31.05.2000, Опрос населения
1.Реформа Совета Федерации2.Графики3.Электронная фокус-группа 1.Реформа Совета Федерации |
Абсолютное большинство респондентов (55%) поддерживает предложение о замене губернаторов в Совете Федерации представителями президента в регионах, и только 12% возражают против этого. Стоит отметить, что опрошенные эксперты не столь решительно одобряют эту идею: за нее высказываются 48% из них, против – 23%.
По-видимому, главная причина, побуждающая 'рядовых' граждан приветствовать эту новацию, заключается отнюдь не в том, что она изменит баланс сил между ветвями власти на федеральном уровне в пользу президента, и тем более – не в несоответствии сегодняшнего порядка вещей принципу разделения властей. Основной мотив, ярко звучащий на фокус-группах, состоит в том, что реформа, как полагают участники дискуссий, вынудит руководителей регионов полностью сосредоточиться на исполнении своих губернаторских полномочий. 'Пусть живет у себя, работает, занимается экономикой, вкалывает. Нечего ездить в Москву'; 'каждый пусть занимается своим делом, каждый в своем месте. Зачем всем быть в Москве?'; 'если он губернатор, так пусть сидит в своей губернии и смотрит, чтобы там было все хорошо'; 'высылка губернаторов в свои губернии у меня вызывает положительные чувства', – говорят участники московской фокус-группы.
Эту позицию разделяют и участники самарской дискуссии, хотя несколько пренебрежительная нота, отчетливо звучащая в высказываниях москвичей, здесь отсутствует: 'Они должны своим делом заниматься'; 'Если Титов умница, то чем больше времени он будет проводить здесь, тем лучше'; 'Может быть, его замы проводят не ту политику, которую проводил бы он'; 'В Совете Федерации они занимались законотворчеством. Теперь они будут исполнять обязанности губернаторов'. 'Сельское хозяйство восстанавливать, заводы, фабрики, думать о детях'.
Причем вояжи губернаторов в Москву оцениваются участниками дискуссий не столько как 'государственная' деятельность, связанная с их прямыми обязанностями, сколько как деятельность 'политическая', сопряженная едва ли не исключительно с их личными амбициями и никоим образом не отвечающая интересам региона. 'Пусть политики занимаются политикой, а губернаторы должны заниматься развитием области', – четко формулирует эту точку зрения участница самарской дискуссии. И преимущественно негативное, по крайней мере, настороженное отношение к публичной политике, весьма характерное для большинства российских граждан, оказывается, по-видимому, в данном контексте достаточно мощным фактором, побуждающим их приветствовать устранение губернаторов из Совета Федерации. 'Тот же Титов, Аяцков – сколько времени они проводят в Москве? Весь год перед выборами они занимались своей политикой. Они создавали партии, готовились к выборам, участвовали в выборах. Для чего все это? Они какую-то свою цель преследовали, хотя все понимали, что на выборах никто из них не победит, а своими регионами они не занимались', – рассуждает участник фокус-группы.
Тема 'разделения обязанностей' получает и иное преломление. 'Раньше Совет Федерации представлял собой группу хозяйственников, которые законов не знали никаких, и толку от них как от законодателей было очень мало. Теперь, я надеюсь, дела больше будет... Там без юридического образования делать нечего', – говорит участница дискуссии. И все ее поддерживают, выражая надежду на улучшение законодательства.
В то же время мысль о том, что главная цель реформы – 'прижать губернаторов', вызывает у участников фокус-групп неоднозначную реакцию. Одни считают ее ошибочной, поскольку полагают, что Совет Федерации и так не представляет никакой опасности для исполнительной власти. Другие признают, что потаенной целью В.Путина может быть стремление ослабить позиции Совета Федерации (один участник дискуссии произнес в этой связи загадочную фразу: 'Он не против губернаторов, но он хочет сломить их'), и это устраивает далеко не всех. 'Если это так, то это пугает почему-то', – говорит одна участница. 'Пугает, пугает', – вторит ей другой респондент.
Но вместе с тем и перспектива назначения представителей региона губернаторами не слишком вдохновляет российских граждан. На фокус-группах звучало мнение о том, что такие представители будут 'ручными', полностью подконтрольными губернаторам. 'Если губернатор будет назначать, то считайте, что он сидит там, в Совете Федерации. Вот это плохо'.
