|
После нью-йоркских событий 11 сентября политологи, социологи и журналисты отмечают, что наши сограждане стали в целом более положительно относиться к едва ли не главному источнику негативных переживаний и фрустраций – Америке. Действительно, последние опросы свидетельствуют: несколько увеличивается доля тех, кто заявляет о своем положительном отношении к США, кто считает США дружественным государством, кто думает, что эта страна играет в мире положительную роль.
Вместе с тем, следует отдавать себе отчет, что отношение к Америке не есть отношение к стране как к таковой; это, скорее, производная от представлений россиян о самих себе. В 1998-2000 гг. восприятие США нашими соотечественниками во многом основывалось на уничижительной для России модальности самовосприятия: Россия имеет право сравнивать себя с США, но не имеет права сравниться. И этой моделью во многом определялось чувство национальной ущемленности, бессилия и беспомощности, несамостоятельности России перед желаниями и интересами главного из 'мировых лидеров'.
Сентябрьские события в Нью-Йорке оказались фактором, в значительной степени повлиявшим на восприятие россиянами как Америки, так и своей собственной страны. Судя по данным опросов (См. раздел 'Место России в мире': Доминанты. Поле мнений. 2001. 15 нояб.) (http://www.fom.ru/survey/dominant/314/768/2540.html)., у определенной части сограждан возникло ощущение, что 'они' начинают нас понимать, начинают нас слушать и слышать, что 'они' готовы быть нашими союзниками, готовы идти навстречу и что 'им' нужна наша помощь. Среди россиян заметно увеличилась доля тех, кто стал воспринимать Россию в качестве самостоятельного игрока на международной арене, заметно усилились 'союзнические' установки в отношении США (См. там же. Также см. книгу: Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября. М.: ФОМ, 2001. С.33.).
Вместе с тем, разумеется, существует определенная категория людей, чье отрицательное (около 20% от числа всех опрошенных) или безразлично-отрицательное (это еще около 21%)(См. в нижеследующей таблице: цифра 53% для группы 'безразличных', считающих, что США играют отрицательную роль в мире, в пересчете для всей совокупности опрошенных составляет 21%.) отношение к Америке в целом не изменилось.
Вопрос: 'Одни считают, что США играют в сегодняшнем мире скорее положительную роль. Другие полагают, что США играют скорее отрицательную роль. Какая точка зрения Вам ближе – первая или вторая?'
|
Все |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, лично Вы относитесь к Америке хорошо, плохо или безразлично?' |
хорошо |
безразлично |
плохо |
затрудняюсь ответить |
Доли групп в целом по выборке (%) |
100 |
36 |
39 |
20 |
6 |
Первая |
31 |
60 |
21 |
5 |
13 |
Вторая |
48 |
21 |
53 |
90 |
44 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
19 |
27 |
5 |
43 |
|
Материалы открытых вопросов и групповых дискуссий показывают, что в сознании этих людей существует представление о ненадежности Америки в качестве партнера, порождающее устойчивое недоверие к ней. Причем эта ненадежность, с одной стороны, традиционна (поскольку США – постоянный соперник России на международной арене), а с другой – принципиальна (так как эта страна принципиально следует только собственной выгоде и собственным интересам).
- 'На протяжении всех лет шла борьба за мировое господство, и в итоге США этого добились'
(открытый вопрос).
- 'Мы по разные стороны традиционно находимся'
(открытый вопрос).
- 'Им не нужна дружба, они ищут выгоду'
(открытый вопрос).
- 'Они пытаются быть сейчас дружественными, но у них свои интересы'
(открытый вопрос).
- 'Они четко защищают свои интересы, не считаясь с нашими'
(открытый вопрос).
- 'Продать могут по выгоде'
(открытый вопрос).
- 'Могут предать в любой момент'
(открытый вопрос).
- 'Америка ведь – это ненадежный партнер. Сколько мы знаем, когда нужно Америке, она сразу сближается с нами. Мы заметили это. Вот, когда нужно было разбомбить Афганистан – пожалуйста, пригласили нас, чтобы мы помогли. Война в Заливе – когда им необходимо было, чтобы мы вывели войска из Европы. Америка – очень хитрое государство. Никогда другом не может быть нашим. Никогда! Ей когда нужно, тогда она будет присоединяться. Мы простодушные, наверно, какие-то. Я не знаю, что мы за люди такие'
(ДФГ, Москва).
