|
Недавнее заявление Евросоюза о скором вступлении в эту организацию стран Балтии обнаружило еще одну грань давней проблемы, связанной с западной эксклавной территорией России – Калининградской областью.
Более половины опрошенных (52%) в той или иной мере осведомлены относительно разногласий, возникших между государствами-членами ЕС и Россией по вопросу введения визового режима при проезде из Калининградской области в другие регионы нашей страны и наоборот (21% опрошенных 'знает' об этом и 31% – 'что-то слышали'). Тем не менее, более трети респондентов (39%) впервые слышат об этой проблеме.
И рядовые россияне-участники фокус-групп, и представители региональных элит высказывали различные соображения относительно причин, определяющих, по их мнению, подобную политику Евросоюза и стран-потенциальных членов этой организации в отношении России. Так, на новосибирской ДФГ была высказана мысль о том, что требование о введении виз –исключительно инициатива Литвы, всегда недолюбливавшей нашу страну.
- 'Участница 1: Мне кажется, это литовцы однозначно, потому что они к нам сейчас очень плохо относятся. Вообще ненавидят русских просто.
Участница 2: Они к нам всегда плохо относились.
Участник 1: Это они ограничили проезд через страну, Литва.
Модератор: А почему они это сделали?
Участник 2: Они вообще очень плохо относятся к нам' (ДФГ, Новосибирск).
Совершенно очевидно, что в 'калининградской проблеме' респонденты видят частное – наряду с фактами дискриминации русскоязычного населения в прибалтийских республиках – проявление общего сохранившегося с советских времен предвзятого отношения этих ныне независимых стран к России. И несмотря на то, что в отношении русского населения ситуация в Литве гораздо спокойнее, чем в Латвии и Эстонии, наши сограждане не склонны дифференцированно подходить к анализу этого вопроса. По их мнению, прибалтийские страны – в данном случае Литва, т.к. именно по ее территории сегодня проходит дорога, соединяющая западный эксклав России с 'большой землей', – в силу недружелюбного к нам отношения намерены 'чинить' всевозможные препятствия для осуществления россиянами своего конституционного права.
Еще одна причина, по которой, как считают респонденты, Евросоюз жестко настаивает на введении визового режима, тоже лежит в плоскости исторической. Как известно, Калининградская область – это бывшая немецкая территория, отошедшая к России после Второй мировой войны, и в Германии никогда до конца не угасали надежды на возвращение этих земель. По мнению наших сограждан, складывающаяся ситуация как нельзя лучше способствует постепенной реализации таких стремлений. Введение визового режима между Калининградом и остальной Россией лишь подтолкнет процесс.
- '
Интервьюер: Почему руководство Евросоюза занимает жесткую позицию по этому вопросу? Почему оно не идет навстречу требованиям России?
Эксперт: Потому что давит Германия. Потому что Германии нужна Калининградская область' (эксперт, Тула).
- 'Калининградская область – это же Германия. Раньше был Кенигсберг, поэтому будет к Германии присоединена. Многие считают, что все идет к тому, что эта область отойдет'
(ДФГ, Самара).
- 'Немцы тоже говорят, что это Восточная Пруссия. Они жили там с 10-го века, поэтому они могут говорить, что это их территория. Поляки тоже могут говорить, что это их область. Нам-то она досталась, потому что был СССР – после войны область мы забрали себе, а когда уже распались, она осталась одна и остается нашей'
(ДФГ, Самара).
- 'Я считаю, что это результат лоббирования Германии, которая почувствовала, что у нее есть какой- то исторический шанс'
(эксперт, Тула).
- 'Вряд ли Европа, которая считает, что данная территория не принадлежит исторически России, оставит мысли реинтегрировать ее в свое сообщество'
(эксперт, Ставрополь).
Однако помимо субъективных факторов, определяющих желание стран ЕС ввести визовый режим для россиян, перемещающихся между Калининградской областью и другими частями российской территории, существуют также и вполне объективные. Как подчеркивают некоторые опрошенные, введение визового сообщения со странами нешенгенской зоны является обязательным условием вступления новых членов в Евросоюз. Таким образом, позиция прибалтийских стран в этом вопросе – не прихоть и не проявление неблагосклонного отношения к России, а вынужденная необходимость.
