fom.ru · Поиск ·      








05.04.1998, Кертман Г.Л.

ПРИОРИТЕТ – МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ



Отношение общества к процессу формирования нового кабинета и, в частности, к перспективе утверждения С.Кириенко на посту премьер-министра едва ли не в первую очередь определяется стремлением избежать открытой политической конфронтации между ветвями власти.

Исполнять обязанности председателя Правительства Президент поручил Сергею Кириенко. Вы лично одобряете или не одобряете это решение Президента?  По Конституции РФ Дума должна утверждать премьер-министра. Какое решение Думы представляется Вам наиболее правильным...?  Если Дума трижды не утвердит С. Кириенко, то какое решение Президента Вам представляется более правильным...?  
пока не могу судить об этом назначении49 
одобряю19 утвердить С.Кириенко36 предложить другую кандидатуру56 
не одобряю18 не утвердить18 распустить Думу20 
затрудняюсь ответить15затрудняюсь ответить46затрудняюсь ответить24


Как явствует из приведенных в таблице данных, значительная часть респондентов выступает за утверждение Думой кандидатуры С.Кириенко, в то же время не высказывая явного одобрения решению Президента о назначении этой кандидатуры на пост исполняющего обязанности премьера. Очевидно, что в основе такой позиции – установка на компромисс, обусловленная и воспоминаниями о событиях 1993 г., и уверенностью в том, что любые выборы негативно сказываются на экономике, и, в целом, стремлением к стабильности, которое неизбежно возникает в любом обществе, "утомленном" чрезмерно интенсивным потоком инноваций.

До тех пор пока Дума отвергает предложения Б.Ельцина, эти факторы "работают" против нее. Но они незамедлительно обернутся против Президента, если дело дойдет до троекратного отклонения кандидатуры С.Кириенко и роспуска Думы. Причем в этом случае реакция избирателей будет еще более негативной: если "упрямство" парламентариев готовы осудить 36% респондентов, то ответный ход Президента – 56%. Поскольку лишь 18% опрошенных определенно высказываются против решения Б.Ельцина сделать ставку на С.Кириенко, то можно заключить, что, как минимум, 38% респондентов "советуют" Президенту предложить Думе другую кандидатуру преимущественно из-за неприятия идеи досрочных парламентских выборов. Даже в Москве и Петербурге, где и.о. премьера, как уже отмечалось, снискал особую симпатию и где за его утверждение Думой высказываются 48% опрошенных (против – 14%), только 26% респондентов предпочитают роспуск Думы, тогда как 50% – "рекомендуют" Б.Ельцину в случае троекратного отклонения кандидатуры С.Кириенко пойти навстречу депутатам и предложить им другую кандидатуру.

Дело, однако, в том, что на практике Президент не сможет воспользоваться этой рекомендацией: согласно ст. 111 Конституции РФ, он обязан в случае троекратного отклонения предложенной кандидатуры назначить председателя Правительства, распустить Думу и назначить новые выборы. Но общественное мнение при таком развитии событий будет возлагать ответственность за досрочные парламентские выборы преимущественно не на Думу, а на Президента. Это представляется неизбежным, поскольку именно Б.Ельцин должен будет сделать последний шаг. Убедить же большинство избирателей в том, что действия Президента в сложившейся ситуации обусловлены логикой Конституции, а не его собственными политическими расчетами или темпераментом, едва ли удастся. Во-первых, из-за крайней неразвитости правового сознания в стране, а во-вторых – из-за того, что предыдущее Правительство было отправлено в отставку по инициативе самого Б.Ельцина. Так что оппоненты непременно будут обвинять Президента в том, что подлинная цель его решения изначально состояла в создании предпосылок для роспуска Думы.



База данных ФОМ > Власть и закон > ПРИОРИТЕТ – МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