fom.ru · Поиск ·      








10.05.1998, Кертман Г.Л.

ДИЛЕММЫ БЫВШЕГО ПРЕМЬЕРА



Заявив о решении принять участие в президентских выборах и прозрачно намекнув на неоднозначное отношение Б.Ельцина к этому решению, В.Черномырдин вышел на арену публичной политики чрезвычайно эффектно. Однако вот уже больше месяца бывший премьер демонстрирует осторожность, избегая поступков и высказываний, которые могли бы вызвать значительный резонанс. Даже съезд НДР оказался, вопреки многим прогнозам, достаточно рутинным мероприятием.

Как показывают приведенные ниже данные, осмотрительность В.Черномырдина во многом оправдана.

Вопрос: "Улучшится или ухудшится Ваше отношение к В.Черномырдину как к кандидату на пост Президента России в случае следующих его действий?"

Если В.Черномырдин...ВсеСреди электоратов
Зюганова Черномырдина
+ +-+-
возглавит РАО "Газпром"153810504415
будет резко критиковать президента и правительство174319393332
станет депутатом Думы213113415514
преобразует "Наш дом - Россия" в широкое общественное движение24241631634
будет часто выступать по телевидению, по радио, в прессе213115355618


Любые предполагаемые действия экс-премьера, за исключением работы по развитию НДР, были бы встречены избирателями скорее негативно, чем позитивно.

Особый интерес представляет, конечно, возможная реакция избирателей на переход В.Черномырдина в оппозицию к президенту и правительству. Сторонники Г.Зюганова относятся к такому гипотетическому повороту наиболее терпимо – приверженцы всех других кандидатов в президенты гораздо решительнее осудили бы лидера НДР, если бы он стал резко критиковать Президента и Правительство. Причем очевидно, что дело тут не столько в симпатии к действующей власти (сторонников, скажем, А.Лебедя или Г.Явлинского заподозрить в такой симпатии трудно), сколько в двусмысленности положения В.Черномырдина. В устах экс-премьера, ушедшего в отставку отнюдь не по собственному желанию, такая критика воспринималась бы большинством избирателей как циничное политиканство и стремление снять с себя ответственность за политику, проводившуюся свыше пяти лет под его же руководством.

Вообще следует отметить, что отношение респондентов к тем или иным предполагаемым действиям В.Черномырдина различается в зависимости не столько от их политических пристрастий (если, конечно, не иметь в виду его "собственный" электорат), сколько от уровня их образования. Причем по этому критерию респонденты в данном случае дифференцируются более отчетливо, чем по возрастным параметрам, уровню доходов и т.д.

Вопрос: "Улучшится или ухудшится Ваше отношение к В.Черномырдину как к кандидату на пост Президента России в случае следующих его действий?"

Если В.Черномырдин...Образование
ниже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее
+-+-+-+-
возглавит РАО "Газпром"133518381737950
будет резко критиковать президента и правительство1933184315451455
станет депутатом Думы1828213020352728
преобразует "Наш дом - Россия" в широкое общественное движение2020262323273125
будет часто выступать потелевидению, по радио, в прессе2023233219332237


Респонденты с высшим образованием гораздо решительнее, чем остальные, осудили бы уход экс-премьера в "Газпром", переход его к активной пропагандистской деятельности и особенно – "громкий" разрыв с Президентом и Правительством. Вместе с тем высокообразованные значительно позитивнее отнеслись бы к избранию В.Черномырдина в Думу и к его реформаторской деятельности в НДР. Иначе говоря, они "рекомендуют" В.Черномырдину заниматься рутинной работой в сфере публичной политики, не злоупотребляя демонстрацией оппозиционности, а уход из этой сферы расценили бы как своеобразное "дезертирство".

Позиция избирателей с высшим образованием представляется в данном случае особенно значимой. Дело в том, что респонденты, похоже, оценивают возможные варианты поведения бывшего премьера преимущественно по этическим критериям – не случайно различия в политических предпочтениях не слишком сильно влияют на их оценки. И осуждают высокообразованные респонденты прежде всего такие гипотетические шаги лидера НДР, которые наиболее уязвимы именно в этическом отношении. Менее образованные респонденты сегодня не чувствуют некорректности подобных шагов, однако если таковые будут действительно предприняты, политические оппоненты В.Черномырдина, несомненно, "просветят" их на сей счет. И в первую очередь, конечно, – в том случае, если экс-премьер вступит на путь резкой критики действующей власти. И тогда оценки, выносимые сегодня респондентами с высшим образованием, будут, по-видимому, разделяться и менее образованными избирателями.

И все же дилемма, перед которой стоит бывший премьер в роли публичного политика, достаточно сложна. С одной стороны, резкий разрыв с Президентом и Правительством неизбежно навлек бы на него обвинения в беспринципном политиканстве, парировать которые было бы достаточно сложно. Причем для В.Черномырдина, с учетом его имиджа уравновешенного, неконфликтного, несколько вальяжного политика, такие обвинения были бы особенно политически болезненными. Кроме того, разрыв с действующей властью частично (но лишь частично!) лишил бы его тех преимуществ, о которых шла речь выше, – преимуществ, обусловленных верой избирателя в то, что "престолонаследник" не может быть сброшен со счета как явный аутсайдер.

Но с другой стороны, абсолютная лояльность по отношению к Президенту и Правительству как стратегическая линия тоже не слишком перспективна для В.Черномырдина. Мало того, что при этом ему придется брать на себя ответственность за решения, принимаемые другими. Положение экс-премьера, отправленного в отставку без объяснения причин, но при этом безоглядно поддерживающего Президента и своего преемника, двусмысленно и в известной мере унизительно, и по мере приближения выборов 2000 года это обстоятельство будет становиться все более очевидным для избирателей – в частности, стараниями конкурентов.

Приверженцы В.Черномырдина чувствуют это. Не случайно именно в его электорате сторонники и противники перехода к резкой критике в адрес действующей власти, как было показано выше, представлены практически поровну, тогда как среди поклонников других претендентов эта идея совершенно непопулярна. И игнорировать раскол в среде своих сторонников по столь принципиальному вопросу – достаточно рискованно.

Выход из этой тупиковой ситуации в принципе существует. Он состоит в том, чтобы дистанцироваться от действующей власти, так сказать, в порядке вынужденной самообороны. Ни в коем случае не проявлять агрессивности в отношении Президента и Правительства и даже демонстрировать солидарность в стратегических вопросах, однако отвечать – сдержанно, но достаточно определенно – на все существенные обвинения в адрес прежнего Правительства и в свой собственный адрес.

Такая линия поведения требует немалого политического мастерства и чувства меры, однако иного решения задача, стоящая перед В.Черномырдиным, по-видимому, не имеет. Не ответив, например, на заявление Президента о том, что предыдущее правительство не пользовалось полным доверием, экс-премьер допустил ошибку. Но такого рода ситуации почти наверняка будут возникать и в дальнейшем...



База данных ФОМ > Власть и закон > Правительство > ДИЛЕММЫ БЫВШЕГО ПРЕМЬЕРА