- 'Визы – это условие, которое выстраивается в рамках Европейского Союза. То есть это не направлено конкретно против России. Это просто условия, в которых оказалась Россия, имея такой субъект, как Калининградская область. Просто объективные обстоятельства так сложились. Вряд ли это изначально было настроено против России'
(эксперт, Екатеринбург).
- 'Даже если бы они не хотели, они обязаны визы вводить. Их уставные документы обязывают. То есть сами себе они не могут противоречить'
(ДФГ, Самара).
Некоторые эксперты даже попытались 'встать над схваткой', с позиции стороннего наблюдателя оценить мотивы 'той' стороны и увидеть оправданность требований стран Евросоюза: ведь они боятся перенесения на свою территорию волны преступности (Калининградская область – один из самых неблагополучных в этом отношении регионов нашей страны), нелегальных мигрантов и связанных с этим проблем.
- 'Евросоюз, конечно же, боится, что с поездов гроздьями будут спрыгивать те, кто вот так вот в один момент захочет оказаться на этой шенгенской территории. Я думаю, что здесь одна из причин – этот преувеличенный страх и, может быть, то, что им не представлено еще реальных гарантий, что этого массового исхода не будет'
(эксперт, Краснодар).
- 'В первую очередь – желание сохранить свою территорию в неприкосновенности, боязнь проникновения российской преступности, нечистых денег, вывезенных из России'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Боится нелегальных эмигрантов'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Они искренне боятся всех тех, кого называют калининградцами, потому что калининградцы в меру криминализированности области, вообще говоря - прямая угроза благопристойной и тихой Европе. И если Вы даете эту визу, то Вы уже открываете ворота к себе, плюс односторонние ворота. Они что-то сотворят на территории зоны и убегут в Россию под ее суверенитет'
(эксперт, Самара).
- 'Потому что они очень боятся за свою безопасность. Они просто боятся открытости границ'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Однако, по мнению наших соотечественников, какими бы причинами ни было обусловлено требование Евросоюза, задача российских властей заключается в защите интересов граждан России. А эти интересы в данном случае, естественно, состоят в отсутствии каких-либо препятствий при передвижении из одного региона своего государства в другой:
- '
Участница ДФГ: Мне кажется, Россия должна стоять за своих.
Модератор: Отстаивать свои права, стоять за своих граждан, да?
Участница ДФГ: Конечно. Получается, они оттуда никуда. А мало ли: и родственники, или еще что-то... Получается – ни выехать, ни заехать' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Я думаю, что российские власти должны всячески отстаивать интересы собственных граждан. Каждое государство должно прежде всего отстаивать интересы своих граждан. И Россия в этом отношении не должна быть исключением'
(эксперт, Кемерово).
- 'Речь идет о том, что там живут российские граждане. Правительство обязано отстаивать интересы наших граждан'
(эксперт, Тула).
Высказанные тезисы подтверждаются и данными массового опроса: две трети респондентов, ответивших на вопрос, следует ли России возражать против введения виз (34% по выборке в целом), считают необходимым занять жесткую позицию. Лишь каждый пятый из ответивших (всего 9%) – за подчинение требованиям ЕС. Причем наибольшее количество сторонников введения визового режима – 17% (треть от общего числа ответивших) – наблюдается среди жителей Северо-Западного региона, несмотря на то, что подобная инновация в значительной степени затронет именно их.
Основной аргумент сторонников безвизового проезда состоят в следующем: позиция Евросоюза противоречит реализации конституционного права наших сограждан на беспрепятственное передвижение по всей России.
- '
Интервьюер: Насколько важен, принципиален, на Ваш взгляд, вопрос о безвизовом транзите в Калининградскую область в отношениях России с Евросоюзом?
Эксперт: Я думаю, что он очень важен – хотя бы потому, что у нас не должно быть прецедента, по которому какую-то часть нашей страны каким-то образом отрывали, ограничивали в гражданских правах' (эксперт, Краснодар).
- 'Бредовая ситуация, чтобы гражданин своей страны для того, чтобы попасть из одного города в другой (пусть и транзитом через другую страну), оформлял визу. Это моя страна. Почему я должен оформлять какие-то документы!? Это ограничение свободы перемещения. Это антиконституционно. Это ущемление прав России'
(эксперт, Казань).
