fom.ru · Поиск ·      








07.07.1999, Климов И.А.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 июня 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные июньского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - мае 1999 г.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

Орган властиМесяцы 1998 - 1999 гг.
89101112123456
Президент0,030,050,010,040,130,060,060,070,110,160,16
Правительство0,160,050,220,160,210,230,260,110,160,190,15
Госдума00,290,110,050,050,090,080,070,040,070,03


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

Показатель баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Президента в июне 1999 г. оставался таким же, как в прошлом месяце: 0,16 пункта.

Среди обоснований положительных оценок отчетливо выделяются три мотива:
  1. Президент четко провел смену кабинета министров, приложил необходимые усилия для утверждения нового премьер-министра и формирования нового Правительства (15 ответов).

  2. Президент строго выдерживает позицию России по проблеме Косово и Югославии, принимает ответственные решения, поддерживает миротворческие усилия как политиков, так и военных (14 ответов).

  3. Президент активно работает, наводит порядок в делах государства (7 ответов).

    Одиночные оценки: Президент - превосходный политический игрок; ему удалось достичь компромисса с Думой относительно состава Правительства.
Отрицательные оценки деятельности Президента можно сгруппировать следующим образом:
  1. Президент недееспособен, он неадекватен своей должности, не в состоянии исполнять свои конституционные обязанности (29 ответов).

  2. Власть лихорадит непрерывная кадровая чехарда. Причина тому - неспособность Президента работать ради политической стабильности в стране (24 ответа).

  3. Президент не занимается делами государства, он лишь имитирует активную деятельность (20 ответов).

  4. Президент несамостоятелен в своих решениях и действиях; он стал объектом манипуляций со стороны семьи и близкого круга доверенных лиц (18 ответов).

  5. Президент принимает непродуманные, бессистемные, недальновидные решения (13 ответов).

  6. Президент в преддверии выборов опасается за свое будущее (7 ответов).

    Одиночные оценки: Президент поступил аморально, сделав российских солдат в Косово заложниками непредсказуемой политической и военной ситуации на Балканах; экономическая ситуация не улучшается; здоровье Президента ухудшается.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

В мае 1999 г. баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства составил 0,19 пункта. В июне этот показатель снизился до 0,15 пункта.

В высказываниях экспертов доминировали нейтральные суждения о деятельности Правительства: новый кабинет министров делами не отмечен, пока рано анализировать его работу (34 ответа).

Положительные оценки деятельности Правительства касались следующих аспектов:
  1. Правительство проявляет настойчивость и волю в делах, в подготовке решений, работает активно и динамично (17 ответов).

  2. Для многих привлекательны личные качества С.Степашина (12 ответов).

  3. Правительство демонстрирует стремление к порядку, предпринимает осмысленные действия, не дает популистских обещаний (11 ответов).

  4. Правительство продолжает линию Е.Примакова на поддержание стабильности в политике, экономике и в социальной сфере (9 ответов).

    Одиночные оценки: Правительство ведет грамотную внешнюю политику в отношении НАТО и войны в Югославии; Правительство принимает антикриминальные меры в преддверии общероссийских выборов.
Мотивы отрицательных оценок деятельности Правительства можно выделить в следующие группы:
  1. Внутренняя разнородность нового Правительства заставляет сомневаться в его способности принимать решения, необходимые именно для страны, а не продиктованные частными интересами (18 ответов).

  2. Назначения в новое Правительство продиктованы борьбой лоббистских группировок (15 ответов).

  3. Позитивных результатов в экономике не видно, продолжается обнищание людей (14 ответов).

  4. Нет надежды на то, что Правительству дадут спокойно работать. Ему могут мешать разные силы: Президент, Госдума, политические партии, лоббистские группы и т.д. (10 ответов).

  5. Нет ни программы, ни общей концепции действий (6 ответов).

  6. Население не доверяет новому Правительству (6 ответов).

    Одиночные оценки: Правительство идет на поводу у МВФ; оно не контролирует ситуацию в стране; С.Степашин - "придворный генерал", на Ставрополье памятно его командование во время трагедии с захватом городской больницы.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В июне 1999 г. баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с предыдущим месяцем изменился в худшую сторону (-0,04 пункта).