Известие о готовящемся выходе США из договора по противоракетной обороне, таким образом, легло на подготовленную почву, так как стало указанием на слабость России, на прагматику международных отношений, в которых у нашей страны нет достаточных ресурсов для ведения самостоятельной политики. В результате те, кто относится к Америке плохо, стали относиться еще хуже, да и позиции тех, кто относился к США положительно или безразлично, тоже оказались поколеблены.
Вопрос: 'В связи с решением США выйти из договора по ПРО лично Ваше отношение к США улучшилось, ухудшилось или в целом не изменилось?'
|
Все |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, лично Вы относитесь к Америке хорошо, плохо или безразлично?' |
хорошо |
безразлично |
плохо |
затрудняюсь ответить |
Доли групп в целом по выборке (%) |
100 |
36 |
39 |
20 |
6 |
Улучшилось |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
Не изменилось |
67 |
74 |
72 |
47 |
55 |
Ухудшилось |
20 |
13 |
16 |
45 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
11 |
12 |
8 |
31 |
|
- 'Слабая Россия для США лучше, чем сильная'
(открытый вопрос).
- 'Они не хотят, чтобы была Россия экономически и военно сильным государством'
(открытый вопрос).
- '
<Мое отношение> подтвердили события по ПРО, я не верю им' (открытый вопрос).
- 'Им невыгоден стал договор, им нужно решать свои задачи – экономические, военные. Они войну ведут, и видимо – еще надолго. А мы сделать в этой ситуации ничего не можем, вот они и не считаются с Россией'
(ДФГ, Москва).
- 'Если СССР оставался, так бы они не сделали, из договора они бы не вышли. А сейчас мы слабые. Зачем им ездить, договариваться что-то менять?.. Как хотят, так и делают'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Объясняя мотивы решения США, участники опроса говорили о желании Америки усилить свои позиции в мире, усовершенствовать вооружение и повысить собственную защищенность. То есть, результатом выхода США из договора по ПРО окажется резкое усиление Америки за счет ослабления кого-то другого, в первую очередь – России. Это означает, что наша страна будет предпринимать определенные ответные действия (о том, что ей следует это сделать, заявили 42% опрошенных), а это может привести к ухудшению российско-американских отношений (этого ожидают 31% респондентов). Характерно, что даже среди симпатизирующих, хорошо относящихся к США (в целом по выборке это 36%) доли высказывающихся за ответные действия, а также ожидающих ухудшения российско-американских отношений достаточно высоки – 40% и 29%.
|
Все |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, лично Вы относитесь к Америке хорошо, плохо или безразлично?' |
хорошо |
безразлично |
плохо |
затрудняюсь ответить |
Доли групп в целом по выборке (%) |
100 |
36 |
39 |
20 |
6 |
Вопрос: 'Как Вы полагаете, в связи с решением США выйти из договора по ПРО нужно или не нужно России предпринимать какие-либо ответные действия?' |
Нужно |
42 |
40 |
39 |
52 |
39 |
Не нужно |
28 |
32 |
26 |
26 |
16 |
Затрудняюсь ответить |
30 |
28 |
35 |
21 |
46 |
Вопрос: 'Как Вы полагаете, решение США выйти из договора по ПРО повлияет или не повлияет на российско-американские отношения? И если повлияет, то как именно – эти отношения улучшатся или ухудшатся?' |
Не повлияет |
31 |
39 |
29 |
25 |
17 |
Улучшатся |
5 |
7 |
6 |
3 |
3 |
Ухудшатся |
32 |
29 |
30 |
41 |
23 |
Затрудняюсь ответить |
32 |
25 |
35 |
31 |
58 |
|
Таким образом, для значительной части россиян решение США о выходе из договора по ПРО оказалось событием, ставящим под вопрос наметившиеся после сентябрьской трагедии положительные сдвиги в отношениях:
- 'Просто такой момент – Путин только что оттуда приехал, вроде потепление какое-то, надежды какие-то, и вдруг такой жест некрасивый с их стороны! Сейчас мы утрёмся пока, но, наверное, это страшно, опасно для нас'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Говорить о конверсии настроений пока рано, но представляется очевидным, что россияне восприняли действия Америки как асимметричные, предпринятые без учета интересов второй стороны, не соответствующие партнерским принципам взаимоотношений. К такому выводу можно прийти на основании нескольких моментов, характерных для восприятия и обыденных описаний этой темы.
Во-первых, действия и решения Америки интерпретируются как эгоистические, вновь появляются основания для образа ненадежного и непорядочного партнера.
- '
1-й респондент: Я считаю, что они нас просто подставили.
2-й респондент: Нет, это не они подставили, а мы очень такие наивные. Понятно, мы можем слишком доверяться. Америка – партнер ненадежный' (ДФГ, Москва).
