На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
База данных ФОМ > Власть и закон > Рейтинги доверия/недоверия институтам власти и общества > Оценки деятельности органов власти
09.06.1999, Климов И.А. ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ИСТОЧНИК ДАННЫХ Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 мая 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.Данные майского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - апреле 1999 г. БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА Баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Президента в мае 1999 г. оказался наилучшим за последние девять месяцев. Он изменился в лучшую сторону (+0,05) и составил 0,16 пункта.Среди обоснований положительных оценок отчетливо выделяются четыре мотива:
Отрицательные оценки деятельности Президента сводятся к следующему:
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА В марте 1999 г. баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства резко упал (в 2,4 раза) и составил 0,11 пункта. К маю этот показатель увеличился до 0,19 пункта.Положительные оценки работы Правительства касались следующих аспектов его деятельности:
Мотивация отрицательных оценок деятельности Правительства следующая:
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В мае 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с предыдущим месяцем несколько изменился в лучшую сторону (+0,03 пункта).Оценки экспертами позитивных сторон деятельности Государственной Думы касались двух аспектов:
Мотивация отрицательных оценок работы Государственной Думы следующая:
РЕЗЮМЕ
Баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства по сравнению с мартом также изменился к лучшему. Однако он не достиг стартового уровня, характеризовавшего первый период работы кабинета министров Е.Примакова. В качестве заслуги ушедшего Правительства эксперты называли достижение политической, финансовой и (отчасти) экономической стабильности. Были предприняты своевременные меры по нормализации экономической ситуации в стране после августовского кризиса, отстаивались интересы России на переговорах с МВФ и западными кредиторами. Отрицательные оценки деятельности Правительства эксперты объясняют прежде всего отсутствием очевидных результатов развития экономики. Реформы практически остановились, не было и нет программы действий, в своей деятельности Правительство все больше подчинялось требованиям МВФ. По мнению ряда экспертов, Правительство не оправдало ожиданий людей. Баланс оценок деятельности Государственной Думы кардинально не меняется за последние полгода, за исключением небольшого "провала" в апреле (отметка 0,04 пункта). Приближающиеся парламентские выборы позволяют говорить, что Дума как политический институт состоялась. Существенных изменений в ее характере уже не произойдет. Мотивы отрицательных суждений экспертов одинаковы на протяжении последнего полугодия. Основной из них - Дума излишне политизирована. И это не только мешает депутатам заниматься надлежащими делами, но и служит дополнительным дестабилизирующим фактором: законодательный орган не может оперативно и согласованно работать, принимать решения, адекватные текущей ситуации. Вместе с тем некоторые эксперты положительно оценили инициирование Думой обвинений в адрес Б.Ельцина: ("впервые в истории страны выдвигаются обвинения против высшего руководителя государства в то время, пока еще он находится у власти"). |