|
На открытый вопрос: 'Как Вы понимаете выражение 'общественное мнение', что оно означает?' россияне в большинстве своем отвечали, что это мнение общества в целом по определенным вопросам (52%).
В материалах ДФГ и опросах экспертов встречаются и другие интерпретации этого социологического термина.
Так, 'общественное мнение' определяют как выражение позиции наиболее влиятельных и активных групп. Показателен в этом отношении диалог на фокус-группе о ситуации в августе 1991 года:
- 'Р 1 (респондент) – Победил ГКЧП, Россия это не приняла что ли?'
Р 2 – Почему? Я ездила именно в тот момент, в 91 году, по провинции'.
Р 1 – Общественное мнение тогда было только в Москве, потому что москвичи выступили, защитили'.
Р 3 – Правильно, вышли те, кому было чего терять'.
Той же позиции придерживаются и некоторые эксперты:
- 'Общественное мнение в известной мере или в большей мере является выражением мнения наиболее активной и влиятельной части этого общества, или людей, которые в какой-то мере олицетворяют те или иные общественные группы'
(эксперт, Нижний Новгород).
Согласно еще одной интерпретации участников групповых дискуссий, следует поставить знак равенства между общественным мнением и результатами массовых опросов:
- 'Статистические данные обобщенные'
(ДФГ, Москва).
- 'Ну, к нам дядька тоже ходит, опрашивает людей, определенное количество'
(ДФГ, Москва).
Региональные эксперты также довольно часто отождествляют общественное мнение с социологическими опросами:
- 'На мой взгляд, делается опрос, и пускай будет даже 10 человек. И потом выводится какой-то средний ответ мнения, и он берется за основу, и на его основе какие-то делаются прогнозы, строятся какие-то, наверное, выступления чьи-то и т.д.'
(эксперт, Саратов).
- 'Общественное мнение – это как бы изучение мнения представителей различных групп населения о различных сторонах жизни'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Некоторые участники групповых дискуссий понимают под общественным мнением не просто информацию, а некоторое действие:
- 'Должно быть или слово, или действие. А сидеть и думать, что можно так, можно вот так вот – это все равно сидя на месте. Вы должны либо сделать, либо записать, либо воспитать'
(ДФГ, Москва).
- 'Общественное мнение – оно немного даже не зависит от средств массовой информации. Например, Югославия – когда ее бомбили американцы, то наша молодежь, которая любит Америку, выступала против американцев. Это иесть общественное мнение. Оно иногда формируется, как порох. Это, наверное, бывает во времена революционных моментов – общие идеи какие-то объединяют людей. Вот сейчас если выяснится, что нашу подводную лодку утопили американцы, что вполне возможно, то... А может, и ничего не произойдет здесь'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
И рядовые граждане, и региональные эксперты считают, что в России общественное мнение пока незначительно влияет на политические процессы и на власть. Так, более половины опрошенных россиян (64%) полагают, что российские политики не считаются с общественным мнением. Противоположной точки зрения придерживаются 23% респондентов.
- 'Наше мнение ни на что не влияет. Нам навязывают общественное мнение, но на самом деле к нему никто не прислушивается'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Респонденты сами же и отвечают, почему общественное мнение не влияет на власть:
- 'Мы же согласны со многими вещами, но в целом мы все пассивны. Я считаю, что наше мнение не влияет ни на что, но оно существует, и им пытаются манипулировать'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Представители региональных элит чуть более оптимистично, чем рядовые граждане, оценивают значимость общественного мнения в России: половина экспертов полагает, что власть считается с общественным мнением.
- 'Но опросы – они, как бы, на мой взгляд, все-таки подвинули правительство на то, что оно приступило в том числе к экономическим реформам в стране'
(эксперт, Ижевск).
Однако в России, как думает большая часть экспертов, общественное мнение имеет меньшее влияние на власть, чем на Западе. С такой позицией согласны и участники ДФГ:
- 'М (модератор) – Вот общественное мнение России и общественное мнение каких-то ведущих стран Европы – оно имеет какое-то принципиальное отличие?
Р – У нас, как Вы правильно сказали, болото. Там этого болота поменьше, там есть некоторая заинтересованность и вера в то, что мое общественное мнение может сработать и можно что-то провести. Вот мы сейчас видим, скажем так, забастовку – потрясающе совершенно! У нас же этого не будет никогда. У нас все будут покупать...' (ДФГ, Москва).
Некоторые участники ДФГ считают, что роль общественного мнения снизилась именно сейчас:
- 'В эпоху начала перестройки оно было очень сильное. Сейчас как-то поутихли, и все это как-то менее заметно'
(ДФГ, Москва).
У региональных экспертов несколько иная точка зрения на этот счет. Так, треть опрошенных экспертов считают, что к общественному мнению власти больше прислушивались при Б.Ельцине, и такая же доля полагает – что при В.Путине.