- 'Любой шаг Америки – он продиктован ее интересами. И для Америки нет друзей в политике, а есть только партнеры. Но можно было бы и по-другому сделать. Ведь так тоже нельзя – взять и выйти, не считаться с нами!.. Все обговорили как будто бы, все было нормально при Клинтоне. При Буше, пожалуйста, все по-другому'
(ДФГ, Москва).
- '<США> ни на кого не надеются, хотят себя защищать сами, обезопасить себя ото всего мира'
(открытый вопрос).
- 'Доводам я их не верю, там другие соображения. Еще более усилить свое господствующее положение в мире, укрепить военно-промышленный комплекс и диктовать свои условия всем и показать, что они ни с чем не считаются, а поступают так, как им нужно, и будут делать то, что в их интересах, в любой точке земного шара'
(эксперт, Белгород).
- 'Это нарушение баланса, который был достигнут достаточно много лет тому назад. Если было бы новое какое-то соглашение, то я бы оценил положительно. А просто односторонний выход говорит о том, что не найден консенсус. А это неизбежно повлечет за собой либо поиски нового договора, либо какие-то другие изменения, не согласованные между странами. В любом случае, сегодня это решение США и то, что нет никаких новых договоренностей взамен, это говорит о том, что нельзя полагаться на договорные отношения. Кто сильнее, тот всегда имеет право нарушить любой договор, хоть ООНовский (как с Югославией), хоть по ПРО. Америка не хочет уступать своего лидерства или делить его с кем-нибудь. Альтруизм в политике невозможен, нам надо понимать это'
(эксперт, Владимир).
- 'Я считаю, что после того сближения с Россией, которое последовало после терактов в Нью-Йорке, им не хочется к себе Россию допускать очень близко. Им хочется быть на расстоянии'
(эксперт, Пермь).
Во-вторых, выход США из договора по ПРО заставляет говорить о необходимости ответных действий со стороны России, которые могли бы как-то уравновесить ситуацию.
- 'Америка сделает вокруг себя это самое, заградит себя, и уже никакие ракеты – ни наши, ни чьи – никуда уже не попадут, потому что они будут сбиваться. А тогда нужно теперь и нам об этом думать
' (ДФГ, Москва).
- 'Что теплее отношения были, это видимость. Я думаю, что нужно выводы из этого делать. Во-первых, вооружения. Потом промышленность и технологии, как я говорил. Но еще – вот Китаю, я думаю, очень не понравился разрыв договора, Индии. В принципе, сейчас хорошие какие-то подвижки в этом вопросе есть – встречи с Китаем, с Индией. Нужно каждую-то свою коалицию образовать, как был Варшавский договор, – мы балансировали. То есть обязательно весы должны быть. Чем больше мы на свою сторону привлечем, тем лучше будет
' (ДФГ, Воронеж).
- 'Угроза состоит в том, что нам невольно навязывают увеличение расходов на военные нужды. На них будет уделяться больше средств, а на инвестиции, подъем экономики – меньше. Поэтому нужно задуматься об адекватных мерах. Не то что это будет новый виток гонки вооружений, но новый взгляд на собственную безопасность, которая не только на ВПК базируется. Это какое-то стратегическое партнерство с другими странами – с Китаем, Индией, со странами СНГ. Это сотрудничество с Европой, в том числе и по вопросам безопасности. Ответ должен быть комплексным, а не только военным, экономически невыгодным, из-за чего нервозность и антиамериканские настроения будут развиваться'
(эксперт, Калининград).
В-третьих, все, что связано с темой ПРО, так или иначе ассоциировано с военной тематикой, с проблемой обороноспособности и вооружений. В этой связи россияне часто употребляли казалось бы давно забытое словосочетание 'гонка вооружений', говорили о необходимости наращивания и совершенствования вооружений.
- 'Не отставать в вооружениях'
(открытый вопрос).
- 'Надо повышать свой военный потенциал и быть сильнее, чем США'
(открытый вопрос).
- 'Развивать свое современное оружие – типа новой системы космического базирования'
(открытый вопрос).
- 'Я думаю, будет гонка вооружений, и придётся поднимать ВПК, который мы очень быстро разрушили. Нам тоже придётся тратиться, чтобы достичь равновесия, а раньше можно было потратить эти деньги на что-нибудь другое'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
В-четвертых, тема ПРО оказалась связанной с проекцией на ситуацию в своей стране, в России. Участники фокус-групп, региональные эксперты говорили об экономических проблемах страны, о технологическом отставании как в промышленности, так и в современном вооружении в армии, о слабости внешнеполитических позиций России. Исходя из главной стратегической задачи – быть не слабее Америки, необходимо, по мнению респондентов, сформулировать приоритетные цели и задачи собственного развития.
