На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
09.06.1999, Кертман Г.Л. НА ЧТО СПОСОБНО ПРАВИТЕЛЬСТВО? Респонденты довольно высоко оценивают шансы нового правительства на взаимопонимание как с Охотным рядом, так и, в особенности, с Кремлем.
Наиболее оптимистичны в этом отношении граждане с высшим образованием, а также сторонники Ю.Лужкова и Г.Явлинского, которые, впрочем, и обычно меньше, чем другие, склонны ожидать политических катаклизмов. Причем заслуживает внимания такой факт: уверенность в том, что кабинет сможет достичь взаимопонимания с президентом и его администрацией, гораздо чаще демонстрируют те респонденты, которые считают, что правительство сумеет договориться с депутатским корпусом, чем те, кто не верит в это. Вопрос: «Как Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет найти общий язык с президентом и его администрацией?"
Таким образом, "человек с улицы" не склонен, в отличие от российского политического класса, экспертов и политических обозревателей СМИ, рассматривать взаимоотношения правительства с Кремлем и Охотным рядом как "игру с нулевой суммой", т.е. исходить из того, что добрые отношения кабинета с Думой автоматически навлекают на него недовольство команды президента, а лояльность по отношению к этой команде - враждебность Думы. Вопреки опыту всех предыдущих российских правительств, свидетельствующему в пользу именно такого подхода, опрошенные относительно редко полагают, что кабинет С.Степашина сможет установить взаимопонимание с одной из сторон, только испортив при этом отношения с другой. Несложные расчеты показывают: лишь 13% респондентов ожидают, что правительство найдет общий язык с Кремлем, но не сумеет договориться с Думой, и 6% - что оно, напротив, наладит контакт с депутатами, но не преуспеет в диалоге с президентом и его администрацией. Вместе с тем 35% опрошенных верят, что правительству удастся решить обе задачи, и 8% полагают, что оно потерпит неудачу в обоих случаях. Если перспективы налаживания конструктивных отношений между правительством и двумя другими центрами власти представляются респондентам более или менее благоприятными, то надежды на то, что кабинету удастся добиться позитивных сдвигов в экономике либо укрепить внешнеполитические позиции страны, питает лишь каждый пятый опрошенный, тогда как двое из пяти на такие сдвиги не рассчитывают. Причем высокообразованные граждане, которые, как мы видели, оптимистичнее других в оценке шансов на взаимопонимание между кабинетом, с одной стороны, и Думой и командой президента - с другой, настроены в этом отношении еще более мрачно, чем остальные: 55% респондентов с высшим образованием убеждены, что правительство не сумеет добиться перемен к лучшему ни в экономике, ни во внешнеполитической области.
Показательно: подобный пессимизм характерен для подавляющего большинства опрошенных, не надеющихся на то, что кабинет и Дума могут найти общий язык. Между тем, респонденты, полагающие, что правительство будет действовать в согласии с депутатским корпусом, настроены гораздо оптимистичнее: они почти так же часто заявляют, что оно добьется позитивных изменений в экономической области, как и отвергают это мнение. Да и усиление внешнеполитических позиций России они предсказывают втрое чаще, чем те, кто не рассчитывает на взаимопонимание между правительством и Думой. Кроме того, среди них гораздо больше сомневающихся, то есть не исключающих успехов правительства и в той, и в другой сфере.
Скорее, дело в том, что отсутствие взаимопонимания между правительством и Думой, конфронтация этих институтов власти интерпретируются "человеком с улицы" как доказательство их безразличия к национальным интересам. Наши соотечественники, как правило, склонны трактовать соперничество властных институтов не столько как принципиальный спор о путях развития страны, столкновение концепций и стратегических установок, сколько как борьбу частных интересов и амбиций. Борьбу, "отвлекающую" власть от исполнения ее обязанностей перед обществом и свидетельствующую о ее несостоятельности. Способность найти взаимопонимание с Думой воспринимается, соответственно, как своеобразный тест, позволяющий оценить меру ответственности правительства и его ориентированности на решение актуальных, прежде всего - экономических, проблем, стоящих перед страной. Возможно, беспрецедентная популярность ушедшего кабинета Е.Примакова была в немалой степени обусловлена именно тем, что экс-премьер успешнее, чем его предшественники, справлялся с этим тестом. Приведенные данные свидетельствуют о том, что российские граждане, не слишком оптимистично оценивая экономические и внешнеполитические перспективы страны при новом правительстве, все же склонны верить, что в этом отношении ему удастся сохранить преемственность. |