fom.ru · Поиск ·      








07.04.1999, Климов И.А.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.



БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

 Месяцы 1998 - 1999 гг.
Орган власти89101112123
Президент0,030,050,010,040,130,060,060,07
Правительство0,160,050,220,160,210,230,260,11
Госдума00,290,110,050,050,090,080,07


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

В марте 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента практически осталось на уровне предыдущего месяца (0,07 пункта).

В мотивах положительных экспертных оценок можно выделить следующие основные темы:
  1. Президент отправил в отставку Б.Березовского (8 ответов).

  2. Президент, несмотря на болезнь, продолжает выполнять свои обязанности (6 ответов).

  3. Президент оказывает политическую поддержку Правительству (5 ответов).

  4. Президент на сегодняшний день является единственным гарантом Конституции, он демонстрирует способность "оставаться над" политическими конфликтами во власти (4 ответа).
Отрицательные суждения экспертов о деятельности Президента образовали следующие группы:
  1. Президент часто болеет; ситуация с его здоровьем совершенно непредсказуема (30 ответов).

  2. Президент мало работает, он несамостоятелен в своих решениях (27 ответов).

  3. Президент доживает последние дни в политике, он утрачивает свою роль главы государства, гаранта конституции и стабильности (18 ответов).

  4. Президент не контролирует ситуацию в стране: не ощущается его влияния на происходящие события, он не контролирует исполнение своих решений, производит необъясняемые кадровые перестановки (18 ответов).

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

На протяжении предшествующих четырех месяцев баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства имел умеренную положительную тенденцию. Однако в марте 1999 г. произошло падение показателя в 2,4 раза: с 0,26 до 0,11 пункта.

Положительные суждения о работе Правительства касались следующих аспектов деятельности этого органа власти:
  1. Правительство стабильно работает, оказывает противодействие кризисным тенденциям (23 ответа).

  2. Нет необдуманных, скороспелых и остро негативных решений. В Правительстве трезво оценивают ситуацию в стране, проводят активные и целенаправленные мероприятия (12 ответов).

  3. Правительство играет консолидирующую роль в современной политической ситуации. Оно поддерживает конструктивные, рабочие отношения с Думой, благодаря чему удалось добиться политической стабильности (12 ответов).

  4. Правительство отстаивает интересы страны на переговорах с МВФ и зарубежными банками (9 ответов).

  5. Одиночные суждения: Правительство ведет борьбу с коррупцией; старается выдержать сроки выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам; проводит взвешенную внешнюю политику; пытается наладить работу финансовых структур.
Мотивы отрицательных оценок деятельности Правительства следующие:
  1. В работе Правительства появилась натужность, складывается ощущение, что Правительство может потерять контроль над ситуацией в стране (20 ответов).

  2. Нет программы и целенаправленных действий по поддержке отечественной экономики (14 ответов).

  3. Под угрозой оказалось выполнение бюджета на 1999 г. из-за неудачной финансовой политики и из-за непредсказуемости результатов переговоров с МВФ (12 ответов).

  4. Пока не видно положительных результатов деятельности Правительства (8 ответов).

  5. Правительство не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Одного авторитета Е.Примакова оказывается недостаточно (5 ответов).

  6. Не решается проблема коррупции в Правительстве (5 ответов).

  7. Одиночные суждения: не налажена работа с регионами; растет социальная напряженность; обострилась ситуация на Северном Кавказе.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В марте 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы практически не изменился по сравнению с предыдущим месяцем (0,07 пункта).

Суждения экспертов о позитивных сторонах деятельности Государственной Думы касались трех моментов:
  1. Дума активно работает, занимается своими прямыми обязанностями (10 ответов).

  2. Дума не конфликтует с Правительством, существует конструктивный альянс двух ветвей власти (8 ответов).