Большинство респондентов (78%) полагают, что опросы общественного мнения нужны, такого же мнения придерживается и подавляющее большинство региональных экспертов. Более двух третей опрошенных экспертов считают, что российская власть заинтересована в получении объективной информации о мнении общества потому или иному важному вопросу.
- 'Потому что это обратная связь. Всякая система, она должна предусматривать эту самую обратную связь, потому что, когда мы чего-то делаем и не знаем... так сказать, не имеем этой обратной связи... т.е. как-то воздействовать на людей, вообще говоря, на состояние общества в целом, мы же отрываемся от всего общества. Нам кажется, что вот лучше вот так сделать, а на самом деле это идет вразрез...'
(эксперт, Кемерово).
- 'Я считаю, что это важнейшая форма. Более того, их в России должно быть на порядок больше. И не только Москва должна звонить, но и местная власть должна делать это регулярно в каждом городе и регионе'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
В целом россияне склонны доверять опросам общественного мнения. Так, 65% респондентов считают, что опросы общественного мнения отражают позицию большинства граждан, и только 22% придерживаются противоположной точки зрения. Примерно так же распределились ответы региональных экспертов: большинство из них считает, что результаты опросов общественного мнения отражают позицию граждан, и шестая часть придерживается противоположной точки зрения. Более двух третей экспертов доверяют результатам опросов, и четверть – не доверяют.
Две основные причины, по которым и эксперты, и рядовые граждане не доверяют результатам социологических опросов, – это ангажированность компании, которая проводит опрос, и уровень ее профессионализма.
- 'К сожалению, не верю, т.к. считаю, что все – ваш тоже Фонд, наверное, – он все-таки зависимый, и поэтому, к сожалению, вам приходится наше мнение по любому вопросу... Иначе у вас не будет работы'
(ДФГ, Москва).
- '50 на 50. Отчего-то надо оттолкнуться, от каких-то сведений, данных. Т.е. их надо учитывать, но на 100% верить нельзя. Раз это государственное учреждение, то он не может быть полностью объективен, он должен отражать интересы верхушки'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Надо понять, кто финансирует этот фонд. Если его финансируют независимые организации, то я доверяю; если они зависят от государства, то через средства массовой информации выдадут то, что им удобно'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Если они будут проводиться грамотно, будут проходить в соответствии со строгими требованиями социологическими, которые, к сожалению, последнее время очень часто нарушаются. И когда эти результаты опросов не будут манипулироваться и не будут использоваться в каких-то политических моментах и т. д.'
(эксперт, Вологда).
В связи с темой социологических опросов встает еще одна проблема: влияет ли обнародование результатов этих исследований на само общественное мнение, особенно в предвыборный период. Итак, 57% россиян считают, что обнародование рейтингов политиков в период предвыборной кампании влияет на результаты выборов. В этом уверено и большинство опрошенных экспертов.
- 'Потому что если вдалбливать по первому каналу всей стране, что у Путина рейтинг 60%, то 60% населения поверит в это и проголосует за Путина'
(ДФГ, Москва).
- 'Так людям внушают, и, естественно, эти центры сбора общественного мнения – за счет внушения у них получается в результате, что тот рейтинг, который они выдавали фактически (ну, с разбросом определенным), явился результатами реальных выборов'
(ДФГ, Москва).
При этом 44% опрошенных россиян считают, что рейтинги политиков обнародовать следует, и только 24% – что этого делать не следует. Мнения экспертов на этот счет разделились почти поровну:
- 'В идеале это должно быть, как бы, внутреннего пользования, потому как любые опросы – это очень существенный инструмент влияния на общественное мнение'
(эксперт, Екатеринбург).
Что касается организаций, которые проводят социологические опросы, то о них рядовые россияне знают крайне мало. Большинство опрошенных (72%) затруднились ответить на вопрос о том, какие организации, проводящие социологические опросы, они знают. Чаще всего респонденты называли Фонд 'Общественное мнение', ВЦИОМ и региональные социологические службы.
В целом же, общественное мнение в России пока не оказывает существенного влияния на представителей властных структур и политическую ситуацию. Это очевидно как для экспертов, так и для рядовых граждан. Причины этого, в частности, заключаются в том, что власть до сих пор не привыкла к диалогу с населением, а также в том, что россияне еще не привыкли активно отстаивать свою позицию по ключевым для общества вопросам. Большая часть населения – и эксперты здесь не являются исключением – пока воспринимает общественное мнение лишь как информацию, как статистические данные, не видя в нем действующего потенциала.
Отношение россиян к социологическим опросам в целом позитивное. По мнению населения в целом и экспертов, такие опросы нужны, они видятся как один из способов диалога с властью. Россияне склонны доверять результатам опросов общественного мнения. Однако стоит отметить, что население очень плохо информировано об организациях, проводящих такие исследования.
|