ИСТОЧНИК ДАННЫХ
Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с
15 по
25 апреля 1999 г. в
9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие
90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.
Данные апрельского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - марте 1999 г.
БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.
Для анализа использован
баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.
| Месяцы 1998 - 1999 гг. |
Орган власти | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Президент | 0,03 | 0,05 | 0,01 | 0,04 | 0,13 | 0,06 | 0,06 | 0,07 | 0,11 |
Прави-тельст-во | 0,16 | 0,05 | 0,22 | 0,16 | 0,21 | 0,23 | 0,26 | 0,11 | 0,16 |
Госдума | 0 | 0,29 | 0,11 | 0,05 | 0,05 | 0,09 | 0,08 | 0,07 | 0,04 |
|
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА
В
апреле 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента изменилось в лучшую сторону (+0,04 пункта).
В
положительных экспертных оценках можно выделить два аспекта:
- Президент оправился после болезни, активно работает, продолжает выполнять свои обязанности (23 ответа).
- Президент четко обозначил позицию России по отношению к войне в Югославии: не допустить втягивания России в военные действия (21 ответ).
- Одиночные оценки: Президент удачно выступил с посланием Федеральному собранию; провел встречу с региональными лидерами.
Отрицательные оценки деятельности Президента сводятся к следующему:
- Президент бессистемно решает кадровые вопросы и обостряет отношения с Правительством: кадровые перестановки, скандалы в ближайшем окружении и т.д.(24 ответа).
- Активность Президента приносит вред, дестабилизирует политическую ситуацию: Президент доживает последние дни в политике, утрачивая роль главы государства, гаранта конституции и стабильности (15 ответов).
- Нет уверенности, что Президент принимает продуманные, дальновидные решения по югославскому конфликту (14 ответов).
- Президент мало работает, он лишь имитирует активную деятельность (13 ответов).
- Одиночные оценки: Президент не ездит по стране; нет позитивных сдвигов в экономике; уровень жизни населения снижается; Президент не приложил усилий к тому, чтобы добиться согласованной со всеми ветвями власти позиции в отношении балканского конфликта.
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
В марте
1999 г. по сравнению с предыдущим месяцем произошло падение баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства в 2,4 раза - с 0,26 до 0,11. В
апреле показатель увеличился до 0,16 пункта (+0,05).
Положительные оценки работы Правительства касались следующих аспектов деятельности:
- Правительство предпринимает активные попытки урегулирования югославского конфликта. Оно заняло взвешенную позицию, старается найти мирное решение и не допустить втягивания России в войну (24 ответа).
- Правительство активно работает (16 ответов).
- Правительство контролирует экономическую ситуацию в стране (16 ответов).
- Правительство отстаивает интересы страны на переговорах с МВФ и зарубежными банками (13 ответов).
- Одиночные оценки: Правительство ведет борьбу с коррупцией; старается выдержать сроки выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам; пытается достичь политической стабильности.
Мотивация
отрицательных оценок деятельности Правительства следующая:
- Нет программы; невозможно оценить результаты деятельности в сфере развития отечественной экономики (21 ответ).
- Эффективность работы крайне низка: складывается впечатление, что Правительство может потерять контроль над ситуацией в стране (17 ответов).
- Заявления Правительства по проблеме балканской войны заставляют опасаться втягивания России в боевые действия (8 ответов).
- Правительство не оправдывает возлагавшихся на него надежд, ресурс доверия неуклонно снижается (8 ответов).
- Одиночные оценки: не налажена работа с регионами; обострилась ситуация на Северном Кавказе; Правительство излишне политизируется; непонятны результаты переговоров с МВФ, условия выделения денег.
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В
апреле 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с предыдущим месяцем изменился в худшую сторону (-0,03 пункта).
Оценки экспертами
позитивных сторон деятельности Государственной Думы касались трех аспектов:
- Дума приняла правильное и своевременное заявление в связи с ситуацией в Югославии (8 ответов).
- Дума активно работает, занимается своими прямыми обязанностями (6 ответов).
- Дума не конфликтует с Правительством, существует конструктивный альянс двух ветвей власти (4 ответа).
- Одиночные оценки: Дума заняла верную позицию в отношении Генерального прокурора Ю.Скуратова; целенаправленно работает по импичменту Президента.
Мотивация
отрицательных оценок работы Государственной Думы следующая:
- Дума стала ареной предвыборной борьбы: с приближением выборов способность депутатов работать сообща резко снизилась (28 ответов).
- Дума чрезмерно увлеклась политическими делами (Югославия, скандал вокруг Ю.Скуратова, импичмент), забыв об остальных проблемах страны (25 ответов).
- Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей: затягивают рассмотрение ряда важных законопроектов; нет целенаправленной работы по актуальным проблемам; принимаются непроработанные законы (14 ответов).
- Заявление Думы в связи с ситуацией в Югославии и экстремистские действия отдельных депутатов дискредитируют и Думу, и страну. Кроме того, создается опасность втягивания России в боевые действия на Балканах (14 ответов).
- Дума оказалась в политическом тупике по вопросу об импичменте Президента (9 ответов).
- Одиночные оценки: Дума мешает работать Правительству; депутаты проголосовали за принятие льгот для самих себя.
РЕЗЮМЕ
Баланс экспертных оценок деятельности органов государственной власти самый высокий - у Правительства, самый низкий - у Государственной Думы.
Баланс экспертных оценок деятельности Президента по сравнению с мартом изменился в лучшую сторону. Прирост связан в основном с действиями и заявлениями Президента по поводу конфликта на Балканах (не допустить втягивания России в войну).
Отрицательные оценки эксперты в целом сводят к мысли о неспособности главы государства принимать продуманные, дальновидные решения. В его активности они видят больше вреда, чем пользы (череда кадровых перестановок в администрации, перипетии истории с Генеральным прокурором, наметившийся разлад в отношениях с Правительством).
Баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства по сравнению с мартом также изменился к лучшему. Правительство ведет активную работу по урегулированию югославского конфликта, много делает для улучшения экономической ситуации в стране, отстаивает интересы России на переговорах с МВФ.
Отрицательные оценки деятельности Правительства эксперты объясняют прежде всего отсутствием очевидных результатов развития экономики и к возможности потерять контроль над ситуацией в стране.
Баланс оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с мартом ухудшился. Приближающиеся парламентские выборы становятся катализатором конфликтов как в самой Думе, так и в более широком политическом пространстве. По мнению экспертов, депутаты отдают предпочтение не действительно необходимым для страны делам, а тому, что наиболее эффектно с точки зрения завоевания электората. Позиция Думы по проблеме югославского конфликта не нашла широкой поддержки среди лидеров региональных СМИ как чреватая опасностью втягивания России в боевые действия на Балканах.