|
Престиж главы российского правительства остается весьма высоким: 56% опрошенных заявляют о том, что у них сложилось в целом хорошее впечатление о Е.Примакове, и лишь 13% – что это впечатление плохое. Доверие к премьеру испытывают 41% респондентов, недоверие -23%; подобным кредитом доверия не располагает, как известно, никто из представителей политической элиты.
Высокая репутация премьера связана, помимо прочего, с тем, что он воспринимается большинством российских граждан как фигура "надпартийная", политически неангажированная. Неучастие в партийно-политической борьбе, "равноудаленность" от соперничающих политических сил и многократно продемонстрированное отсутствие "президентских" амбиций приносят Е.Примакову значительные политические дивиденды.
Несомненно, премьер и далее будет избегать сколько-нибудь внятного самоопределения в идейно-политической системе координат и не пойдет на заключение формального политического "союза" с кем-либо из партийных лидеров – во всяком случае, до "официального" открытия президентской избирательной кампании. Поэтому вопрос, ответы на который приведены ниже, может, на первый взгляд, показаться несколько умозрительным. Представляется, однако, что вероятность некоторого сближения Е.Примакова с теми или иными политическими силами (и, соответственно, большего, чем сегодня, дистанцирования от других) в обозримом будущем достаточно велика: необходимость принятия бюджета, актуализация проблематики конституционной реформы и ряд других обстоятельств требуют от кабинета действий, которые могут оказаться несовместимыми с политическим "нейтралитетом". Поэтому вопрос о возможных последствиях политического самоопределения премьера весьма актуален.
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к Е.Примакову улучшится, ухудшится или не изменится, если он станет политическим союзником...?"
| Все | Среди электоратов |
Зюганова | Лебедя | Лужкова | Явлинского | Примакова |
...Ю.Лужкова |
улучшится | 25 | 20 | 18 | 67 | 27 | 29 |
не изменится | 38 | 39 | 43 | 24 | 43 | 39 |
ухудшится | 13 | 20 | 16 | 2 | 13 | 20 |
затр. ответить | 24 | 22 | 23 | 8 | 17 | 12 |
...Г.Зюганова |
улучшится | 21 | 75 | 13 | 9 | 6 | 17 |
не изменится | 25 | 13 | 23 | 24 | 21 | 26 |
ухудшится | 32 | 2 | 46 | 52 | 53 | 45 |
затр. ответить | 22 | 10 | 17 | 15 | 21 | 13 |
...Г.Явлинского |
улучшится | 20 | 14 | 17 | 22 | 65 | 20 |
не изменится | 33 | 33 | 35 | 34 | 18 | 33 |
ухудшится | 19 | 26 | 26 | 20 | 4 | 30 |
затр. ответить | 28 | 28 | 21 | 24 | 14 | 17 |
...С.Кириенко |
улучшится | 12 | 8 | 13 | 17 | 25 | 10 |
не изменится | 32 | 30 | 33 | 32 | 34 | 30 |
ухудшится | 24 | 34 | 28 | 23 | 17 | 36 |
затр. ответить | 32 | 28 | 26 | 28 | 24 | 24 |
...А.Лебедя |
улучшится | 22 | 19 | 64 | 21 | 14 | 23 |
не изменится | 28 | 28 | 16 | 30 | 29 | 27 |
ухудшится | 22 | 28 | 4 | 27 | 33 | 35 |
затр. ответить | 29 | 25 | 16 | 23 | 24 | 15 |
|
Как явствует из этих данных, сближение с Г.Зюгановым и С.Кириенко может заметно дискредитировать Е.Примакова, а с Ю.Лужковым, напротив, – повысить его престиж. В случае блокирования премьера с Г.Явлинским или А.Лебедем его политические потери и приобретения взаимно уравновешиваются.
Наиболее существенной переоценке фигура премьера подверглась бы в случае его альянса с лидером КПРФ: если при рассмотрении других гипотетических союзов доля опрошенных, заявляющих, что их отношение к Е.Примакову изменилось бы, составляет 36-44% (сумма ответов "улучшится" и "ухудшится"), то в этом случае – 53%.