- 'Сейчас мы как тигр или лев подбитый. Раньше они нас боялись, со своими судами близко не подходили, а сейчас под носом рыбу ловят, в России теперь катер заправить нечем и т. д. То есть можно не воевать, но быть всё время сильным, уверенным, и тогда к тебе не полезут. А сейчас мы будем утираться. А потом догонять'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Насколько я представляю, если Америка создаст эту противоракетную оборону, то она может считать, что уже обезопасила себя, значит, может активно сама действовать. Для нас это проблематично, это большие средства, тем более, если учесть, что наш бюджет составляет 6-7% от их бюджета. У них фирма 'Боинг', по-моему, в два раза больше бюджет имеет, чем наш. Если мы будем ввязываться, пойдем по этому пути, то экономически мы это не потянем. Поэтому нам нужно свой путь искать'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Не уступать США в обороноспособности, науку поставить в привилегированное положение'
(открытый вопрос).
- 'ВПК восстановить, научные кадры сконцентрировать'
(открытый вопрос).
- 'Наверное, в ближайшие лет 10-15 мы не сможем противостоять Америке. У нас армия разваливается, разработки новые есть, но они единичные. Я, например, думаю, что все-таки не давать возможности мозгам утекать за границу. У нас почти все программисты, крупные специалисты, почти все туда уехали. Это очень плохо. Они переманивают их. А так как мы сейчас уже отстали, то технология очень медленно развивается, редко прорывы бывают'
(ДФГ, Воронеж).
И пятое. В высказываниях респондентов встречались утверждения, что решение Америки привносит дополнительный фактор напряженности в мире. Россияне как правило не считают, что это угроза 'глобальной ядерной войны', но часто высказывается мнение, что усилится опасность локальных конфликтов.
- 'У меня было чувство тревоги. Просто прекратилась гонка вооружений, все спокойно, все налаживается. Потом Америка вдруг объявляет об отмене ПРО, возникает тревога. Но потом нас заверили, что в течение 20 лет никто ничего точно не создаст, у нас оборона на пять лет. Все, я успокоилась. Но в общем в мире не станет спокойно. Хотя мне и кажется, что Америка не нападет. Они же боятся, как Буш говорил, террористов после того, что случилось 11 сентября'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Америка защищается от мусульманского мира, почему она сейчас начинает все это делать. Ихняя экономика тоже была, пусть не на 80%, как наша, но процентов на 40 тоже была зависима от гонки вооружения. И по ним это сейчас ударило. А сейчас Америке стали нужны деньги, причем в больших количествах, потому что им нужно вести войну, самую натуральную войну, такую же, как вел Советский Союз в Афганистане. Не думаю, что этот шаг против России, ведь усиливается опасность терроризма, и они тоже хотят усиливаться. И, то же самое, мы сейчас тоже хотим защититься'
(ДФГ, Москва).
- 'Сегодня, когда происходят события, связанные с антитеррористической операцией, когда наметилось сближение человечества против этой угрозы, такого шага делать бы не стоило. Боюсь, что это как-то подтолкнет не только к усилению ядерной угрозы, и не столько, но главным образом к развитию конфликтных ситуаций. Ведь каким образом воспринимается этот шаг, и главное – небезосновательно? Как стремление усилиться и без того сильному государству. Это становится нормальным, и многие конфликты будут развиваться. На Ближнем Востоке, в Индии с Пакистаном, тем более, что у них есть ракеты'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Для безопасности России – я не думаю, что выход из ПРО несет угрозу. Потому что они знают, что мы с ними воевать не собираемся. Но нестабильность явно вносят. Я думаю, установление нестабильности в мире, может быть. Сейчас начнет Китай наращивать свою противоракетную оборону. Ну и мы, конечно, в какой-то мере. Северная Корея, может быть, и Индия, хотя страна бедная, но деньги на оборону найдут. После одиннадцатого сентября все сошлись во мнении, что наступило время пересмотреть свои отношения, параметры сотрудничества. Такая необходимость есть... В последнее время у нас с европейскими странами наблюдается сближение, и уже возникли новые отношения с НАТО, несмотря на прежние разногласия на Балканах. Но в целом в мире ситуация тревожная, опасная. Посмотрите, что в Израиле с Палестиной, да и кажется, что одним Афганистаном не обойдется'
(эксперт, Калининград).
|