеспечение, у всех респондентов одинаково позитивное. Никто не считает его преступником. Директору сочувствуют и в результате – полностью оправдывают.

Респонденты положительно оценили усилия А. Поносова, его стремление 'дать сельским детишкам то же, что имеют городские'. Причем они готовы поддержать школьного директора в его действиях даже в том случае, если он знал о контрафактной продукции, то есть сознательно покупал нелицензионное программное обеспечение. В глазах респондентов его оправдывает то, что 'вся страна покупает то же', а он ведь 'на благо детей старался сделать как можно лучше'. По мнению респондентов, ответственность за нераспространение контрафактной продукции должна лежать на государстве, а не на 'отдельном добросовестном покупателе'.

'Это, по-моему, такой добрый, такой хороший человек, мне его прям искренне жаль. Потому что мне кажется, вот он действительно, ну, он, может быть, не пострадает, но по крайней мере вот напрасно, мне кажется, на него все это... Мне его очень жаль. Лицо очень доброе. Такое очень доброе и действительно, наверное, вот настоящий учитель, настоящий директор'.

'Он тащит все на себе. Такое ощущение, что там даже у них ни дров нет, там колоть даже некому, как они там рассказывают. Выдали ему компьютер – и то вот так не повезло'.

'...впечатление положительное, позитивное, однозначно. Видно, что человек порядочный и искренний, добрый'.

'Ну, если это действительно так и было, как нам показывают, то я ему верю'.

'Все равно, если даже знал, сознательно – он же не себе в карман, в конце концов, потому что на хорошее, на доброе дело'.

'Даже если и знал, откуда у него деньги на хороший товар, даже если и знал? Ну, он по своему виду, может быть, даже последнюю свою зарплату директорскую отдал на этот компьютер, может быть'.

'Уровень жизни – ниже среднего, так можно хоть на каком-то компьютере детей обучить, это же и без компьютера никуда же детям, ну, все равно я его оправдываю'.

'И вообще я хочу сказать, даже если знал, то, в общем, не его забота – есть органы, которые должны следить за этим. Это не его забота, работает компьютер и работает'.

'Ему же тоже хочется, чтобы у детишек у деревенских такое же было, как у городских ребятишек, а нет возможности, поэтому приходится уже как получится'.

'Да, конечно, это государство должно контролировать. Да, ну просто удивляешься, когда видишь: продают кругом и всюду это, всюду – и тут взялись вот таким широким фронтом за отдельного человека'.

Эпизод № 5

Выступление О. Дергуновой заняло последнее место в нашем рейтинге. Во время дискуссии данный эпизод получил очень негативные отклики, прозвучали обвинения в том, что О. Дергунова не владеет информацией. Респонденты признают, что в принципе героиня эпизода права, но в этой конкретной ситуации ее позиция абсолютно неправильна. Впрочем, один из участников дискуссии настаивал на том, что 'она говорит все правильно, и так должно быть везде, по всей стране, а не только в Москве'. Ему возражали, что для этого необходимо финансирование, а 'реальное положение сельской школы таково, что денег нет даже на более первостепенные нужды'.

'Я плохо к ней отношусь, она мне сразу не понравилась и как человек, и как она говорит'.

'Я отрицательно, крайне отрицательно'.

'Общие фразы, общие фразы, а конкретно ничего, далека она вообще от реальностей жизни'.

'Если по-хорошему, то я согласна, по-хорошему, если бы в Москве это было. А там – это же сельская школа'.

'А финансировать кто будет, кто будет финансировать? Она говорит, может быть, и правильно, я согласна, но по сути она не права, вообще не права'.

'Сравнить московскую школу, которая там пять тысяч учеников, и сельскую школу, где там 30 учеников... ну, откуда в сельской школе IT-директор?'

'Вообще вот когда я смотрю, у меня такое впечатление, что у кого много денег появляется немножечко, то крыша съезжает. Потому что такой бред нести – ну откуда в сельской школе какой-то IT-директор. Ну, в общем, можно предложить, конечно, ей за свои деньги нанять в сельскую школу, у нее их, наверное, много, не обеднеет, наверное. Ну, потому что настолько от жизни оторваться!'

Эпизод № 7

Выступление В. Путина заняло первое место в рейтинге, хотя, например, по критерию доверие данный эпизод получил не самую высокую оценку среди остальных эпизодов. Участники дискуссии отмечали, что 'слова президент говорит правильные', но им не понравилось, что в своем выступлении он даже не упомянул о тех, кто по-настоящему виновен, кого следовало бы 'поймать за руку и наказать'. В результате респонденты сделали вывод, что Путин 'не заинтересован в том, чтобы разобраться в этом вопросе'. По мнению респондентов, если государство решило бороться с контрафактной продукцией, то нужно устроить 'показательные процессы' над кем-нибудь из распространителей или производителей, 'чтобы другим неповадно было'. Президент же об этом не обмолвился ни словом.

'Все очень правильно на самом деле, полностью согласна с ним, конечно'.

'Ну естественно, он все правильно говорит, но это тут да, общие слова. Вот он хоть одну фамилию назвал? Вот он конкретно... мы говорим об этом учителе – а кто понесет вот <наказание>? Он сказал, что Иванов, Петров, Сидоров понесет там или как, какую-то, так сказать, ответственность за это? Ну почему не названы вообще вот организации, у которой он купил, кто, что? Вот как бы вот кто это распутал?'

'Кстати, а все остались при своих: кто причастен к этим делам, кто продавал, кто за ним стоит, кто внизу, кто вверху – все остались при своих, просто немножко пообсуждали тему, все правильно'.

'Вот если бы действительно показали тех, кто занимается этой контрабандой, вот тогда действительно не повадно было. Вот хотя бы одного там, ну, какую-то там команду небольшую – вместо этого учителя'.

'Я поняла, что просто как, ну как бы он эту тему закрыл, и все. Я так поняла. То есть обсудил и закрыл – и все'.




База данных ФОМ > Собственность > Проблема контрафакта. Дело уральского учителя