Абсолютное большинство российских граждан предпочитает иной принцип формирования Совета Федерации – выборы его членов в регионах. Едва ли, впрочем, недоверие к губернаторам является тут главной причиной.
Вопрос: Одни считают, что представителей регионов в Совет Федерации должны назначать губернаторы и главы республик. По мнению других, представители регионов в Совет Федерации должны избираться населением этих регионов. Какая точка зрения Вам ближе – первая или вторая?
|
26–27 мая |
Проголосовали бы за... |
Путина |
Зюганова |
других |
Первая |
22 |
22 |
28 |
24 |
Вторая |
53 |
59 |
48 |
53 |
Затр. ответить |
24 |
19 |
23 |
22 |
|
Прямые выборы законодательных органов и высших должностных лиц как на федеральном, так и на региональном уровне чрезвычайно важны, по мнению россиян – в отличие от некоторых других демократических новаций последнего десятилетия. Не случайно ни идея назначения губернаторов президентом, ни идея о продлении срока президентских полномочий не пользуются, как показали недавние опросы ФОМ, сколько-нибудь значительной популярностью. Показательно, что охотнее других соглашаются доверить назначение членов Совета Федерации губернаторам сторонники Г.Зюганова – скорее всего, не в силу особого доверия к руководителям регионов, а из-за несколько менее трепетного отношения к демократическим нормам.
Фактически большинство российских граждан высказывается за возвращение к тому принципу формирования Совета Федерации, который был реализован в 1993 г. И надо полагать, соответствующая корректировка предложений президента обеспечила бы им еще более мощную поддержку.
|
2.Графики |
В.ПУТИН ПРЕДЛОЖИЛ, ЧТОБЫ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОСТОЯЛ ОТНЫНЕ НЕ ИЗ ГУБЕРНАТОРОВ И ГЛАВ РЕСПУБЛИК, А ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ - ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЖНЫ НАЗНАЧАТЬ ГУБЕРНАТОРЫ И ГЛАВЫ РЕСПУБЛИК. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, ОНИ ДОЛЖНЫ ИЗБИРАТЬСЯ В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ ЭТИХ РЕГИОНОВ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
|
3.Электронная фокус-группа |
Эпизод |
Тема |
оценка / сила колебаний |
оценка / сила колебаний |
колебаний |
оценка |
31 |
Губернаторы должны заниматься проблемами своих территорий |
2/срд |
3/срд |
1/слб |
2,0 |
30 |
Изменение принципа формирования СФ |
1/слб |
2/срд |
1/срд |
1,3 |
33 |
Противоречия в системе организации российской власти |
1/слб |
1/срд |
0/срд |
0,7 |
32 |
Президенту будет сложнее работать с профессиональным СФ |
1/слб |
1/слн |
0/срд |
0,7 |
|
Эпизод 31. В.Путин: Я считаю, что лидеры регионов должны сосредоточить силы на конкретных проблемах своих территорий. Для этого они, собственно, и избираются населением. А их представители пусть занимаются законотворчеством, но уже на постоянной и профессиональной основе, а не как сейчас – раз в месяц.
Эпизод 30. В.Путин: В чем суть этих законопроектов? Строго говоря, все сводится к трем основным элементам. Первое: предлагается изменить принципы формирования Совета Федерации, Верхней палаты парламента. В Конституции России записано, что Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, но в Конституции не сказано, что это должны быть обязательно первые лица территории: губернаторы, президенты республик, руководители региональных парламентов. Сегодня это именно так.
Эпизод 33. В.Путин: Кроме того, мы устраним очевидное противоречие в самой организации власти в России. Сегодня губернаторы и руководители республик сами являются институтами исполнительной власти, а будучи членами Совета Федерации, одновременно и парламентариями, т.е. соавторами законов, которые сами же и должны исполнять. Это, как у нас говорится, сапоги всмятку – фактически нарушение принципа разделения властей.
Эпизод 32. В.Путин: Да, президенту России сложнее будет работать с профессиональной Верхней палатой парламента. Сложнее, но этого требуют интересы дела. И уверен, что качество законов, без всяких сомнений, улучшится.
|
|