fom.ru · Поиск ·      








28.10.1998, Петрова А.С.

О ВАРИАНТАХ ВЫХОДА ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Формализованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 сентября 1998 г. Формализованные телефонные интервью с руководителями и ведущими аналитиками региональных СМИ. Опрошено 90 экспертов в 9 регионах (Брянск, Волгоград, Вологда, Калининград, Калуга, Ростов-на-Дону, Рязань, Ставрополь, Ульяновск). Опрос проведен с 15 по 25 сентября.

Эксперты в свободной форме отвечали на вопросы:
  • "Как вам видится дальнейшее развитие событий в верхних эшелонах федеральной власти? Каков ваш сценарий?"

  • "С кем вы связываете надежды на преодоление финансового кризиса?".
Разразившийся недавно экономический и последовавший за ним политический кризис взбудоражили россиян. Доверяют ли жители провинции новому правительству? Как они воспринимают сложившееся положение вещей? С какой из политических фигур связывают надежды на выход из кризиса?

Будучи непосредственными наблюдателями событий в своем регионе, ведущие журналисты российской провинции оценивают эти события в соответствии как с собственными установками, так и с установками местных элит. Образы социальной реальности, которые складываются у представителей провинциальной журналистской элиты, ценны не только своей первичностью и достоверностью, но и потенциальной возможностью тиражирования в массовом сознании. Ведь по роду своей профессиональной деятельности наши эксперты, во-первых, включены в ситуацию на местах, во-вторых, находятся в точке формирования информационных потоков и, в-третьих, способны артикулировать своё мнение, строить аргументированные предположения о том, какой возможный резонанс вызовут в регионах те или иные события (Именно это делает выявление всего спектра экспертных позиций более значимым, чем количественная (см. Приложение) распространенность того или иного типа суждений в данном экспертном поле.)

О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СОБЫТИЙ

Примечательно, что эксперты предлагают довольно широкий спектр сценариев дальнейшего развития событий. Их высказывания касаются в основном трех "П" – Президента, Правительства и Примакова, а также влияния данных фигур на экономику страны.

ПРЕЗИДЕНТ


Достаточно скептически оценивают представители региональной журналистской элиты будущее Президента. Лишь немногие считают, что Ельцин в отставку не уйдет. Было даже высказано мнение, что Президент попытается вернуть себе былую активность и власть. Гораздо чаще эксперты отмечают, что Ельцин сдает позиции, и предсказывают возможность досрочной отставки президента – добровольной либо вынужденной.

По оценкам экспертов, сегодня Президент как политическая фигура не имеет будущего, от него не приходится ждать активных действий. Если же Президент попытается изменить положение вещей в свою пользу, то это, по мнению экспертов, приведет лишь к нарастанию политической напряженности в верхних эшелонах власти.

Кое-кто из экспертов считает, что "Ельцин не уходит в отставку только потому, что опасается судебных преследований, его беспокоит также положение его родственников", а кто-то называет президента "надомником" и сетует на отсутствие закона, позволяющего отправить его в отставку.

Таким образом, августовский кризис сильно пошатнул личностный авторитет Президента. Теперь он представляется фигурой символической, и при малейшем неосторожном поступке над ним нависает угроза отставки.

ПРИМАКОВ


Если прогнозы относительно Президента звучат, как правило, пессимистически, то будущее Примакова воспринимается представителями региональной журналистской элиты скорее нейтрально-выжидательно. Чаще всего он характеризуется как фигура компромиссная, устраивающая все стороны, "раздувавшие" политический кризис, и одновременно способная достаточно долго удерживаться на плаву. По мнению экспертов, Примаков популярен в верхних эшелонах власти, в частности, потому, что демонстрирует нежелание баллотироваться в президенты. "Примаков непотопляем и несминаем, как Черномырдин, но вместе с тем более интеллектуален и образован".

Характеризуя Примакова в качестве главы правительства, представители региональной журналистской элиты считают, что если он будет максимально использовать данные ему полномочия и принимать разумные решения, то продержится в должности Премьер-министра до следующих выборов, но это произойдет в том случае, если россияне поверят правительству. Эксперты называют нового Премьера "стабилизирующей" личностью.