Ситуация, когда опрошенные (прежде всего – эксперты), обсуждая калининградскую проблему, апеллируют к нормам не российского, а международного права, наблюдается крайне редко. Вполне вероятно, они просто не считают, что формально Конституция национального государства (в данном случае – российского) при возникновении подобных коллизий имеет второстепенное значение, и учитывать ее положения при решении спорных вопросов – это лишь добрая воля каждого из государств-соседей эксклава:
- 'Я полагаю, что введение такого порядка – это нарушение конвенции о защите прав человека на свободу передвижения по территории своей страны'
(эксперт, Саратов).
- 'Россия не может требовать – она может только просить, потому что с международно-правовой точки зрения визовый режим на своих территориях – это право каждого государства. И если бы на территории России существовал чей-то эксклав, то это была бы добрая воля России – устанавливать режим въезда-выезда из него через российскую территорию или нет'
(эксперт, Санкт-Петербург).
В целом же, вполне естественно, что обращение к правовым нормам в большей степени присутствует в рассуждениях представителей региональных элит – наиболее рефлексивной категории опрошенных. Рядовые респонденты высказывают аналогичную точку зрения более эмоционально и менее аргументированно.
- 'Жители считаются российскими, а им нужна виза, чтобы приехать в Россию. Беспрепятственное передвижение у них затруднено, они не могут этого позволить себе'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Получается, что мой участок, потом еще один, и опять мой участок, и я, чтобы попасть на свой участок, должен у соседа просить разрешение?!'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'В своем же государстве – и визу иметь!'; 'это же наш, российский город, наша территория – какие визы?!'; 'абсурдность ситуации: из России в Россию нужно брать визу?!'
(открытый вопрос).
Помимо 'абсурдности ситуации' и фактического нарушения прав человека, записанных в российской Конституции, респондентов беспокоит и прагматический аспект проблемы. С введением виз значительно повысится сложность передвижения из Калининградской области в остальные регионы России, а также потребуются ощутимые финансовые затраты:
- 'Возникнут трудности при поездках'; 'лишние хлопоты для людей'; 'для наших сограждан это дополнительная морока, неудобства'; 'будут брать пошлины большие, обирать наших граждан'; 'будут проблемы финансовые для людей'; 'не у каждого есть деньги заплатить за визу'
(открытый вопрос).
- 'Во-первых, визовый режим в любой момент можно просто закрывать по каким-то чрезвычайным обстоятельствам. Во-вторых, визовый режим в силу бюрократических и финансовых затрат уменьшит общение, прямые контакты. Это политика на отчуждение'
(эксперт, Красноярск).
Часть респондентов одобряет высказанное российскими властями предложение о возможности прохождения поездов из Калининградской области по территории стран-членов Евросоюза с опломбированными вагонами во избежание ненужных эксцессов. Однако их радикально настроенные оппоненты считают этот вариант 'чудовищным', еще одной разновидностью нарушения прав человека.
- 'В конце концов – потребовать коридора, чтобы не проезжать в опломбированных вагонах. Это вообще было бы чудовищно'
(эксперт, Краснодар).
- 'Перемещение в опломбированном вагоне – незаконный вариант. Это лишение человека свободы передвижения, а это возможно только по решению суда. Он не соответствует требованиям Конституции нашей страны'
(эксперт, Саратов).
Однако все наши сограждане полагают, что обеим сторонам конфликта необходимо идти на уступки, искать компромисс. Самое главное для этого – наличие обоюдного желания.
- 'Компромисс временный, я думаю, возможен. Вопрос в том, что мы можем предложить или отнять. Это в целом вопрос торга'
(эксперт, Красноярск).
- 'Надо каким-то образом договариваться. Время пока еще есть. Нужно искать компромисс в любом случае, иначе мы потом с ними ничего сделать не сможем. Нам сейчас необходимо в любом случае прикладывать все усилия для поиска компромиссов'
(эксперт, Ставрополь).
- '
Модератор: Как должно в данном случае поступить наше российское правительство?
