|
В последнее время Счетная палата Российской Федерации заметно активизировала свою деятельность, предоставив Федеральному собранию результаты сразу нескольких весьма громких расследований злоупотреблений в финансовой сфере. Однако широкого общественного резонанса активизация работы этого органа, судя по всему, не вызвала. Так, если три четверти опрошенных нами представителей региональных элит говорят, что в последнее время Счетная палата действует более активно, чем раньше, то большинство рядовых россиян этого практически не заметили.
Например, на фокус-группах только несколько респондентов сказали о том, что у них сложилось ощущение активизации деятельности Счетной палаты в последнее время:
- 'Я заметил, что сейчас Счетная палата проявляет большую активность. Мы ее чаще видим, чаще выступает Степашин'
(ДФГ, Воронеж).
- 'У меня тоже такое ощущение есть. Потому что раньше вообще была тишина, а сейчас – вот какие-то там дела. Выступает, вот, достаточно регулярно Степашин'
(ДФГ, Москва).
А большинство участников дискуссий говорили о том, что им вовсе не заметна какая-либо активизация этого контролирующего органа:
- '
Модератор: Есть ощущение, что в последнее время Счетная палата стала активней работать?
1-й участник: Нет.
2-й участник: Нет.
Модератор: Ни у кого нет такого ощущения?
3-й участник: Нет' (ДФГ, Москва).
Более того, половина населения (55%) просто не знает, чем занимается Счетная палата РФ, что входит в ее обязанности:
- 'У меня вообще смутное представление, что такое Счетная палата'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Мне кажется, что я знаю, но я могу и не знать. Я сомневаюсь, что я знаю. Не знаю. Я просто не знаю... с финансами связана Счетная палата. Мне кажется, что вот либо с подсчетом голосов, либо с финансами, не знаю, вот мне так кажется'
(ДФГ, Москва).
Впрочем, даже и те 37% опрошенных, которые ответили, что им известно, чем занимается Счетная палата, также далеко не всегда правильно представляют себе сферу обязанностей этой организации. Так, на открытый вопрос о том, в чем заключается работа Счетной палаты, более или менее адекватно смогли ответить только 22% опрошенных (или чуть более половины тех, кто считает, что им известно, чем занимается Счетная палата). При этом 15% считают, что работа данного государственного органа связана с контролем над бюджетными средствами:
- 'Бюджетные деньги контролируют'; 'контролирует расход бюджетных средств, целесообразность и эффективность их использования'; 'выясняет, сколько и куда средств пошло, сколько было потрачено, в каких целях'
(открытый вопрос).
Еще 7% считают, что работа Счетной палаты связана с контролем над финансовыми нарушениями вообще:
- 'Выявляют финансовые нарушения'; 'выявлены недостатки, финансовые аферы'
(открытый вопрос).
Остальные ответы на этот вопрос трудно назвать адекватными. Так, 6% респондентов уверены, что Счетная палата 'во время выборов считает голоса'. Еще 1% опрошенных считает, что в функции этого органа входят 'социологические опросы и перепись населения', 'статистические исследования'. Наконец, еще 1% участников опроса приписывает Счетной палате самые разные виды деятельности – например, 'перераспределение всех видов продуктов по стране', а некоторые респонденты уверены, что она 'деньги ныкает и пенсионерам нормальную пенсию не платит'.
То есть, судя по приведенным данным, в действительности более или менее адекватно представляет себе круг обязанностей Счетной палаты гораздо меньшая доля респондентов, чем доля тех, кто отвечает, что им известны обязанности этого государственного органа.
Респондентам, ранее заявившим об осведомленности относительно функций Счетной палаты, был задан вопрос об их отношении к этой структуре. Около половины из них (45%) склонны доверять Счетной палате (среди всех опрошенных россиян эта доля составляет 16%). Треть (33%) – напротив, не доверяют ей (12% от всех россиян); еще 22% опрошенных затруднились выразить свое отношение к этому органу (или 8% от всех россиян).
Стоит отметить, что в условиях дефицита знаний о круге обязанностей Счетной палаты респонденты нередко склонны 'расширять' наблюдательные и контрольные функции этого органа, предписывая ему, например, возвращать государству украденные деньги, наказывать чиновников и т.д., и, соответственно, ожидая исполнения этих 'наказов' именно от Счетной палаты:
- 'Я хочу сказать, что видимая деятельность... Я просто просматриваю бюллетени, и 24 дела поднято, но результатов – т.е. либо возврата, либо еще что-то – никаких нет. Т.е. мы, как говорится, возвращаемся к тому, что говорить мы можем о многом, а результатов нет'
(ДФГ, Москва).
