fom.ru · Поиск ·      








18.11.1998, Климов И.А.

ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕНТРА И РЕГИОНОВ



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 октября 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ.

В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – 90 экспертов.

Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
  • На решение каких вопросов, проблем взаимоотношений федерального центра и регионов, по Вашему мнению, должен направить свои усилия Государственная Дума в ближайший месяц?

  • На решение каких вопросов, проблем взаимоотношений федерального центра и регионов, по Вашему мнению, должно направить свои усилия Совет Федерации в ближайший месяц?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос.

За единицу анализа было принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная.

Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех экспертов.

Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по каждому вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Для анализа ответов на первый вопрос были отобраны 130 суждений.

По мнению опрошенных, при рассмотрении проблем взаимоотношений федерального центра и регионов Государственная Дума должна руководствоваться следующими задачами:
  • Решить проблему межбюджетных отношений: определить, какая часть региональных налогов должна идти в федеральный бюджет (16%).

  • Развивать сотрудничество с Президентом и Правительством, обеспечить законодательную поддержку деятельности Правительства и совместное участие ветвей власти в законотворческой деятельности (15%).

  • Разработать законодательную базу организации государственной власти: укрепить вертикаль исполнительной власти, четко разграничить и законодательно закрепить полномочия и сферы ответственности сторон, разработать систему мер и санкций (13%).

  • Разработать и реализовать антикризисные меры экономического характера: поддержать отечественную промышленность, привлечь инвестиции и т.д. (10%).

  • Заниматься текущей работой (6%).

  • Прислушиваться к инициативам регионов (6%).

  • Устранить противоречия российской конституции и местных законодательных актов (5%).

  • Разработать условия и механизмы смещения губернаторов (5%).

  • Одиночные суждения: вести работу по стабилизации финансовой системы РФ; добиваться отставки Б.Ельцина; добиваться равноправия субъектов РФ; контролировать решение проблем Северного Кавказа; не принимать невыполнимые законы; принять закон о территориальной целостности России; принять земельный кодекс; работать над бюджетом 1999 г.
II.Для анализа ответов на второй вопрос были отобрано 101 суждение.

По мнению опрошенных, при рассмотрении проблем взаимоотношений федерального центра и регионов Совет Федерации должен руководствоваться следующими задачами:
  • Разработка законодательной базы организации государственной власти: необходимо укрепить вертикаль исполнительной власти, четко разграничив и законодательно закрепив полномочия и сферы ответственности сторон, разработать систему мер и санкций (18%).

  • Постоянная работа, направленная на преодоление центробежных тенденций (16%).

  • Обсуждение региональных проблем в контексте проблем общероссийских (14%).

  • Разработка концепции федеративных отношений (10%).

  • Разработка и реализация антикризисных мер экономического характера: поддержка отечественной промышленности, привлечение инвестиций и т.д. (9%).

  • Укрупнение территориальных образований,снижение численности региональных управленческих структур, налаживание межрегиональных отношений (7%).

  • Конструктивное взаимодействие с Правительством, поддержка усилий по стабилизации обстановки (6%).

  • Решение проблемы межбюджетных отношений: определение того, какая часть региональных налогов должна идти в федеральный бюджет (6%).

  • Одиночные суждения: необходимость добиваться большей экономической самостоятельности и равноправия субъектов РФ; контроль решения проблем Северного Кавказа; передача части полномочий Правительству; подготовка к зиме; принятие земельного кодекса; принятие закона о территориальной целостности России; работа над бюджетом 1999 г.; стабилизация финансовой системы РФ.

РЕЗЮМЕ

  1. При рассмотрении проблем взаимоотношений федерального центра и регионов Государственная Дума и Совет Федерации должны решать сходные задачи. Главная из них – сосредоточиться на разработке законодательной базы, обеспечивающей одновременно развитие межрегиональных связей (должную степень интеграции субъектов федерации) и разграничение полномочий центра и регионов.

    Должна быть определена приемлемая степень самостоятельности регионов, скорректированы пропорции налоговых отчислений в федеральный и местные бюджеты. В то же время проблемы регионов должны рассматриваться в контексте общего развития страны. Необходимо разработать систему мер, позволяющих федеральным органам власти контролировать ситуацию в регионах, согласовывать решения и эффективно их реализовать.

  2. Государственная Дума должна законодательно обеспечивать решения Правительства по развитию российской экономики, социальной и финансовой сферы. Для этого необходимо более тесное сотрудничество с исполнительной властью и постоянная активная работа по решению текущих проблем.

  3. Совет Федерации, по мнению экспертов, должен взять на себя задачу концептуального рассмотрения проблемы взаимоотношений центра и регионов. Этот орган власти должен постоянно контролировать и при необходимости пресекать центробежные тенденции, рассматривать региональные проблемы с точки зрения их общероссийской значимости, целенаправленно работать над повышением эффективности государственного управления.



База данных ФОМ > Регионы России > ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕНТРА И РЕГИОНОВ