Участник ДФГ: Договариваться. Решений полно – было бы желание. Если у них нет желания – это один вопрос, если у нас нет желания – это другой вопрос. А если есть желание, значит, можно договориться. Мы можем сказать: 'Вы – нам, мы – вам'. Договариваться всегда можно. Им же тоже надо своих людей кормить. Они всё к нам везут.
Модератор: Вы когда так говорите, кого имеете в виду?
Участник ДФГ: Прибалтийские страны. Им тоже жить надо. Волна национализма спадает. На митингах много не заработаешь. Надо жить с соседом, плохой он или хороший. Когда-то можно стукнуть кулаком, а когда-то нужно договариваться. Уже настучались' (ДФГ, Самара).
Россия в этом вопросе должна занять достаточно жесткую позицию и последовательно отстаивать свои интересы. Однако в числе допустимых методов, по мнению опрошенных, – только переговоры:
- 'Достаточно жестко, но дипломатическими путями – путями переговоров, консенсусов'
(эксперт, Брянск).
- '
Интервьюер: Насколько жестко следует добиваться пересмотра позиции Евросоюза?
Эксперт: Максимально возможными путями. Без войны, без силовых способов, но все остальные методы применимы' (эксперт, Нижний Новгород).
- 'Твердо, но это должны быть только переговоры'
(эксперт, Саратов).
- '
Интервьюер: Насколько жестко следует добиваться пересмотра позиции Евросоюза?
Эксперт: Не нужно до такой степени, чтобы разорвать отношения, но необходимо проявлять настойчивость и жесткость. Идет попытка изучения России, ее политической силы и политической воли' (эксперт, Ульяновск).
Надежду на благоприятное разрешение возникшей коллизии вселяет в респондентов наличие в мировой истории определенного прецедента. Некоторые участники фокус-групп, а также эксперты вспомнили сложную ситуацию Западного Берлина, сложившуюся после окончания Второй мировой войны. Использованный тогда вариант – создание пропускного коридора – кажется опрошенным наиболее оптимальным выходом и из сложившейся сегодня ситуации:
- 'Я не знаю случая в истории, чтобы для того, чтобы проехать из одной части страны в другую, требовалась виза иностранного государства. Всегда образовывались какие-то коридоры. Вспомните Западный Берлин: уж на что была напряженная идеологическая ситуация, а все равно договорились, чтобы коридоры через Восточную Германию для проезда в Западный Берлин сделать! Вспомните Восточную Пруссию: та же самая Калининградская область, которая была отделена от Германии Польшей, – был знаменитый Данцигский коридор. Иначе просто невозможно'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Это похоже на ситуацию с Западным Берлином, но там гражданам все-таки разрешили без виз перемещаться по стране'
(эксперт, Саратов).
- 'Похожая ситуация была, когда были ГДР и Берлин: западная часть Берлина в центре ГДР находилась, если я не ошибаюсь. Они же как-то решили эту проблему'
(ДФГ, Москва).
Если России не удастся найти достойный компромисс и придется уступить требованиям Евросоюза, эта ситуация будет иметь для нашей страны далеко идущие негативные последствия. Прежде всего необходимо отметить символический аспект проблемы: сдача Россией своих позиций в этом вопросе, как заявляют респонденты, нанесет непоправимый урон ее репутации и авторитету на международной арене:
- 'Это вопрос чисто политический. То есть, если мы сумеем добиться безвизового проезда, значит – с нами считаются. А если не сумеем этого сделать, значит, нам в очередной раз покажут, где мы, так сказать, находимся...'
(эксперт, Казань).
- 'Если на это согласиться, то завтра о Россию все будут вытирать ноги'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Если не говорить об экономических потерях и моральных страданиях людей, которые будут просто-напросто заперты в этом эксклаве нашем, то основное – это, конечно же, унижение, глубокое унижение страны. Фактически получается какой-то непонятный заповедник, даже резервация, если можно так выразиться'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Безусловно, этот вопрос принципиален, поскольку от этого зависит и статус России, и имидж государства. Я уже не говорю про экономическую составляющую'
(эксперт, Казань).
