fom.ru · Поиск ·      








02.03.2001, 

Региональная информационная элита


С октября 1996 г. по декабрь 1999 года Фонд «Общественное мнение» ежемесячно проводил экспертные опросы руководителей, ведущих журналистов и аналитиков региональных СМИ, т.е. представителей региональной информационной элиты.

Выборка для опроса элиты СМИ

Сформированное экспертное поле охватывает региональную информационную элиту неавтономных территорий Российской Федерации. Поле экспертов формировалось следующим образом.

Все субъекты Федерации в Европейской части РФ были сгруппированы в три территориальные страты: Северная, Центральная и Южная.

Северная страта включает субъекты Федерации Северного, Северо-Западного, Волго-Вятского экономико-географических регионов, а также Калининградскую область и объединяет 19,8% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ.

Центральная страта включает области Центрального экономико-географического региона и объединяет 29,4% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ.

Южная страта включает области Центрально-Черноземного и Поволжского экономико-географических регионов, Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края и объединяет 50,8% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ.

Из каждой страты отбиралось с вероятностью, пропорциональной численности населения, соответствующее число субъектов Федерации: одна точка опроса на 11% жителей неавтономных территорий. В результате была получена выборка точек для проведения экспертных опросов (см. таблицу).

Доля жителей неавтономных территорий в стратеЧисло субъектов Федерации, включаемых в выборкуНазвание точек опроса
Северная страта
19,8%21. Вологодская обл.
2. Калининградская обл.
Центральная страта
29,4%33. Брянская область
4. Калужская область
5. Рязанская область
Южная страта
50,8%46. Волгоградская обл.
7. Ростовская область
8. Ставропольский край
9. Ульяновская обл.

В каждом из включенных в выборку субъектов Федерации были отобраны методом "снежного кома" по 10 экспертов - наиболее авторитетных (по мнению самих экспертов) руководителей, ведущих журналистов, аналитиков региональных газет, телерадиокомпаний.

В каждом регионе отбирались по 3 эксперта реформаторской, по 3 - оппозиционной и по 4 - центристской ориентации. Ориентация экспертов оценивалась их коллегами и сотрудниками пресс-службы региональной администрации. В результате было сформировано экспертное поле, которое представляет весь политический спектр региональной информационной элиты.

Цель опросов

Цель проводимых опросов - выявление оценок нынешней политической ситуации в России представителями региональной информационной элиты.

Точка зрения ведущих провинциальных журналистов, их оценки возможных вариантов развития нынешней ситуации в России, доходя до аудитории провинциальных СМИ, в определенной степени формируют «климат мнений» в обществе. И как бы ни старались журналисты быть объективными, все же личные убеждения, симпатии и антипатии (словом, "субъективный фактор") так или иначе накладывают отпечаток на их материалы.

Это - с одной стороны. А c другой - экспертные опросы провинциальной журналистской элиты позволяют выявить скрытые или еще только зарождающиеся тенденции в развитии определенных общественных явлений и процессов, понять причины происшедших событий, предсказать их возможные последствия.



База данных ФОМ > Регионы России > Региональная информационная элита