|
В конце февраля (См.: Доминанты. Поле мнений. 2001. № 007 (593). С. Б16 - Б18.) россиянам был задан открытый вопрос: 'ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КТО В РОССИИ, КАКИЕ ЛЮДИ, КАКИЕ СЛОИ ПОДДЕРЖИВАЮТ В. ПУТИНА, ЯВЛЯЮТСЯ ЕГО СТОРОННИКАМИ?'. Ответили на него 68% респондентов.
Первое, на что следует обратить внимание: ответы респондентов делятся на две большие группы.
Первая группа (59% от числа ответивших на вопрос) характеризует сторонников В. Путина в терминах 'такие, как все, как большинство россиян':
- Все люди; все слои общества; основная масса простого народа; трудящиеся; у кого нормальная голова; все, кто умеет думать; больше простой люд; середняки; средняя прослойка; молодежь; пенсионеры; рабочие; колхозники; интеллигенция.
По преимуществу такие ответы давали респонденты, которые зачисляют в ряды сторонников В. Путина себя и себе подобных.
Вторая группа (41% от числа ответивших на вопрос) описывает сторонников В. Путина как представителей различных российских элит – от политической и административной до криминальной:
- Бизнесмены; политики; не простой народ – кто побогаче; силовики; армия; спецслужбы; начальники; правящий слой; его команда; близкие к нему люди; подрукавная знать; его блок 'Единство'; часть коммунистов; СПС; криминал; теневые структуры; мафиозники.
Заметим, что эти две группы ответов редко 'пересекаются' – лишь менее чем 6% респондентов давали ответы и первой, и второй группы одновременно (каждый респондент мог дать любое количество ответов). Это, скорее всего, означает, что на сегодня в обыденных представлениях существуют две разных версии социальной базы поддержки В. Путина. Первую условно обозначим 'все россияне', вторую – 'сильные мира сего'.
И хотя, судя по результатам опроса, сегодня среди россиян доминирует первая точка зрения (59% против 41%), которая проявляется в высоких рейтингах и индикаторах позитивного отношения россиян к Президенту (См.: разделы А, Б данного бюллетеня.), тем не менее, широкая распространенность второй интерпретации социальной базы поддержки В. Путина содержит в себе потенциальную угрозу его популярности.
Бросается в глаза еще одна деталь: отвечая на открытый вопрос, респонденты (за редким исключением – не более 7% ответов) характеризуют сторонников главы государства в привычных с давних времен терминах социального статуса (при этом отмечается полное отсутствие гендерных характеристик):
- возраст: молодые, средних лет, пожилые;
- уровень дохода: бедные, среднего достатка, богатые;
- род занятий: рабочие, колхозники, интеллигенция, военные, предприниматели, преступники, губернаторы, властные структуры;
- партийная принадлежность: 'Единство', СПС, КПРФ, другие партии.
Иными словами, в своих представлениях о сторонниках В. Путина респонденты фактически воспроизвели всю социальную структуру общества. Впрочем, к такой интерпретационной схеме их могло подвигнуть клише, вошедшее в формулировку вопроса '...какие люди, какие слои поддерживают В. Путина...'.
Чтобы получить более точные данные распространенности обнаруженных версий, во второй декаде марта в ходе очередного общероссийского опроса респондентам был предложен тот же самый вопрос, но закрытый. То есть для ответа предлагалась карточка, на которой в качестве вариантов ответов были перечислены характеристики социального статуса 'сторонника Путина', полученные по ответам на открытый вопрос. Как и в первом случае, респонденты могли дать любое число ответов, то есть выбрать любое количество вариантов из предложенных в карточке.
На этот раз определенный ответ на закрытый вопрос дали 90% опрошенных (напомним, на аналогичный открытый вопрос ответили 68%). Сравним результаты двух опросов.
В первом и во втором опросах респонденты применяли сходные параметры для описания сторонников В. Путина.