- 'Вот для нас, наверно, это было любопытно, услышать эту цифру – 24 дела, да. Но ведь ни одного завершенного нет. Чечня – это бездна, куда бухнули массу денег и до сих пор не могут найти куда. Хоть одно завершенное дело есть, переданное в прокуратуру, доведенное до судебного разбирательства?'
(ДФГ, Москва).
- 'Посчитала та же Счетная палата, что министр путей и сообщений Аксененко взял хорошую сумму, как уже будучи на посту министра, так и будучи начальником Октябрьской железной дороги. На него завели уголовное дело, это все знают. Вот и все – а дальше о нем никто ничего не знает'
(ДФГ, Воронеж).
В этих высказываниях респондентов отчетливо слышится разочарование, неудовлетворенность работой Счетной палаты, что является следствием неправильной интерпретации обязанностей этого органа. А вот у тех редких респондентов, которые понимают, в чем же заключаются функции Счетной палаты, подобного разочарования не возникает:
- 'Они производят именно какие-то расчёты, подводят итоги, выводят данные – и всё. Дальше они не могут ничего делать. Они не могу никого привлечь к ответственности, то есть они выполнили свой объем работ'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Все дело в том, что Счетная палата по своей функции, ...все, что они делают, ...в итоге они докладывают Госдуме, и материалы передают непосредственно прокуратуре. Чисто контролирующий орган, независимый контролирующий орган, который делает свою, будем так говорить, оценку. Т. е. это не карающий орган, это орган, который не принимает никаких решений. Это оценочный орган, который имеет доступ ко всем документам и вносит свою оценку'
(ДФГ, Москва).
- 'То есть это орган, который обладал, грубо говоря, совещательными правами. Они проверили, обнаружили, представили документы, и на этом их работа закончилась. Примерно те же самые возможности есть и сейчас. Где-то работают, что-то находят, документы они предоставляют. Грубо говоря, клапан для выпуска пара существует, то есть существует орган, который проверит. Основная задача такая, что у нас вроде бы есть контроль'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Более того, эти респонденты считают, что Счетная палата вполне справляется со своими обязанностями:
- '
Участник: Как говорится, производительность, как мы говорим на заводском жаргоне, видна, Степашин показывает свою работу.
Модератор: И как он ее показывает?
Участник: С положительной стороны. Правда, последствий не слышно, потому что это дело уже прокуратуры. А так – много вопросов поднимает он. Я считаю, что есть положительное зерно в этом' (ДФГ, Воронеж).
Другим фактором, также оказывающим влияние на отношение к Счетной палате в условиях низкой информированности о сути ее работы, становится отношение к ее председателю – С. Степашину. Так, среди не знающих, кто такой С. Степашин, подавляющее большинство (90%) не представляют, чем занимается Счетная палата.
Респонденты, негативно и безразлично относящиеся к С. Степашину, значимо чаще выражают недоверие возглавляемому им ведомству.
Вопрос: 'Вы лично доверяете или не доверяете Счетной палате?'
(ответы респондентов, заявивших, что им известно, чем занимается Счетная палата)
|
Все заявившие, что им известно, чем занимается Счетная палата |
Относятся к С. Степашину |
положительно |
безразлично |
отрицательно |
Доверяю |
45 |
71 |
30 |
11 |
Не доверяю |
33 |
14 |
46 |
84 |
Затр. ответить |
22 |
15 |
24 |
5 |
|
А вот респонденты, которые симпатизируют С. Степашину, чаще склонны доверять и возглавляемому им контролирующему органу, то есть позитивный имидж С. Степашина становится своеобразным 'ресурсом' доверия Счетной палате.
Что же касается представителей региональных элит, то среди них отношение к деятельности Счетной палаты совершенно иное, нежели среди рядовых граждан – подавляющее большинство региональных экспертов доверяют Счетной палате. Поскольку эксперты, в отличие от простых россиян, в большинстве своем знают функции этого органа, им, вероятно, проще оценить реальные достижения или неудачи Счетной палаты, заметить активизацию ее деятельности.
Примечательно, что экспертам было весьма сложно оценить степень доверия рядовых россиян этому органу. Так, только десятая доля экспертов правильно назвали цифру – в интервале от 10% до 20%. Три четверти представителей региональной элиты предположили, что доверяют этой организации от 20% до 80% россиян. Вероятно, региональные эксперты не учли тот факт, что россияне в большинстве своем просто не знают, что такое Счетная палата, для чего она создана и в чем заключается ее работа.
|