На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
10.11.1999, Кертман Г.Л. К ВОПРОСУ О ПРЕСТИЖЕ ВЛАСТНЫХ ИНСТИТУТОВ Сегодня российские граждане несколько больше доверяют институтам федеральной и региональной власти, чем летом прошлого года, накануне дефолта и спровоцированного им политического кризиса. Вопрос: Скажите, пожалуйста, в какой мере лично Вы доверяете сегодня...?
"+" - доверяю; "=" - в равной степени доверяю и не доверяю; "-" - не доверяю Особенно ощутимые положительные изменения произошли в отношении респондентов к исполнительной власти - правительству, губернаторам, а также к Совету Федерации, являющемуся, как известно, органом "синтетическим": законодательным по своим функциям, но состоящим наполовину из глав исполнительной власти регионов. Престиж Думы и региональных представительных органов вырос менее заметно. В результате, как явствует из приведенных данных, уровень доверия к исполнительной власти - как федеральной, так и региональной - существенно превысил уровень доверия к власти законодательной. Результаты опроса не позволяют сделать однозначный вывод о повышении престижа власти в целом. Возможно, такая тенденция, действительно, набирает силу, но нельзя исключить и того, что рост доверия ко всем перечисленным выше институтам связан с концентрацией недовольства на одном "громоотводе" - Кремле. Не подлежит сомнению, во всяком случае, что феноменальный рост престижа Е.Примакова осенью прошлого года во многом определялся именно тем, что возглавляемое им правительство воспринималось значительной частью российских граждан как альтернативный по отношению к президенту и его администрации центр власти. При этом ответственность за состояние экономики, социальную ситуацию, положение в области обеспечения правопорядка возлагалась преимущественно на Кремль. Быть может, аналогичный механизм сегодня "подталкивает вверх" рейтинги иных властных институтов. Впрочем, этот вопрос требует специального исследования. Результаты самых различных опросов неопровержимо свидетельствуют о том, что доля социально неадаптированных граждан среди представителей старшего поколения - значительно выше, чем среди молодежи. Относительно пожилые избиратели составляют, как известно, ядро электоральной поддержки левых сил, наиболее радикально критикующих действующую власть. Однако, как следует из приведенных ниже данных, именно молодежь демонстрирует максимальное недоверие ко всем без исключения властным институтам, тогда как старшие чаще прочих заявляют о доверии к ним. Вопрос: Скажите, пожалуйста, в какой мере лично Вы доверяете сегодня...?
В какой-то мере это, очевидно, объясняется присущим молодежи стремлением дистанцироваться от государства и готовностью рассчитывать преимущественно на собственные силы. Вместе с тем относительная "доверчивость" старших, по-видимому, генетически связана с патерналистскими комплексами массового сознания, в большей мере свойственными "отцам", чем "детям". Уровень доверия граждан к различным властным институтам варьируется, конечно, в зависимости от их политических пристрастий. Вопрос: Скажите, пожалуйста, в какой мере лично Вы доверяете сегодня...?
Сторонники Г.Зюганова, как и следовало ожидать, склонны больше других доверять Думе и с большей настороженностью относиться к правительству. Приверженцы действующего премьера, разумеется, испытывают особое доверие к возглавляемому им кабинету. Но надо отметить, что контрасты здесь не слишком разительны. В частности, сторонники В.Путина, как выясняется, практически в равной мере склонны доверять правительству и отказывать ему в доверии. Возможно, многие из них не уверены в том, что премьер реально контролирует действия своих подчиненных. Но, чем бы ни объяснялось противоречие между желанием видеть В.Путина на посту президента и недоверием к правительству, которое он возглавляет, с точки зрения оценки политических перспектив премьера оно является скорее благоприятным, чем опасным симптомом. Если сегодня критическое отношение к кабинету не мешает многим респондентам рассматривать В.Путина как оптимального кандидата на президентский пост, то это дает основания полагать, что в ходе президентской избирательной кампании дискредитировать его посредством критики правительства будет непросто. |