  3. Дума приняла ряд разумных решений: по прожиточному минимуму, по утверждению отставки Б.Березовского и т.д. (7 ответов).
Отрицательные суждения экспертов о работе Государственной Думы продиктованы следующими мотивами:
  1. Дума становится ареной предвыборной борьбы. Логика действий депутатов определяется скорее не актуальными проблемами, а предвыборными задачами. Способность депутатов работать сообща резко снизилась с приближением выборов (24 ответа).

  2. Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей. Они затягивают рассмотрение ряда важных законопроектов, нет целенаправленной работы по актуальным проблемам; принимаются непроработанные законы (16 ответов).

  3. Дума является источником политической напряженности. Депутаты занимаются политическими интригами, делают безответственные и скандальные заявления, искусственно обостряют политическую ситуацию (15 ответов).

  4. Депутаты проголосовали за принятие льгот для самих себя. Их притязания на роль "народных избранников" не соответствуют реальному поведению (9 ответов).

  5. Депутаты приняли закон о цензуре (5 ответов).

  6. Одиночные суждения: происходит непонятная игра вокруг "соглашения о перемирии", которое так и остается непринятым; недопустимая позиция в отношении российского фашизма и антисемитизма Макашова и Илюхина; Дума мешает работать Правительству.

РЕЗЮМЕ

  1. В суждениях экспертов о деятельности Президента преобладают отрицательные оценки. В высказываниях экспертов о Президенте появился новый мотив: Президент "доживает последние дни" в политике. Ответы экспертов свидетельствуют о том, что ситуация с пошатнувшимся здоровьем заставляет сомневаться не только в самостоятельности решений и действий главы государства, но и в том, что Президент способен контролировать исполнение своих решений.

  2. Март принес резкое изменение оценок деятельности Правительства. Умеренная позитивная тенденция в соотношении положительных и отрицательных суждений прервалась. Показатель баланса изменился в худшую сторону (-0,15 пунктов).

    В ответах экспертов четко выделяется новый мотив, обусловивший рост негативных суждений: Правительство теряет контроль над ситуацией в стране. Журналисты отмечали, что в действиях этого органа власти появилась натужность и непоследовательность, связанные прежде всего с отсутствием программы развития отечественной экономики и угрозой невыполнения финансового плана на 1999 г. из-за проблем со сбором налогов и непредсказуемости переговоров с МВФ.

    В качестве основной заслуги Правительства эксперты называют более или менее успешное противодействие кризису. Правительство не принимает остро негативных решений, старается решить проблему с долгами бюджетникам, принят бюджет на 1999 г. По мнению ряда экспертов, именно правительство предпринимает усилия по стабилизации политической ситуации и консолидации ветвей власти.

  3. Март не выявил каких-либо существенных изменений в оценках экспертами деятельности Государственной Думы. Как и прежде, преобладают отрицательные суждения.

    По мнению значительной части экспертов, Госдума превратилась в арену предвыборной борьбы. В марте этот мотив занял ведущее место в суждениях региональных журналистов о деятельности высшего законодательного органа. По мнению экспертов, приближающиеся парламентские выборы заставляют депутатов думать о своем политическом будущем, а не о проблемах страны.

    Притязания депутатов на роль "народных избранников" не соответствуют их реальному поведению. Дума приняла закон о льготах депутатам, партийные фракции делают безответственные политические заявления и не занимаются качественной проработкой законопроектов.

    В качестве конструктивного момента эксперты отметили стабильность во взаимоотношениях Государственной Думы и Правительства. Ряд экспертов отмечал, что в Думе все еще остаются люди, ориентированные на работу, способные проводить разумные решения вопреки основной массе политизированных депутатов.
Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 марта 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ. Данные мартовского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - феврале 1999 г.Опрос проводился до начала военных действий НАТО в Югославии, поэтому эта тема не нашла отражения в ответах экспертов.


База данных ФОМ > Рейтинги доверия/недоверия институтам власти и общества > Доверие к Думе > ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.