Во-вторых, введение визового сообщения между Калининградом и остальной Россией повысит вероятность постепенного отделения этой области от нашей страны и ее 'дрейфа' в сторону Европы. Уже сегодня, как говорят респонденты, настроения калининградцев (и особенно молодежи) должны насторожить российские власти. Складывается ситуация, когда у определенной части жителей области нет никаких связей с 'большой землей' – они даже никогда не были на остальной части территории России. При этом все интересы: работа, планы на будущее – связаны именно с Европой. Нельзя забывать и об уже упомянутом повышенном интересе к этому региону со стороны Германии. Подобные тенденции с течением времени могут оставить Россию 'не у дел':
- 'Это произойдет не сразу, но через определенное время будет происходить то, что она будет отдаляться. Я не представляю возможным удерживать там высокий экономический уровень. А средний Европу не устраивает. Мы там будем отставать и, в конце концов, там все 'взорвется'. Мы потеряем эту область для себя, потому что не будет ежедневного присутствия там специалистов, родственников, друзей и так далее. Это медленный отрыв, уничтожение'
(эксперт, Брянск).
- 'Само население области будет относиться к Европе как к более близкой и привлекательной, перспективной. Соответственно, произойдет уменьшение социальных и культурных связей с Россией'
(эксперт, Красноярск).
- 'Я думаю, что это начало или продолжение дрейфования Калининграда к Европе. В конечном счете, медленно, но все равно будет возврат к Германии через какие-то промежуточные правовые состояния'
(эксперт, Казань).
- 'Калининградская область будет проситься в Европейский союз. Просто знаю, что там сейчас пронемецкие настроения среди молодежи. Они говорят, что Кенигсберг – это не Россия. Потеряем область, и будет она автономией, как в Китае Тайвань'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Там проводили социологический опрос: многие жители настроены на то, чтобы Калининградская область отошла от России. Наше поколение более патриотическое, у них есть родственники, их что-то такое связывает с центром. А молодежь – многие в Москве, Ленинграде не были. Это дорого, они не могут приехать. Им ближе в Европу – а там жизнь более интересная, чем здесь. Поэтому по этому вопросу, когда их спрашивают, как бы они хотели, они говорят, что можно было бы и отделиться'
(ДФГ, Самара).
- 'Там есть люди, которые вообще никогда не были в России. И они, конечно, настроены на то, чтобы войти в Европейский Союз. Проведут референдум, недавно принят закон – такое возможно'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- '
Участница ДФГ: Сейчас материальное положение таково, что люди согласны, чтобы не с Россией быть.
Модератор: То есть те настроения, которые в Калининградской области царят, тоже являются причиной?
Участница ДФГ: Последняя передача с Карауловым была: он говорил, что сейчас Калининградской области больше помогают восточные немцы. Они приезжают, у них там родовые поместья, хутора разные. Это очень большая финансовая поддержка' (ДФГ, Самара).
- 'Нищее, обездоленное население Калининградской области 'подкормят' деньгами, и они сами проголосуют за отделение. Вот и все. Вот как сделают. Все очень просто'
(эксперт, Белгород).
Некоторые радикально настроенные эксперты предлагают не ждать разрешения ситуации с Калининградской областью, а просто продать этот регион. Они считают, что у России и так достаточно обширная территория (к тому же – не везде благополучная), чтобы заниматься решением проблем 'совершенно ненужной нам области':
- 'Я думаю, что Калининград – это 'отрезанный ломоть'. Россия не может контролировать свои обширные территории. У России есть другие интересы и очень большие беды внутри себя. Вообще надо бы продать их за большие деньги'
(эксперт, Казань).
- 'Видимо, идеальный вариант – это продать Калининградскую область. Мы опять оказываемся заложниками совершенно ненужной нам области. Мы с ней до сих пор не знали, что делать. Поэтому чем скорее мы от нее избавимся, тем, по-видимому, лучше будет. Не только дешевле, но просто лучше будет для всего и вся'
(эксперт, Самара).
Однако большинство респондентов придерживается иной точки зрения. Они твердо убеждены, что Калининградская область нужна стране, однако при этом расходятся во мнениях относительно того, какие функции нужно исполнять в меняющихся геополитических реалиях 'самой западной области России'.
