fom.ru · Поиск ·      








10.02.1999, Климов И.А.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 января 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные январского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе - декабре 1998 гг.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти: Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

Баланс экспертных оценок


 Месяцы 1998 - 1999 гг.
Орган власти891011121
Президент0,030,050,010,040,130,06
Правительство0,160,050,220,160,210,23
Госдума00,290,110,050,050,09


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

В течение четырех месяцев - с августа по ноябрь 1998 г. - соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента оставалось на рекордно низком уровне за последние два года. Несмотря на то, что в декабре этот показатель вырос в 3 раза, в январе 1999 г. он практически вернулся к прежнему уровню и составил 0,06 пункта.

В мотивах положительных экспертных оценок можно выделить две основные темы:
  1. Президент, несмотря на болезнь, продолжает выполнять свои обязанности (11 ответов).

  2. Президент реформирует свою администрацию, сокращает численность президентского аппарата (4 ответа).

  3. Одиночные суждения: не изменил выбранному курсу; оказывает поддержку Правительству.
Отрицательные суждения экспертов о деятельности Президента образовали четыре группы:
  1. Президент номинален: он не участвует в политической жизни страны, не выполняет повседневной работы на посту главы государства (25 ответов).

  2. Президент мало работает, он фактически самоустранился от управления государством, не владеет информацией о ситуации в стране (24 ответа).

  3. Президент недееспособен из-за болезни (15 ответов).

  4. На Президенте лежит ответственность за провал реформ (8 ответов).

  5. Одиночные суждения: у него не хватает мужества уйти в отставку.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

На протяжении последних четырех месяцев баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства держится на одном уровне. В январе 1999 г. показатель составил 0,23 пункта.

Положительные суждения о работе Правительства касались следующих аспектов деятельности этого органа власти:
  1. Правительство противодействует кризису. В Правительстве реально оценивают ситуацию в стране. Нет необдуманных, скороспелых и остро негативных решений (24 ответа).

  2. Правительство подготовило бюджет и работает над его принятием (19 ответов).

  3. Правительство поддерживает конструк-тивные, рабочие отношения с Думой. Благодаря этому удалось добиться политической стабильности (12 ответов).

  4. Правительство демонстрирует готовность к принятию давно назревших решений. В первую очередь это касается реформирования налоговой системы (8 ответов).

  5. Правительство отстаивает интересы страны на переговорах с МВФ и зарубежными банками (6 ответов).

  6. Одиночные суждения: Правительство уделяет особое внимание положению отечественного производства; старается выдержать сроки выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам.
Мотивы отрицательных оценок деятельности Правительства следующие:
  1. Темп работы Правительства не соответствует степени остроты проблем. Правительство работает недостаточно активно, его действия малоэффективны, решения принимаются очень медленно (14 ответов).

  2. Правительство не имеет конкретной программы действий, поэтому значительные усилия, прикладываемые к исправлению ситуации в экономике, не приводят к видимым улучшениям (11 ответов).

  3. Бюджет, подготовленный Правительством, нереализуем (10 ответов).

  4. Одиночные суждения: не решается проблема коррупции; не налажена работа с регионами.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В январе 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы несколько вырос по сравнению с предыдущим месяцем и составил 0,09 пункта.

Суждения экспертов о позитивных сторонах деятельности Государственной Думы касались только двух моментов:
  1. Дума активно работает над принятием бюджета (19 ответов).

  2. Дума не конфликтует с Правительством, наметился альянс двух ветвей власти (18 ответов).

  3. Одиночные суждения: Депутаты заняли согласованную позицию в отношении бомбежек Ирака.
Отрицательные суждения экспертов о работе Государственной Думы продиктованы следующими мотивами:
  1. Дума является основным источником политической напряженности. Депутаты занимаются политическими интригами, искусственно обостряют политическую ситуацию (18 ответов).

  2. Дума выполняет минимум своих обязанностей, депутаты не занимаются актуальными проблемами, государственными вопросами, создают видимость работы (17 ответов).

  3. Депутаты поддерживают Правительство из принципа партийной принадлежности его членов. Они соглашаются с проектом нереального бюджета исключительно из политических соображений - выборы не за горами (10 ответов).

  4. Одиночные суждения: до сих пор не принят закон о земле; Думу раздирают внутренние скандалы; депутаты принимают нелепые решения; они озабочены собственным имиджем накануне выборов.

РЕЗЮМЕ

  1. В суждениях экспертов о деятельности Президента преобладают отрицательные оценки. За четыре месяца - с августа по ноябрь 1998 г. - показатель баланса устойчиво держался на самом низком за весь год уровне. В декабре наметилась положительная тенденция, связанная с тем, что Президент предпринял ряд шагов по реформированию своей администрации. Однако в январе 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок вернулось к практически прежнему уровню.

    Обращает на себя внимание рост категоричности в высказываниях экспертов о Президенте. Значительная часть лидеров региональных СМИ полагает, что Президент не просто бездействует, что результативность его работы крайне низка. Президент не участвует в политической жизни страны, он оказался номинальной фигурой. Пошатнувшееся здоровье не позволяет ему оперативно реагировать на события, контролировать социальную и политическую ситуацию.

  2. По сравнению с другими институтами государственной власти деятельность Правительства оценивается экспертами наиболее благожелательно.

    В качестве основной заслуги Правительства эксперты назвали более или менее успешное противодействие кризису. Был подготовлен бюджет, и обсуждение в Думе позволяет надеяться на его скорейшее принятие.

    Вместе с тем, журналисты полагают, что отсутствие четкой антикризисной программы делает недостаточно эффективной деятельность Правительства в экономической и финансовой сфере. Ряд экспертов высказывает опасения, что бюджет, подготовленный Правительством и поддержанный Думой из политических соображений, окажется невыполнимым, нереализуемым.

  3. Государственная Дума, по мнению ряда экспертов, остается источником политического напряжения. Журналисты полагают, что Дума чересчур инертна в том, что касается актуальных проблем страны. Депутаты предпочитают заниматься громкими политическими делами, нежели вести рутинную законодательную работу.

    В качестве конструктивного момента эксперты отметили отсутствие конфликтов между Государственной Думой и Правительством, что благотворно сказывается на работе с бюджетом этого года. Вместе с тем, журналисты высказывали сомнения в конструктивности позиции думского большинства, избегающего критики в адрес кабинета министров.



База данных ФОМ > Власть и закон > Рейтинги доверия/недоверия институтам власти и общества > Доверие к Думе > ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.