Характеристика базы поддержки В. Путина по... |
Открытый вопрос |
Закрытый вопрос |
...роду занятий |
49% |
40% |
...уровню дохода |
29% |
23% |
...возрасту |
19% |
24% |
...партийной принадлежности |
3% |
11% |
|
Однако в последнем опросе респонденты чаще использовали возрастные характеристики и партийную принадлежность и реже – уровень дохода и род занятий.
Более детальное сравнение результатов двух опросов показывает, что во втором опросе (есть все основания полагать его более достоверным статистически) социальная база поддержки В. Путина выглядит в представлениях респондентов более молодой, менее зажиточной, с более четкой партийной ориентацией, чем это фиксируют результаты первого опроса.
(в % от общего числа ответивших)
Характеристики базы поддержки |
Открытый вопрос |
Закрытый вопрос |
Возраст |
пожилые |
13 |
9 |
средний возраст |
1 |
7 |
молодежь |
5 |
8 |
Род занятий |
рабочие, крестьяне |
18 |
6 |
интеллигенция |
4 |
4 |
соратники, коллеги Президента |
7 |
10 |
бизнесмены |
11 |
7 |
представители силовых структур |
8 |
7 |
губернаторы |
менее 1 |
6 |
преступники, криминал |
1 |
2 |
Уровень дохода |
богатые |
11 |
9 |
средний достаток |
13 |
10 |
бедные |
5 |
4 |
Сторонники партий |
'Единство' |
1 |
8 |
других |
2 |
3 |
|
Отметим, что в последнем опросе две обыденные интерпретации социальной базы поддержки В. Путина – все россияне и сильные мира сего – набрали практически одинаковое количество голосов (соответственно 64% и 61%). Но примерно треть респондентов (30%), описывая базу поддержки В. Путина, использует элементы и из одного, и из другого типа интерпретаций. Можно полагать, что динамика популярности Президента 'контролируется' сегодня именно этой третью, и в дальнейшем будет в значительной мере зависеть от того, к какой из этих двух интерпретаций данные респонденты будут склоняться в большей мере.
Неудивительно, что интерпретации первого типа – базой поддержки являются все россияне – доминируют среди электората В. Путина, второго типа – базой поддержки В. Путина являются сильные мира сего – сегодня получили распространение среди электората Г. Зюганова.
Если в качестве индикатора установки на поддержку В. Путина взять отношение распространенности в группе обыденных интерпретаций первого типа (все россияне) к распространенности в ней второго типа (сильные мира сего), то 'социальная карта' поддержки В. Путина сегодня выглядит следующим образом:
Социальные группы |
Индекс установки на поддержку В. Путина |
Электорат В. Путина |
1,48 |
Жители Сибирского ФО |
1,28 |
Оптимисты |
1,21 |
Жители Северо-Западного ФО |
1,21 |
Адаптированные пессимисты |
1,20 |
Жители малых городов |
1,15 |
Респонденты в возрасте 18 – 35 лет |
1,12 |
Образование ниже среднего |
1,12 |
Женщины |
1,10 |
Среднее общее образование |
1,08 |
Доход на члена семьи 600 – 1000 руб. |
1,08 |
Жители Южного ФО |
1,08 |
Все опрошенные |
1,06 |
Респонденты в возрасте 36 – 50 лет |
1,06 |
Среднее специальное образование |
1,06 |
Жители Приволжского ФО |
1,06 |
Доход на члена семьи до 600 руб. |
1,04 |
Доход на члена семьи более 1000 руб. |
1,04 |
Жители Уральского ФО |
1,04 |
Жители села |
1,03 |
Мужчины |
1,01 |
Жители мегаполисов |
1,01 |
Жители больших городов |
1,01 |
Респонденты старше 50 лет |
1,00 |
Жители Центрального ФО |
0,99 |
Высшее образование |
0,92 |
Неадаптированные пессимисты |
0,88 |
Жители Дальневосточного ФО |
0,69 |
Электорат Г. Зюганова |
0,65 |
|
|