Так, либерально настроенная часть опрошенных полагает, что предназначение Калининградской области – быть российским 'окном' в Европу: стать максимально демилитаризированным и свободным в экономическом отношении регионом:
- 'Мне кажется, что лучше всего, если это будет демилитаризованный район, максимально открытый для Запада, являющийся 'воротами' в Европу. Я думаю, что экономически развитый край является более подходящим для России, нежели милитаризованный кулак, который создает ненужные проблемы и сложности для всего европейского континента'
(эксперт, Ульяновск).
- 'Воевать с Европой бессмысленно. Я думаю, что приемлемый вариант – это демилитаризация и попытка построить «окно» в Европу. Через это тогда смягчать визовый режим и переводить его в другие формы'
(эксперт, Красноярск).
- 'Я считаю, что она должна быть демилитаризированным регионом. Ничего военного там не должно быть. Не создавать там ничего устрашающего, а наоборот – связующее звено'
(эксперт, Брянск).
- 'Всякая попытка превращения ее действительно в военную крепость будет только затруднять отношения с европейцами. Кто же будет способствовать в Европе, чтобы там появлялась такая база наша? Кому это нужно?'
(эксперт, Самара).
- 'Калининградская область должна выполнять те функции, которые Петр предназначал Петербургу: 'окно', 'ворота', 'дверь' в Европу'
(эксперт, Калуга).
Другие уверены, что Калининградская область сможет с успехом совмещать функцию связующего звена между Россией и Европой и задачи, которые на нее уже возложены сегодня – быть западным 'форпостом' России:
- 'Калининградская область – это все-таки не 5 км берега, а чуть-чуть побольше... Поэтому экономическая свобода плюс наличие объектов военного назначения – и то, и другое должно смотреться вместе достаточно хорошо'
(эксперт, Нижний Новгород).
- 'Видите ли, одно другому не мешает. Военная база занимает довольно ограниченное пространство. Существует военная база и у нас в Петербурге, что не мешает ему стараться быть привлекательным для иностранных инвестиций городом. То же самое может быть и с Калининградской областью – все можно совместить'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Одно другому не мешает. Она может быть и военной базой, и 'воротами' в Европу, и курортом – там же у нас Балтийское море'
(эксперт, Екатеринбург).
Третьи же полагают, что у России на современном этапе ее развития не настолько доверительные отношения с европейскими странами, чтобы подобным образом – введением свободных экономических отношений и иных либеральных послаблений – открывать границу. По их мнению, Калининград должен оставаться российским 'форпостом' и эффективно защищать наши границы на западе:
- 'Здесь не лишена смысла идея о военной базе. Не так хорошо к нам относятся, чтобы мы потеряли контроль. Наверное, должен быть милитаризированным регионом'
(эксперт, Тула).
- 'Полной демилитаризации допускать, конечно, нельзя. Потому что от этого зависит безопасность России'
(эксперт, Калуга).
В любом случае, какой бы стратегии дальнейшего развития Калининградской области в рамках России ни придерживались опрошенные, большинство наших сограждан твердо уверены в одном: терять этот регион нашей стране нельзя. И дело здесь отчасти в том, что отказ от борьбы за Калининград создаст опасный прецедент, которым в условиях наличия еще одной 'болезненной точки' – Курил – не преминут воспользоваться восточные соседи России.
- 'Как и в других таких случаях, это будет расшатывать Россию, создавать прецеденты для предъявления претензий России большим количеством государств'
(эксперт, Ульяновск).
- 'Отвалится кусок, затем и второй от нас легче будет «откусить». Я думаю, что это будет уже процесс. У нас уже Курилы зависли. Как только ослабнет позиция в этой ситуации, она будет слабеть и в других. По крайней мере, сильнее будут давить на нас, понимая, что мы можем уступить'
(эксперт, Тула).
- '
Интервьюер: А как Вы полагаете, отношение к властям, к государству у граждан будет как-то меняться в зависимости от того, как решится эта проблема?
Эксперт: Безусловно, будет. Дело в том, что сегодня процессы 'сдачи' территории уже идут. У нас сейчас есть Калининград и еще Курилы. Сейчас пока цветочки, потому что японцы просто молчат – обиделись и молчат. Скоро они будут предъявлять претензии более жестко и подкреплять силовыми методами' (эксперт, Нижний Новгород).
