fom.ru · Поиск ·      








20.11.2003, Методология

ГеоРейтинг, конструкция выборки

Содержание 1. Первый этап – отбор административных районов
  • Единицы отбора первого этапа
  • Минимальное число интервью в районе
  • Отбор районов


  • 2. Второй этап – отбор населенных пунктов
    3. Третий этап – отбор домохозяйств
    4. Отбор респондента в домохозяйстве
    5 Общие параметры выборки

    Опросы населения в 69 субъектах Российской Федерации
    Опросы проводятся в 69 субъектах РФ. Опрашивается население в возрасте от 18 лет и старше. Размер выборки в каждом субъекте РФ составляет 500 респондентов.
    Во всех 69 субъектах РФ применялись общие принципы построении выборки. Использовалась территориальная трехступенчатая стратифицированная выборка домохозяйств. Отбор домохозяйств проходил в три этапа. На первом этапе отбирались административные районы, на втором – населенные пункты, на третьем – домохозяйства.

    1. Первый этап – отбор административных районов

    Единицы отбора первого этапа
    Административные районы составляют основу административно-территориального деления РФ. Их дополняют города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения, которые во всех справочниках Госкомстата России отнесены непосредственно к субъекту РФ, а не к району, в котором они расположены.
    Выборка строится по территориальному принципу. При ее конструировании важную роль играет географическое положение населенного пункта. Поэтому перед началом первого этапа отбора все города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения были отнесены к тем районам, на территории которых они расположены. В результате были сформированы единицы отбора первого этапа, это административные районы со всеми населенными пунктами, расположенными на их территории.
    В некоторых субъектах РФ есть города, которые нельзя отнести ни к одному из районов. Они расположены на границе двух или нескольких районов (особенно много таких городов в Свердловской области). Эти города участвуют в отборе самостоятельно наряду с районами.
    Иногда город и подчиненные его администрации населенные пункты (ПАНП) занимают значительную территорию, по площади не уступающую территории районов. Границы таких территориальных образований даже обозначены на картах (они есть, например, в Мурманской области). Эти города вместе с ПАНПами также являются самостоятельными единицами отбора.

    Минимальное число интервью в районе
    Количество административных районов (и приравненных к ним единиц отбора) сильно варьируется по субъектам РФ, от 5 в Еврейской автономной области, до 60 в Алтайском крае. В тех субъектах РФ, где районов мало, все районы включаются в выборку. Там, где их много, проводится отбор. Решение о том, сколько районов войдет в выборку, принимается отдельно для каждого субъекта. В основу принятия решения заложено два принципа:

  • выборка распределяется между районами пропорционально численности населения районов;
  • размер выборки в районе не должен быть меньше некоторого заданного числа.


  • Сначала определяется минимальное число интервью, которое планируется провести в одном районе. Чем меньше это число, тем точнее будут результаты опроса, но тем выше будет его стоимость. Ведь расходы на командировку интервьюера в каждый район делятся на число интервью в этом районе, и исходя из этого определяется средняя стоимость одного интервью.
    Очевидно, что посылать интервьюера в район для проведения всего 3-4 интервью нецелесообразно. Существует специальная методика, которая позволяет рассчитать оптимальное число интервью в районе. При таком числе интервью достигается наилучшая точность результатов для заданного размера выборки.
    При проектировании выборки исследования «ГеоРейтинг» в качестве минимального числа интервью в одном районе было взято число 20 (4% от размера выборки в субъекте РФ). Хотя для некоторых районов делались исключения, размер выборки в них составил 10 или 15 интервью.

    Отбор районов
    Отбор районов в субъектах РФ проводился по следующей схеме.
    Сначала рассчитывался размер выборки, который пришелся бы на каждый район, если выборку распределить по всем районам пропорционально численности населения. Те районы, в которых проживает не менее 4% населения субъекта РФ и на которые соответственно приходится 20 или более респондентов, автоматически включаются в выборку. Небольшие районы, где проживает менее 4% населения, в выборку попадают не все, среди них проводится случайный отбор.
    Перед началом отбора районы объединяются в небольшие группы. Группы формируются так, чтобы в одну группу попадали схожие между собой районы. Далее из каждой группы отбирается один или несколько районов, которые представляют в выборке все районы своей группы. Такие группы в теории выборки называются стратами. Чем больше похожи между собой районы одной страты, тем выше точность результатов исследования.
    При формировании страт в разных субъектах РФ учитывался разный набор признаков. Прежде всего учитывалась доля городского и сельского населения в районе. (Результаты многочисленных исследований показывают, что распределение ответов респондентов на самые разные вопросы сильнее всего коррелируют именно с этим параметром). Учитывалось также географическое положение районов, их удаленность от центра. В некоторых субъектах РФ в качестве одного из стратообразующих признаков использовался национальный состав населения районов.
    В результате в страты объединялись районы, схожие между собой по перечисленным параметрам. А поскольку отбор районов проводился в каждой страте, в выборке пропорционально представлены все типы районов.
    Отбор районов в стратах проходил с вероятностью, пропорциональной численности населения районов. Именно такой способ отбора позволяет обеспечить равную вероятность попадания в выборку каждого домохозяйства. Число отбираемых в страте районов зависит от размера страты. Оно определяется из принципа – по 20 респондентов (4% выборки) на каждые 4% населения субъекта РФ.
    69 субъектов РФ, в которых проводится исследование, содержат в общей сложности 1648 районов. Из них 850 районов вошло в выборку, т.е. более половины всех районов. Кроме этого, в выборку в качестве самостоятельных единиц отбора вошло 62 города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения, а также города Москва и Санкт-Петербург.

