fom.ru · Поиск ·      








26.06.2000, 

"Медиа-элита"

С октября 1996 г. Фонд «Общественное мнение» ежемесячно проводит экспертные опросы руководителей, ведущих журналистов и аналитиков региональных СМИ - представителей региональной информационной элиты.

Выборка для опроса элиты СМИ

Сформированное экспертное поле охватывает региональную информационную элиту неавтономных территорий Российской Федерации. Поле экспертов формировалось следующим образом.

Все субъекты Федерации в Европейской части РФ были сгруппированы в три территориальные страты: Северная, Центральная и Южная.

Северная страта включает субъекты Федерации Северного, Северо-Западного, Волго-Вятского экономико-географических регионов, а также Калининградскую область и объединяет 19,8% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ.

Центральная страта включает области Центрального экономико-географического региона и объединяет 29,4% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ.

Южная страта включает области Центрально-Черноземного и Поволжского экономико-географических регионов, Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края и объединяет 50,8% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ.

Из каждой страты отбиралось с вероятностью, пропорциональной численности населения, соответствующее число субъектов Федерации: одна точка опроса на 11% жителей неавтономных территорий. В результате была получена выборка точек для проведения экспертных опросов (см. таблицу).

Доля жителей неавтономных территорий в стратеЧисло субъектов Федерации, включаемых в выборкуНазвание точек опроса
Северная страта
19,8%21. Вологодская обл.
2. Калининградская обл.
Центральная страта
29,4%33. Брянская область
4. Калужская область
5. Рязанская область
Южная страта
50,8%46. Волгоградская обл.
7. Ростовская область
8. Ставропольский край
9. Ульяновская обл.

В каждом из включенных в выборку субъектов Федерации были отобраны методом "снежного кома" по 10 экспертов - наиболее авторитетных (по мнению самих экспертов) руководителей, ведущих журналистов, аналитиков региональных газет, телерадиокомпаний.

В каждом регионе отбирались по 3 эксперта реформаторской, по 3 - оппозиционной и по 4 - центристской ориентации. Ориентация экспертов оценивалась их коллегами и сотрудниками пресс-службы региональной администрации. В результате было сформировано экспертное поле, которое представляет весь политический спектр региональной информационной элиты.

Цель опросов

Цель проводимых опросов - выявление оценок нынешней политической ситуации в России представителями региональной информационной элиты.

Точка зрения ведущих провинциальных журналистов, их оценки возможных вариантов развития нынешней ситуации в России, доходя до аудитории провинциальных СМИ, в определенной степени формируют «климат мнений» в обществе. И как бы ни старались журналисты быть объективными, все же личные убеждения, симпатии и антипатии (словом, "субъективный фактор") так или иначе накладывают отпечаток на их материалы.

Это - с одной стороны. А c другой - экспертные опросы провинциальной журналистской элиты позволяют выявить скрытые или еще только зарождающиеся тенденции в развитии определенных общественных явлений и процессов, понять причины происшедших событий, предсказать их возможные последствия.



База данных ФОМ > Наука > Общественное мнение: методология и методика > "Медиа-элита"