Гораздо реже встречаются скептические оценки Примакова как главы правительства. Лишь немногие эксперты полагают, что он – фигура номинальная, и только один предсказывает его скорую отставку.

Эксперты не оставили без внимания и возможные изменения политического статуса Примакова. Так, кто-то из них не исключает участия Примакова в следующих президентских выборах. Сегодня же он, по оценкам ведущих работников региональных СМИ, является подходящей фигурой для замены Ельцина в случае осуществления процедуры импичмента и вынужденного ухода президента в отставку. При этом Примаков, по мнению экспертов, скорее всего, будет облечен полномочиями вице-президента.

Некоторые эксперты, рассуждая о Премьере, пытаются проанализировать возможную политику нового правительства. При этом они, как правило, склоняются к тому, что будет частично реанимировано административно-командное управление экономикой. Кое-кто из них считает, что "никаких программ с ограниченным сроком действия у Примакова не будет, а будет очень спокойная, без резких заявлений, без обещаний политика. Вероятно, будут возвращены на арену кадры промышленников и руководителей отраслей. Всплывет советская номенклатура профессионалов и, вероятно, они будут потихонечку диктовать систему, которая позволит восстановить экономические связи, прежде всего в промышленности. Начнет приводиться в норму банковская система. Центр тяжести перенесется с финансового рынка на рынок реальной экономики". Вместе с тем эксперты высказывают опасение, что подобная политика не будет пользоваться широкой популярностью у лиц, "задействованных в экономике", у которых не возникнет "большого желания ее осуществлять".

Оценивая дальнейшее развитие событий, эксперты указывают на то, что "Примаков, скорее всего, сделает непонятную систему – полурыночную, полусоциалистическую", то есть и в экономическом и в политическом плане произойдет "откат назад". "Доллар будет расти, после проведения эмиссии произойдет новый скачок цен на товары; предпринимательские структуры ждет банкротство. Все придет к тому, что коммунисты победят на президентских выборах и попытаются возродить социализм". Примакову придется прибегнуть к "эмиссии и ужесточению административных мер. Возникнет напряженность в отношениях между Примаковым и финансово-промышленными олигархами, так как он будет вынужден ограничить их деятельность. В то же время власть на местах поддержит Премьера. Население будет относиться к Примакову хорошо, если тот не пойдет на конфликт со СМИ". Вместе с тем премьеру удастся стабилизировать ситуацию – правда, это будет стабильно плохая ситуация, с растущим уровнем инфляции и отсутствием индексации зарплат.

"Экономическое положение будет стабильно ухудшаться – возможно, оно и стабилизируется на каком-то нижнем пороге, но Правительство Примакова ничего не сумеет сделать, потому что пользуется безусловно эклектичными рецептами, которые не могут помочь выбраться из кризиса. Комплексной программы нет, то есть Правительство Примакова болеет теми же болезнями, что и Правительство Черномырдина. При Примакове усилится роль государственного регулирования экономикой, и это так же, как и половинчатые меры Правительства Черномырдина, отрицательно скажется на экономическом положении страны".

Некоторые представители региональной журналистской элиты выражают надежду на то, что Дума "отложит катавасию с импичментом", и президентские выборы состоятся, как и положено, в 2000 году.

От нового Премьер-министра ожидают более взвешенной политики. По мнению экспертов, Примаков – фигура, устраивающая и левых, и правых, его избрание может предотвратить раскол в обществе, ему простят даже проведение непопулярных мер в том случае, если они выведут страну из кризиса.

Итак, несмотря на осторожность характеристик, даваемых экспертами Премьер-министру, фигура Примакова воспринимается в целом положительно. При этом эксперты относят его к "старой гвардии" и связывают с ним возвращение к элементам административно-командной системы управления экономикой. Возвращение к старым методам управления экономикой, хоть и признается большинством экспертов неизбежным, но отнюдь не приветствуется ими.

ПРАВИТЕЛЬСТВО


Если образ Примакова в характеристике экспертов носит положительные черты, то правительство лидеры региональной журналистской элиты ругают так же яростно, как и президента. И даже, пожалуй, с еще большим азартом – ведь про Президента уже сколько говорено, а эти – "на новенького".