    2. Второй этап – отбор населенных пунктов
    В каждом из районов, включенных в выборку на первом этапе, отбирались населенные пункты. Принцип их отбора в основном повторял принцип отбора районов. Было определено минимальное число интервью для одного населенного пункта – 10 интервью (хотя в некоторых населенных пунктах размер выборки был уменьшен до 5 человек). Отбор проводился с вероятностью, пропорциональной численности населения. Те населенные пункты, на которые по численности населения приходилось 10 и более респондентов, включались в выборку автоматически. Среди остальных проводился случайный отбор.
    Размер выборки в крупных городах зависел от того, какой процент от населения субъекта РФ проживает в городе, одному проценту населения соответствует выборка из 5 человек. Рассчитанный для крупного города размер выборки округлялся до 5 человек, чтобы облегчить организацию работы интервьюеров.
    Отбор городских населенных пунктов сложности не представлял, поскольку Госкомстат ежегодно публикует список всех городов РФ с численностью их населения. Сложнее обстояло дело с отбором сельских населенных пунктов, поскольку ФОМ не располагает их полным списком с указанием численности населения каждого. Поэтому отбор сельских населенных пунктов в районах, включенных в выборку на первом этапе, проводился в основном на региональном уровне. При наличии достоверной информации о численности населения сел, отбор проводился с вероятностью, пропорциональной этой численности. При отсутствии такой информации, отбор проводился с равной вероятностью.
    Часто использовался дополнительный этап отбора – отбор сельских избирательных участков. Списки избирательных участков более доступны и основаны на относительно свежих данных. Размеры избирательных участков более или менее одинаковы, поэтому их отбор можно проводить с равной вероятностью. Сельский избирательный участок состоит, как правило, из одного крупного села или из нескольких мелких. Поэтому после того, как отобраны избирательные участки, провести в них отбор населенных пунктов уже несложно.
    В крупных городах, где размер выборки составлял несколько десятков человек, также проводился дополнительный отбор избирательных участков. Это позволяет планомерно распределить выборку по территории города. На каждом избирательном участке опрашивалось по 10 респондентов.
    Общее число населенных пунктов в выборке равняется 1954. В их число входит 67 республиканских, краевых или областных центров, включая Москву и Санкт-Петербург (которые являются не только отдельными субъектами РФ, но также центрами Московской и Ленинградской областей), 609 городов, 315 поселков городского типа (пгт) и 963 сел. Отметим, что из 2709 городов и поселков городского типа, расположенных в 69 субъектах РФ, 991 вошло в выборку (т.е. более трети).

    3. Третий этап – отбор домохозяйств
    Отбор домохозяйств в населенных пунктах проводится случайным маршрутным методом. Этот метод состоит в том, что каждому интервьюеру задается маршрут, по которому он должен двигаться, чтобы отобрать домохозяйства для опроса. Обычно маршрут проходит вдоль одной улицы, которая случайно отбирается из полного списка улиц населенного пункта. В селах с одной улицей маршрут прогладывается вдоль нее.
    Домохозяйства на маршруте отбираются не подряд, а с определенным интервалом, называемым «шагом отбора». Шаг отбора задается таким образом, чтобы с одной стороны, домохозяйства, где проводится опрос, не были бы сконцентрированы в одной точке, а охватывали определенную часть территории населенного пункта, а с другой стороны, чтобы интервьюеру при движении по маршруту не пришлось бы идти более 1-1.5 км. Шаг отбора зависит от типа застройки. В городах с многоэтажной застройкой задается шаг отбора в несколько десятков домохозяйств. В городах с преобладанием частного сектора, а также в селах шаг отбора составляет 2-4 домохозяйства.
    В маршрутном задании, выдаваемом интервьюеру, указывается:

  • название улицы;
  • номер дома, с которого начинается маршрут;
  • шаг отбора домохозяйств;
  • размер выборки на маршруте (как правило, это 10 домохозяйств, но в отдельных случаях на маршруте отбирается 5 домохозяйств).


  • В городах, где размер выборки превышает 10 респондентов, задается несколько маршрутов в разных частях города. Если в городе проводился дополнительный этап отбора, отбор избирательных участков, то маршруты задаются внутри участков. В этом случае маршрут может включать не одну, а несколько улиц внутри одного избирательного участка.
    Маршрутный метод реализует стандартную процедуру случайного систематического отбора. Все действия интервьюера по отбору домохозяйств жестко регламентированы и могут контролироваться. Интервьюер лишен возможности выбирать домохозяйства по своему усмотрению, он может заходить только в домохозяйства, определенные в маршрутном задании.

    4. Отбор респондента в домохозяйстве
    В домохозяйстве отбирается один респондент для взятия интервью. Отбор респондента проводится в соответствии с заданными квотами. Применяется связная квота по полу и возрасту и отдельная квота по уровню образования. Квота по возрасту содержит три градации: а) 18 лет -24 года, б) 25 лет -54 года, в) 55 лет и старше. Квота по образованию содержит две градации: а) высшее или незаконченное высшее образование, б) среднее образование или ниже среднего.

    5 Общие параметры выборки
    Опрос проводится в 69 субъектах РФ, в которых проживает 135 млн. 471,1 тыс. человек или 93,3% всего населения РФ. В опросе участвуют люди в возрасте от 18 лет и старше. Общий размер выборки составляет 34500 респондентов, по 500 респондентов в каждом субъекте РФ.
    В выборку входит 1954 населенных пункта, в том числе 676 городов, 315 поселков городского типа и 963 села.
    Статистическая погрешность по каждому субъекту РФ не превышает 5,5%. Для суммарных результатов по всем 69 субъектам РФ статистическая погрешность не превышает 1%.

    Скачать zip-архив точек опроса проекта ГеоРейтинг [83 Kb]




    База данных ФОМ > Наука > Общественное мнение: методология и методика > ГеоРейтинг, конструкция выборки