Сближение премьера с Г.Зюгановым было бы, естественно, одобрено подавляющим большинством сторонников последнего, но оно вызвало бы разочарование у абсолютного большинства приверженцев Ю.Лужкова и Г.Явлинского и почти у половины электоратов А.Лебедя и самого Е.Примакова.
Такая реакция свидетельствует, во-первых, о том, что водораздел между прокоммунистическими и некоммунистическими силами остается для наших соотечественников важнейшей, основной линией размежевания в российском политическом пространстве. Пересечение этой линии, очевидно, чревато серьезными электоральными потерями для любого политика. Если, например, 52% сторонников Ю.Лужкова заявляют, что их отношение к премьеру ухудшилось бы в случае его блокирования с Г.Зюгановым (а улучшилось бы – лишь у 9%), то это позволяет усомниться в том, что и сам московский мэр сумел бы сохранить свой электорат, когда бы его флирт с коммунистами оказался более продолжительным.
Во-вторых, столь интенсивная реакция респондентов на предположение о возможном альянсе премьера с Г.Зюгановым говорит, по-видимому, о том, что, несмотря на изрядное представительство коммунистов и их сторонников в правительстве, на благожелательность думской фракции КПРФ по отношению к этому правительству, наконец, на широко тиражируемый СМИ тезис о резком "покраснении" Белого дома, большинство респондентов не считают, что Е.Примаков сегодня возглавляет прокоммунистический кабинет. Если бы политическая дистанция между премьером и лидером КПРФ представлялась им незначительной, едва ли столь многие заявили бы, что ее преодоление всерьез повлияло бы на их отношение к главе правительства.
Другим "нежелательным" для премьера союзником, по мнению респондентов, стал бы С.Кириенко. Причем менее всего такой альянс обрадовал бы сторонников самого Е.Примакова. Это, впрочем, совершенно естественно: те, кто симпатизирует премьеру настолько, что желал бы видеть его в президентском кресле, особенно твердо уверены в том, что он выгодно отличается от своего предшественника, и, следовательно, менее других склонны поддерживать идею о союзе с ним.
Следует, однако, отметить, что о негативном влиянии гипотетического политического союза Е.Примакова и С.Кириенко на свое отношение к действующему премьеру заявили лишь 24% респондентов, причем даже среди электората Г.Зюганова такую позицию занял только каждый третий опрошенный. Сторонники Ю.Лужкова осуждали бы подобный союз лишь ненамного реже, чем приветствовали, а приверженцы лидера "Яблока", наоборот, чаще высказываются в его пользу. Некоторые респонденты заявляют, что стали бы в этом случае лучше относиться к Е.Примакову, – вероятно, не столько в силу симпатий к бывшему премьеру, сколько потому, что альянс с ним представлялся бы им определенной гарантией от излишнего "покраснения" кабинета. Но даже с учетом этого обстоятельства распределение мнений по данному вопросу выглядит достаточно обнадеживающим с точки зрения оценки политических перспектив самого С.Кириенко. Очевидно, что даже среди респондентов, весьма далеких от правого фланга политического спектра, лишь меньшинство видит в нем одиозную фигуру.
Позитивно повлиять на репутацию премьера мог бы лишь его политический союз с московским мэром, который был бы нейтрально воспринят "протестным" электоратом Г.Зюганова и А.Лебедя и поддержан не только сторонниками Ю.Лужкова и Г.Явлинского, но и приверженцами самого Е.Примакова. Последние, отметим, выражают готовность санкционировать только этот альянс – в отличие от гипотетических союзов премьера с красноярским губернатором и лидером "Яблока".
Приведенные данные в целом свидетельствуют о том, что респонденты "предписывают" Е.Примакову оставаться в центре политического спектра: радикальное смещение как влево, так и вправо вызвало бы у них скорее разочарование, чем одобрение, тогда как альянс с тяготеющим к центризму московским мэром был бы воспринят благосклонно. Представляется, впрочем, что фактически даже такой политический союз в долгосрочной перспективе был бы не слишком выгоден премьеру, потому что, вступив в него, последний утратил бы специфический и чрезвычайно рентабельный статус "надпартийного" политика. В то же время демонстрация взаимопонимания с Ю.Лужковым, близости позиций по тем или иным конкретным вопросам была бы, очевидно, полезна для укрепления репутации премьера.
|