Эксперты указывают на нежизнеспособность российского Правительства, мотивируя это его коалиционностью, предсказывают скорую (не позже января) смену кабинета, считают, что Правительство ничего не сможет сделать. Было высказано мнение, что "раздираемое внутренними противоречиями коалиционное правительство имеет большую опасность оказаться нежизнеспособным; для того чтобы Правительство, вместе с той политической силой, которая за ним стоит, могло нести полную ответственность, оно должно быть окрашено в один цвет, а сейчас не будет ответственного". Так, в случае неудачи правительственной программы КПРФ может "откреститься" от Маслюкова. Эксперты считают, что обстановка в России полностью стабилизируется лишь после выборов 2000 года, когда к власти придет новый президент, а до тех пор ни одно правительство не сможет найти выход из кризиса.

Заметно меньше тех экспертов, кто позитивно оценивает будущее нынешнего правительства; они считают, что "правительство внушает оптимизм, оно доживет до выборов".

Сейчас, когда политический кризис разрешился, правительство получило передышку. Оно должно воспользоваться ею, чтобы решить важнейшую задачу: завоевать доверие народа. Эксперты уверены, что от правительства зависит многое – если оно не будет работать, страну ждет очередной виток кризиса; если же оно не станет сидеть сложа руки или "отделываться говорильней", то ситуация может потихоньку улучшаться.

Включение коммунистов в состав правительства эксперты оценивают по-разному. С одной стороны, высказывается мнение, что это – тактический ход с целью дискредитации КПРФ в глазах электората, поскольку коммунисты-члены правительства либо будут вынуждены проводить в жизнь "буржуазные меры", либо правительство покажет свою несостоятельность. С другой стороны, ряд экспертов приветствует приход левых в правительство, называя его "правительством тяжеловесов, старых кадров" и считая, что новое правительство будет руководствоваться принципом "не навреди".

Еще один аспект касается взаимоотношений Правительства и Думы. Если с президентом Дума находится в состоянии конфронтации, то по отношению к Правительству она сегодня скорее союзник. Большинство экспертов полагают, что по мере того как Президент сдает свои позиции, роль Правительства и Думы возрастает. Вместе с тем эксперты опасаются, что если Правительство, Дума и Президент не договорятся друг с другом, то возможно разрастание политического кризиса, вплоть до развала России.

Неоднозначно трактуют эксперты создавшуюся в стране в начале сентября политическую ситуацию. Одни видят в ней попытку определенных политических сил "отделить" от власти большие деньги, другие же расценивают кризис как результат борьбы олигархов и принадлежащих им СМИ с правительством Кириенко.

Хотя эксперты выражают надежду на то, что социального взрыва не будет, они предсказывают рост народного недовольства, продолжение конфронтации, а в ближайшем будущем – новый виток политического кризиса. Характерно, что в качестве времени "икс" они называют январь 1999 года. При этом журналисты демократической ориентации пророчат наступление коммунистов, а прокоммунистически настроенные эксперты – реванш демократов. В то же время делаются предположения о том, что на арене политической борьбы будет затишье – все партии будут готовиться к участию в парламентских и президентских выборах.

Очень часто эксперты отмечают ослабление центральной власти, указывая на то, что сейчас делается ставка на регионы, на крупные города.

Таким образом, по мнению экспертов, Правительство не заслуживает доверия; очевидно, оно долго не протянет, состав его будет меняться. Но даже независимо от состава оно не сможет преодолеть кризис. После некоторого затишья борьба за власть между левыми и либералами возобновится. Вероятнее всего, это произойдет в январе 1999 года.

Явное меньшинство составляют те эксперты, кто надеется на стабилизацию ситуации, оговариваясь, правда, что проведена она будет с применением "пожарных" мер, хотя Правительству явно следует предпринять шаги, чтобы успокоить народ.

