БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.
Для анализа использован
баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.
| Месяцы 1998 - 1999 гг. |
Орган власти | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 |
Президент | 0,03 | 0,05 | 0,01 | 0,04 | 0,13 | 0,06 | 0,06 | 0,07 |
Правительство | 0,16 | 0,05 | 0,22 | 0,16 | 0,21 | 0,23 | 0,26 | 0,11 |
Госдума | 0 | 0,29 | 0,11 | 0,05 | 0,05 | 0,09 | 0,08 | 0,07 |
|
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА
В
марте 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента практически осталось на уровне предыдущего месяца (0,07 пункта).
В мотивах
положительных экспертных оценок можно выделить следующие основные темы:
- Президент отправил в отставку Б.Березовского (8 ответов).
- Президент, несмотря на болезнь, продолжает выполнять свои обязанности (6 ответов).
- Президент оказывает политическую поддержку Правительству (5 ответов).
- Президент на сегодняшний день является единственным гарантом Конституции, он демонстрирует способность "оставаться над" политическими конфликтами во власти (4 ответа).
Отрицательные суждения экспертов о деятельности Президента образовали следующие группы:
- Президент часто болеет; ситуация с его здоровьем совершенно непредсказуема (30 ответов).
- Президент мало работает, он несамостоятелен в своих решениях (27 ответов).
- Президент доживает последние дни в политике, он утрачивает свою роль главы государства, гаранта конституции и стабильности (18 ответов).
- Президент не контролирует ситуацию в стране: не ощущается его влияния на происходящие события, он не контролирует исполнение своих решений, производит необъясняемые кадровые перестановки (18 ответов).
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
На протяжении предшествующих четырех месяцев баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства имел умеренную положительную тенденцию. Однако в
марте 1999 г. произошло падение показателя в 2,4 раза: с 0,26 до 0,11 пункта.
Положительные суждения о работе Правительства касались следующих аспектов деятельности этого органа власти:
- Правительство стабильно работает, оказывает противодействие кризисным тенденциям (23 ответа).
- Нет необдуманных, скороспелых и остро негативных решений. В Правительстве трезво оценивают ситуацию в стране, проводят активные и целенаправленные мероприятия (12 ответов).
- Правительство играет консолидирующую роль в современной политической ситуации. Оно поддерживает конструктивные, рабочие отношения с Думой, благодаря чему удалось добиться политической стабильности (12 ответов).
- Правительство отстаивает интересы страны на переговорах с МВФ и зарубежными банками (9 ответов).
- Одиночные суждения: Правительство ведет борьбу с коррупцией; старается выдержать сроки выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам; проводит взвешенную внешнюю политику; пытается наладить работу финансовых структур.
Мотивы
отрицательных оценок деятельности Правительства следующие:
- В работе Правительства появилась натужность, складывается ощущение, что Правительство может потерять контроль над ситуацией в стране (20 ответов).
- Нет программы и целенаправленных действий по поддержке отечественной экономики (14 ответов).
- Под угрозой оказалось выполнение бюджета на 1999 г. из-за неудачной финансовой политики и из-за непредсказуемости результатов переговоров с МВФ (12 ответов).
- Пока не видно положительных результатов деятельности Правительства (8 ответов).
- Правительство не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Одного авторитета Е.Примакова оказывается недостаточно (5 ответов).
- Не решается проблема коррупции в Правительстве (5 ответов).
- Одиночные суждения: не налажена работа с регионами; растет социальная напряженность; обострилась ситуация на Северном Кавказе.
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В
марте 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы практически не изменился по сравнению с предыдущим месяцем (0,07 пункта).
Суждения экспертов о
позитивных сторонах деятельности Государственной Думы касались трех моментов:
- Дума активно работает, занимается своими прямыми обязанностями (10 ответов).
- Дума не конфликтует с Правительством, существует конструктивный альянс двух ветвей власти (8 ответов).
- Дума приняла ряд разумных решений: по прожиточному минимуму, по утверждению отставки Б.Березовского и т.д. (7 ответов).
Отрицательные суждения экспертов о работе Государственной Думы продиктованы следующими мотивами:
- Дума становится ареной предвыборной борьбы. Логика действий депутатов определяется скорее не актуальными проблемами, а предвыборными задачами. Способность депутатов работать сообща резко снизилась с приближением выборов (24 ответа).
- Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей. Они затягивают рассмотрение ряда важных законопроектов, нет целенаправленной работы по актуальным проблемам; принимаются непроработанные законы (16 ответов).
- Дума является источником политической напряженности. Депутаты занимаются политическими интригами, делают безответственные и скандальные заявления, искусственно обостряют политическую ситуацию (15 ответов).
- Депутаты проголосовали за принятие льгот для самих себя. Их притязания на роль "народных избранников" не соответствуют реальному поведению (9 ответов).
- Депутаты приняли закон о цензуре (5 ответов).
- Одиночные суждения: происходит непонятная игра вокруг "соглашения о перемирии", которое так и остается непринятым; недопустимая позиция в отношении российского фашизма и антисемитизма Макашова и Илюхина; Дума мешает работать Правительству.
РЕЗЮМЕ
В суждениях экспертов о деятельности Президента преобладают отрицательные оценки.
В высказываниях экспертов о Президенте появился новый мотив: Президент "доживает последние дни" в политике. Ответы экспертов свидетельствуют о том, что ситуация с пошатнувшимся здоровьем заставляет сомневаться не только в самостоятельности решений и действий главы государства, но и в том, что Президент способен контролировать исполнение своих решений.
Март принес резкое изменение оценок деятельности Правительства. Умеренная позитивная тенденция в соотношении положительных и отрицательных суждений прервалась. Показатель баланса изменился в худшую сторону (-0,15 пунктов).
В ответах экспертов четко выделяется новый мотив, обусловивший рост негативных суждений: Правительство теряет контроль над ситуацией в стране. Журналисты отмечали, что в действиях этого органа власти появилась натужность и непоследовательность, связанные прежде всего с отсутствием программы развития отечественной экономики и угрозой невыполнения финансового плана на 1999 г. из-за проблем со сбором налогов и непредсказуемости переговоров с МВФ.
В качестве основной заслуги Правительства эксперты называют более или менее успешное противодействие кризису. Правительство не принимает остро негативных решений, старается решить проблему с долгами бюджетникам, принят бюджет на 1999 г. По мнению ряда экспертов, именно правительство предпринимает усилия по стабилизации политической ситуации и консолидации ветвей власти.
Март не выявил каких-либо существенных изменений в оценках экспертами деятельности Государственной Думы. Как и прежде, преобладают отрицательные суждения.
По мнению значительной части экспертов, Госдума превратилась в арену предвыборной борьбы. В марте этот мотив занял ведущее место в суждениях региональных журналистов о деятельности высшего законодательного органа. По мнению экспертов, приближающиеся парламентские выборы заставляют депутатов думать о своем политическом будущем, а не о проблемах страны.
Притязания депутатов на роль "народных избранников" не соответствуют их реальному поведению. Дума приняла закон о льготах депутатам, партийные фракции делают безответственные политические заявления и не занимаются качественной проработкой законопроектов.
В качестве конструктивного момента эксперты отметили стабильность во взаимоотношениях Государственной Думы и Правительства. Ряд экспертов отмечал, что в Думе все еще остаются люди, ориентированные на работу, способные проводить разумные решения вопреки основной массе политизированных депутатов.