- '
Участник ДФГ: Это и политический большой вопрос. Потом и другая скажет: 'А Сахалин давайте японцам отдадим. ' То этим, то этим.
Участница ДФГ: Так уже ничего не останется' (ДФГ, Москва).
Вполне понятно, что перспектива дальнейшего 'разбазаривания' российских территорий совсем не импонирует нашим согражданам, и так уже – при распаде Советского Союза – переживших достаточно болезненных потерь:
- 'Я уверен, что нельзя отдавать того, что у нас уже есть. Нужно расширять свои интересы. Нужно присоединить Белоруссию – ей тяжело и плохо. Еще кто-то к нам захочет. Но нельзя ничего терять'
(эксперт, Брянск).
- '
Участник ДФГ: Со старинных времен еще объединяли Русь, все княжества в единое целое. Теперь же взяли и разбросали всё, все народы.
Участница ДФГ: Российские земли, российские города... И так уже все разбазарили, что смогли' (ДФГ, Новосибирск).
Однако, несмотря на все описанные негативные для нашей страны тенденции, существующие сегодня в Калининградской области, опрошенные убеждены, что до тех пор, пока Президентом страны будет оставаться В. Путин, Россия эту территорию не потеряет:
- '
Эксперт: Я думаю, что нет, не утратим. Если будет продолжаться та внешнеполитическая линия, которую сейчас олицетворяет Путин, то это невозможно утратить.
Интервьюер: А в чем заключается эта линия, как Вы считаете?
Эксперт: Он достаточно жестко отстаивает наши политические интересы. Я смотрю, он на уступки не идет' (эксперт, Тула).
- 'Вы знаете, если Россия будет развиваться как нормальное государство, она ничего не утратит. А если она будет развиваться так же, как она развивалась до сих пор, то она не только Калининградскую область утратит, она и Сибирь, и Дальний Восток утратит. То есть, опасность-то существует в любом случае. Но вроде бы с Путиным я ее не ассоциирую'
(эксперт, Казань).
- 'Думаю, что это невозможно
[отделение Калининградской области от России]. Потому что политика российского государства нацелена на единство и целостность государства. То есть сегодня этот вопрос не рассматривается ни в какой перспективе' (эксперт, Екатеринбург).
- '
Модератор: Вы думаете, что может Путин пойти на то, чтобы отдать Калининград?
Участник ДФГ: Нет, не пойдет.
Участница ДФГ: Я тоже считаю' (ДФГ, Москва).
Господство подобных оптимистичных умонастроений в сознании значительной части россиян подтверждают и данные массового опроса. Согласно им, 62% наших сограждан убеждены в том, что Калининградская область все же останется в составе России. Правда, необходимо отметить, что эта часть респондентов не единодушна в своих прогнозах относительно статуса данного региона. Так, 30% считают, что область сохранит равный с остальными субъектами РФ статус; 19% считают, что этот статус будет изменен, а еще 13% говорят о том, что формально оставшись в рамках России, Калининградская область будет жить по своим собственным законам. Всего 7% опрошенных высказали мысль, что этот регион впоследствии будет для нашей страны утерян: 4% считают, что он станет самостоятельным государством, и еще 3% уверены, что эта территория будет присоединена к другой стране.
Интересно отметить, что как среди тех, кто выступает против введения визового режима между Калининградской областью и остальной Россией, так и среди респондентов, допускающих введение такого режима, доли тех, кто верит, что эта область, несмотря ни на что, останется в составе нашего государства, одинаковы – по 73%. Эти данные еще раз подтверждают тезис о том, что потенциальный всплеск недовольства россиян развитием событий вокруг Калининградской области надежно анестезируется их уверенностью в том, что наша страна всё же эту область не потеряет. Однако если эта уверенность пошатнется, данная тема в одночасье превратится в серьезный раздражитель для российского массового сознания.
В целом же, хотя девять из десяти опрошенных признались, что введение визового режима с Калининградской областью не затронуло бы ни их лично, ни их родственников или знакомых, обсуждение этой проблематики на фокус-группах отнюдь не демонстрирует равнодушного к ней отношения. Максимальную озабоченность, что вполне естественно, высказали эксперты, считающие, что данная проблема сегодня является одной из приоритетных для российской внешней политики.
|