Эксперты формулируют круг задач, которые следует решить Правительству, чтобы выйти из кризиса. Указывается, в частности, на необходимость восстановления отечественной промышленности, решения социальных проблем. Залог жизнеспособности Правительства лидеры провинциальной журналистики видят в конкурентоспособности отечественных товаров. Это особенно важно, поскольку в сложившейся ситуации рассчитывать на помощь Запада не приходится. Кроме того, эксперты одобряют монополию на водку, отмечая, однако, что механизм ее реализации неясен.

Таким образом, по мнению большинства экспертов, скорого выхода из кризиса ждать не приходится. Характерно, что практически никто не дает рецепта, как можно стабилизировать ситуацию. Зато немало экспертов опасаются введения командно-административных мер, а также того, что эмиссия, которую вынуждено будет провести Правительство, окажется неконтролируемой. Все это вместе приведет к ухудшению экономической ситуации в стране.

КТО СПАСЕТ РОССИЮ?

Существуют ли сегодня политики или партии, способные вывести страну из кризиса? По ответам на этот вопрос среди экспертов выделяются пять групп:
  • "государственники", возлагающие надежды на Премьера и правительство, то есть на силы, наделенные властью;

  • "пессимисты", считающие, что никто не сможет спасти Россию;

  • "футуристы", относящие выход России из кризиса на будущее или связывающие его с лицами, не обладающими сегодня властью, но гипотетически способными встать во главе государства;

  • "экономисты", делающие ставку на экономические меры;

  • "народники", которые рассчитывают на русский народ, на его терпение, способность находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
"Государственники" образуют наиболее многочисленную группу, но в их рядах нет единства. В роли спасителя Отечества они видят либо самого Примакова, либо его правительство, либо отдельных политиков. Они полагают, что "если хватит ума, политической воли и решительности этому Правительству", то ситуация в стране повернется в сторону возрождения реального производства. Восстановление производства, в свою очередь, приведет к оздоровлению экономики и возрождению мощного государства. Эксперты считают, что сейчас Правительство должно проявить свободу действий в рамках его полномочий. Кроме того, высказывается мнение, что Россию выведет из кризиса совместная работа Правительства и Центробанка.

Представители региональной журналистской элиты рассчитывают также и на конкретных персоналий в составе Правительства, прежде всего на В.Геращенко и Ю.Маслюкова. Они полагают, что под началом последнего будет развиваться вариант сращивания двух типов экономики. Близка к этому мнению высказанная надежда на смену политического и экономического курса, который при новом правительстве должен быть иным, чем в последние 7-8 лет.

Ряд ведущих провинциальных журналистов связывают надежды на улучшение ситуации с Государственной Думой и видят залог стабильности в согласии между двумя ветвями власти.

Вместе с тем не все эксперты удовлетворены достигнутым компромиссом. Кое-кто из них считает, что это не что иное как временный мораторий на политические бои, что стабилизация достигнута на крайне низкой отметке ("стабильно плохое положение)", и наступление какого-либо улучшения возможно не ранее чем через полгода.

По отношению к Президенту мнения экспертов разделились. Одни считают, что для выхода страны из кризиса необходимо, чтобы Ельцин ушел в отставку, поскольку как Президент он себя исчерпал. Другие связывают надежды на выход из кризиса именно с Президентом – правда, при условии, что тот сумеет найти такие слова и действия, которые заставят людей поверить в то, что он не бездействует. Более того, прозвучало мнение, что сейчас Президенту нельзя выходить в отставку.

"Пессимисты", как и государственники, составляют достаточно многочисленную группу. Они уверены, что на сегодняшней политической арене России нет фигуры, способной вывести страну из кризиса, что у россиян мало надежд на преодоление кризиса, а подскочивший курс доллара явился шоком для народа. Некоторые эксперты полагают, что в данной ситуации можно рассчитывать лишь на случайное везение или на то, что кризис пройдет сам по себе.

Представители правоцентристской ориентации региональной журналистской элиты образуют группу "футуристов". Они делают ставку на Правительство и на нового Премьер-министра, который придет после Примакова. По мнению экспертов, это должен быть человек правой ориентации или же сам Примаков – при условии его эволюции вправо. Кроме того, "футуристы" считают, что после парламентских и президентских выборов ситуация изменится к лучшему. Они связывают надежду на выход из кризиса с рядом политиков, намеревающихся выставить свои кандидатуры на президентских выборах 2000 года. Кое-кто из них в роли спасителя Отечества видит Явлинского. Его особенно хвалят за то, что он отказался войти в состав действующего Правительства. Эксперты этой группы рассчитывают на Лужкова и Лебедя, уповают на современно мыслящих экономистов, оговариваясь, правда, что едва ли им дадут возможность работать.