Экспертные оценки позитивных сторон деятельности Государственной Думы касались двух аспектов:
  1. Дума оказалась единственным государственным институтом, работавшим относительно стабильно (9 ответов).

  2. Дума оперативно решила вопрос об утверждении нового Премьер-министра и нового состава Правительства (7 ответов).

    Одиночные оценки: Дума работает над пакетом законов, предложенных Правительством; ведет конструктивный диалог с Правительством.
Мотивы отрицательных оценок работы Государственной Думы следующие:
  1. Дума чрезмерно политизирована, политические амбиции депутатов крайне неконструктивны а зачастую и авантюрны (например, идея послать войска в Югославию) (24 ответа).

  2. Депутаты готовятся к выборам, Дума стала ареной предвыборной борьбы (23 ответа).

  3. Провал импичмента, утверждение С.Степашина, необузданность В.Жириновского и ряд других скандальных событий показывают, что Дума не в состоянии быть политическим противовесом исполнительной власти (22 ответа).

  4. Депутаты не занимаются проблемами страны, их больше волнуют личные или партийные интересы (17 ответов).

  5. Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей: затягивают рассмотрение экономических законопроектов, предложенных Правительством (13 ответов).

    Одиночные оценки: нелепое обсуждение в Думе комплекса "бензиновых" проблем; неясность позиции депутатов в отношении налоговой политики в стране.

РЕЗЮМЕ

  1. Некоторое положительное изменение баланса оценок деятельности Президента за последние два месяца связано, во-первых, с усилиями главы государства по скорейшему назначению нового премьер-министра и формированию состава Правительства, а во-вторых - с позицией Президента в отношении ситуации в Югославии и российской миротворческой миссии на Балканах. И все-таки в ответах превалируют отрицательные оценки деятельности Президента. Свою позицию эксперты обосновывают суждениями о неспособности главы государства принимать адекватные решения, исполнять свои конституционные обязанности. Спонтанность и непредсказуемость действий Президента, кадровая чехарда в Правительстве и в Администрации интерпретируются многими экспертами как проявления несамостоятельности нынешнего главы государства, его зависимости от узкого круга особо приближенных лиц.

  2. На момент опроса новое Правительство работало чуть больше месяца. Треть экспертов ограничилась нейтральными суждениями, мотивируя ответы тем, что анализировать работу нового кабинета министров пока рано.

    Среди позитивных высказываний выделяются три самостоятельных темы. Во-первых, Правительство демонстрирует хорошие деловые качества и активно включается в работу. Во-вторых, личные качества С.Степашина могут обеспечить ему определенную долю симпатий со стороны россиян. В-третьих, в работе нового кабинета эксперты усматривают преемственность по отношению к правительству Е.Примакова.

    Свои отрицательные оценки эксперты объясняют прежде всего сомнениями в дееспособности нового кабинета министров. Формирование Правительства сопровождалось борьбой лоббистских группировок, что привело к внутренней неоднородности состава и, возможно, к скрытой борьбе интересов. Это особенно важно в преддверии общероссийских выборов, так как Президент, Госдума, политические партии, лоббистские группы и т.д. будут мешать спокойной работе Правительства.

  3. Баланс оценок деятельности Государственной Думы за последние восемь месяцев кардинально не меняется, за исключением небольших колебаний. Мотивы отрицательных суждений экспертов остаются одинаковыми на протяжении последнего полугодия: излишняя политизированность, следование личным или узкопартийным интересам, неконструктивность в действиях и в работе, пренебрежение своими прямыми обязанностями. Эксперты все чаще называют приближающиеся парламентские выборы в качестве ведущего фактора, дестабилизирующего деятельность Думы.

    В июне появилась новая тема среди обоснований отрицательных оценок: Дума не в состоянии быть действенным противовесом исполнительной власти. Ответы такого рода появились в результате последних событий: провал импичмента, казавшегося главным делом нынешнего парламента, попытки В.Жириновского сорвать обсуждение обвинений в адрес Президента, голосование за нового премьер-министра и т.д.

    Тем не менее, несмотря на все претензии к Думе, ряд экспертов положительно оценил то, что во время правительственных кризисов Дума, как правило, оказывается единственным стабильно работающим органом государственной власти.



База данных ФОМ > Власть и закон > Рейтинги доверия/недоверия институтам власти и общества > Доверие к Думе > ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.