Некоторые ведущие провинциальные журналисты помянули добрым словом Правительство Кириенко: "России необходимо правительство реформаторов. Казалось, таким будет Правительство С.Кириенко"; "если бы Кириенко позволили довести начатые реформы до конца, то к следующему лету ситуация в России изменилась бы. А сегодня спасти страну может лишь оперативное вмешательство".

Отчетливо слышен в хоре экспертов и голос "народников". Примечательно, что в ответах представителей "футуристов" и особенно "народников" завуалированно звучит сентенция: "надеяться можно лишь на самих себя". Эксперты-"народники" связывают надежды на выход из кризиса с народным терпением, с неким коллективным разумом нации.

"Экономисты" делают ставку на экономические рычаги и уповают на возрождение национальной промышленности. Они полагают, что кризис может быть преодолен в том случае, если "ножницы цен используют для развития отечественного производства"; что ставка должна быть сделана на натуральный обмен и на местного производителя, а для выхода из кризиса надо снизить налоги, тем самым давая возможность развиваться российскому производству. Эксперты этой группы отмечают важную роль "среднего класса" как стабилизирующего звена в обществе. Кроме того, они возлагают надежды на укрепление законности и на западные вливания.

Таким образом, в сентябре Примаков лично и его кабинет обладали значительным запасом народного доверия. Активные меры, позволяющие вывести страну из кризиса, – в частности, связанные с поддержкой местных производителей, могли бы укрепить позиции Правительства. Премьер-министр и Правительство в экспертном рейтинге "спасителей России" лидируют со значительным отрывом от остальных политиков. Можно отметить, что ни Дума, ни Президент не обладают влиянием, сравнимым с влиянием Примакова и его кабинета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ темыТемы экспертных сужденийЧисло суждений% от числа суждений на данную тему
1. Сценарии развития событий 245 100 
1.1 Президент 59 24 
1.1.1добровольная отставка2543
1.1.2вынужденная отставка1628
1.1.3возвращение былой активности610
1.1.4другое47
1.2 Примаков 154 63 
1.2.1дипломатическая политика "золотой середины": полурынок – полусоциализм6039
1.2.2стабильный премьер-министр5536
1.2.3фигура временная2818
1.2.4разумный консерватор2617
1.2.5стабилизирует ситуацию 2013
1.2.6экономическое положение из-за административного регулирования ухудшится1711
1.2.7пойдет на непопулярные меры ради вывода страны из кризиса53
1.2.8другое128
1.3 Правительство 61 25 
1.3.1нежизнеспособное, т.к. является коалиционным1322
1.3.2доживет до 2000 года1219
1.3.3правительство "тяжеловесов", главный принцип – "не навреди"813
1.3.4новый правительственный кризис неизбежен813
1.3.5главный принцип возрождения– сделать все для выживания отечественной промышленности58
1.3.6другое712
2. Кто спасет Россию? 225 100 
2.1 Государственники 86 38 
2.1.1персоналии "спасителей"5766
2.1.2властные институты (от правительства до губернаторов)2832
2.1.3другое78
2.2 Пессимисты 72 32 
2.2.1отсутствие фигуры или структуры "спасителя"3346
2.2.2случай2738
2.2.3другое1825
2.3 Футуристы 43 19 
2.3.1премьер-министр1842
2.3.2претенденты на пост президента в случае их победы1741
2.3.3другое1125
2.4 Народники 11 
2.4.1народ658
2.4.2индивид652
2.4.3другое215
2.5 Экономисты 14 
2.5.1экономические рычаги646
2.5.2средний класс428
2.5.3помощь Запада428
2.5.4другое214



База данных ФОМ > Власть и закон > Государственная дума РФ > О ВАРИАНТАХ ВЫХОДА ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА