fom.ru · Поиск ·      








08.12.1995, Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков

Предвыборные ориентации российской прессы

Фонд "Общественное мнение" совместно с Национальной службой новостей продолжил работу над проектом "Предвыборные ориентации российской прессы".

Цель исследования, как и на первом этапе, результаты которого были опубликованы в выпусках ФОМ-Инфо, – определение позиций российских газет в период с 20 ноября по 16 декабря, а также степени их включенности в предвыборный процесс.

Исследование проводилось по публикациям девяти российских ежедневных газет, занимающих в российских СМИ определенную нишу, имеющих свой статус и популярных в разных социальных пластах общества. Это – "Российская газета" (РГ), "Известия" (ИЗ), "Сегодня" (СГ), "Московский комсомолец" (МК), "Правда" (ПР), ''Коммерсант-дейли" (КД), "Труд" (Т), "Независимая газета" (НГ) и "Комсомольская правда" (КП).

Анализировались только те публикации, в которых упоминалось хотя бы одно избирательной объединение (партия, движение, блок) из одиннадцати, чаще всего попадающих в столбцы предвыборных социологических рейтингов, а именно: "Наш дом – Россия" (НДР), "Демократический выбор России – Объединенные демократы" (ДВР-ОД), "Яблоко", Коммунистическая партия РФ (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), "Конгресс рус ских общин" (КРО), "Женщины России", "Держава", Аграрная партия России (АПР), "Блок Ивана Рыбкина" (БИР), "Вперед, Россия!".

Результаты исследования будут представлены на страницах спецвыпусков бюллетеней ФОМ-Инфо. Наряду с сегодняшним, первым, планируется подготовить четыре выпуска: три – до 17 декабря, один – после выборов.

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию результаты второго этапа проекта, который проводился с 21 по 25 ноября. (Напомним, что первый этап был проведен с 26 сентября по 7 октября – за два месяца до второго этапа.)

За время, прошедшее с первого этапа, предвыборная тематика прочно заняла полосы российских газет. Лидерами в ее освещении являются "Правда", "Московский комсомолец" и "Независимая газета" (соответственно 43, 35 и 34 публикации). Единственной газетой, которая не стремилась в эти дни привлечь внимание читателей к предстоящим выборам, оказались "Известия" (две публикации).

Как и во время первого этапа, публикации о партиях редко присутствовали на первой полосе газет – другие события в стране и мире выступали в качестве главной новости дня. Только некоторые издания сопровождали текст иллюстративным материалом. Среди них особенно выделяется "Московский комсомолец". Как правило, газеты использовали собственную информацию в публикации, иногда ссылаясь на сообщения информационных российских агентств.

Первое главное отличие второго этапа от первого состоит в том, что в публикациях о партиях (движениях, блоках) стало значительно больше прогнозов об исходе выборов. Особенно часто их можно было встретить в публикациях "Московского комсомольца", "Независимой газеты" и "Коммерсантъ-дейли". Причем прогнозы строились, в основном, на результатах социологических опросов, проводимых в России. В то же время на страницах газет лидеры (члены) партий и движений предпочитали уклоняться от предсказаний итогов выборов. Даже выступающие в "Правде" представители КПРФ уходили в сторону от каких-либо прогнозов.

Второе главное отличие нынешнего этапа – это перераспределение внимания газет с одних партий и движений на другие, что видно из приведенной ниже таблицы.

Доля упоминаний о партии (блоке, движении) в издании (в % от числа публикаций в издании по теме исследования) на I и II этапах исследования:

Партии, блоки РГ ИЗ СГ МК ПР КД Т НГ КП
I II I II I II I II I II II II II II
НДР 33 24 20 13 20 9 8 13 23 15 17 40 15 12
ДВР-ОД 13 13 4 12 1 1 10 8 13 9 7 10 10 11 6
"Яблоко" 7 7 8 25 5 7 16 10 4 0 10 0 13 6
КПРФ 17 7 28 13 22 25 32 13 43 49 15 0 11 6
ЛДПР 10 13 12 12 14 10 16 10 3 3 12 20 11 18
КРО 3 9 16 13 10 9 8 12 5 7 14 10 11 11
"Женщины России" 3 4 0 12 5 6 4 7 0 2 8 10 7 12
"Держава" 10 5 8 0 4 1 4 4 2 3 3 0 6 6
АПР 3 4 4 0 9 15 4 7 11 8 4 0 5 6
ВИР 9 0 5 4 2 3 0 5 12
"Вперед, Россия!" 5 0 3 4 4 4 10 5 5

Если на первом этапе исследования все издания, за исключением "Российской газеты", прежде всего писали о КПРФ, то на втором этапе ситуация несколько изменилась: часть газет по-прежнему уделяла КПРФ больше внимания, чем остальным партиям и движениям ("Правда" и "Сегодня"), а среди газет, которые исследовались во втором этапе ("Комсомольская правда", "Известия"), хотя и не акцентировали внимание на предстоящих выборах, чаще упоминали "Яблоко", а "Московский комсомолец" писал о шести первых партиях данного списка. Такие издания, как "Российская газета", "Коммерсантъ-дейли", "Труд" и "Независимая газета", отдали приоритет НДР.

Любопытно обратить внимание на то, о какой партии газеты писали во вторую очередь.

"Российская газета" на первом этапе чаще всего – после НДР – упоминала о КПРФ, рассматривая партию как основного соперника блоку премьера, а на втором этапе переключилась на ЛДПР и ДВР-ОД. Тут же имеет смысл сказать, что один из двух "официальных" предвыборных блоков – "Блок Ивана Рыбкина" – оказался только на третьем месте (вместе с КРО).

На страницах "Сегодня" АПР вытеснила НДР со второго места. Скорее всего это произошло потому, что АПР чаще всего упоминалась этим изданием в паре с лидером – КПРФ.

"Правда" по-прежнему оставила второе место за НДР, "Труд" – за ЛДПР, а "Независимая газета" и "Комсомольская правда" поделили его между разными партиями, никого не выделив особо. Вероятнее всего у двух последних издания это связано с тем, что они часто в исследуемый период использовали в своих публикациях результаты социологических опросов, в которых упоминаются все перечисленные выше избирательные команды.

Некоторые выводы

1) За два месяца, прошедших после первого этапа исследования, не изменились представления о лидере предвыборной гонки у газет с ярко выраженной ориентацией на этого лидера, а именно – у "Правды" (КПРФ) и у "Российской газеты" (НДР).

Позиции других изданий подверглись некоторой корректировке. Так, "Сегодня", на первом этапе уделявшая почти равное внимание КПРФ и НДР, на втором этапе переключилась только на КПРФ и ее основного союзника АПР, оставив НДР среди других партий на заднем плане.

2) "Московский комсомолец" отверг саму возможность выделения какой-либо партии с помощью числа упоминаний о ней на своих страницах, отдав, правда, должное избирательным командам, которые лидируют в социологических рейтингах.

"Известия" сместили акцент с КПРФ на "Яблоко", однако при незначительном числе статей на предвыборную тему этого можно и не заметить.

Среди изданий, включенных в исследование на втором этапе, имеет смысл говорить о позициях "Коммерсантъ-дейли" и "Независимой газеты", так как эти газеты чаще двух других – "Труда" и "Комсомольской правды" - обращались к теме выборов. Лидером по числу публикаций в обоих газетах является НДР, однако ему дышат в затылок остальные пять партий по порядку из исследуемого списка.

Наиболее сбалансированной по освещению предвыборной темы представляется позиция газеты "Московский комсомолец". Если в сентябре - октябре тема предвыборных баталий занимала "Московский комсомолец" очень мало, то в конце ноября именно ей он стал отводить целую полосу с напоминанием: "До ыборов в Думу осталось ... дней". Такой организованностью текстов одной темы не может похвастаться никакая другая газета. По меньшей мере два раза за одну неделю "Московский комсомолец" предоставил слово лидерам разных партий и движений, чем выгодно отличился от других изданий, практически не спользовавших жанр интервью. Высказывания лидеров сопровождались их ортретами. Здесь же были размещены и аналитические материалы, и карикатуры.

То есть можно говорить, что "Московский комсомолец" пытается привлечь внимание своего читателя к предвыборной тематике самыми разными текстовыми и изобразительными средствами, чего не скажешь о других изданиях.

Было бы ошибкой считать, что такой подход "Московского комсомольца" связан с преобладанием в его аудитории молодежи. По данным опросов, "Московский комсомолец" популярен среди людей разных поколений и уровня образования. Такая позиций "Московского комсомольца" скорее свидетельствует о ом, что в ноябре он начал развернутую кампанию среди читателей, причем цели этой акции, видимо, не сводились к агитации за какую-либо одну команду (что видно из приведенных выше данных), а скорее носили просветительский характер.

Итак, как именно писал "Московский комсомолец" о партиях-соперниках?

При почти равном числе упоминаний о различных партиях, "Московский комсомолец" в зависимости от событий в стране и других факторов выносил на первую полосу чаще других материалы, где говорится о ЛДПР, НДР, КРО и ПРФ (соответственно 33%, 29%, 23% и 21%). При том что обычно в одной публикации "Московский комсомолец" писал о нескольких партиях сразу, из общего числа выделяются НДР и КРО, которым было посвящено значительно больше отдельных текстов (соответственно 29% и 23%). Несколько меньше публикаций полностью было отдано ДВР-ОД и КПРФ (соответственно 20% и 21%), и совсем ничего – "Яблоку" и ЛДПР.

Лидерам "Яблока" и НДР "Московский комсомолец" не предоставил права выступить на своих страницах ни прямо, ни косвенно. Зато чаще других лидеров выступали представители ДВР-ОД (20%).

Любопытно, что в аналитических публикациях ни разу не упоминалось о ДВР-ОД и "Яблоке". Первый чаще других блоков появлялся в интервью (53%), а второй – в сатирических (18%) и информационных жанрах (55%).

Аналитические публикации чаще всего посвящались КПРФ (21%), ЛДПР (17%) и НДР (14%).

Интерес представляет и то, что рядом с текстами о "Яблоке" ни разу не было фотопортрета его лидера (или члена партии), зато тексты о ДВР-ОД в 27% публикаций сопровождались фотографиями представителей этого движения. Тексты о ЛДПР, НДР и КПРФ чаще других сопровождались карикатурами (соответственно 25%, 21% и 21%).

Ниже приводится доля текстов, в которых прогнозируется преодоление партией 5%-го барьера (данные в % от числа публикаций о каждой партии):

КПРФ57
КРО46
ЛДПР33
НДР29
"Яблоко"27
"Женщины России"25
АПР25
ДВР-ОД20
"Держава"20

Прогнозы о том, какая партия завладеет большинством мандатов в Думе, "Московский комсомолец" высказывает значительно реже, чем прогнозы о том, какие партии сумеют войти в Думу. Имеются только два свидетельства такого рода: НДР не сможет создать могучий блок в Думе, а КРО – сможет.

"Московский комсомолец" является единственным из исследованных нами изданий, которое вложило в уста лидеров ДВР-ОД надежду на преодоление 5%-ого барьера.

Исходя из приведенных выше данных, можно сделать следующие выводы о позиции газеты "Московский комсомолец" в предвыборный период.

1. По числу упоминаний о различных партиях – лидерах социологических рейтингов "Московский комсомолец" занимает наиболее сбалансированную позицию среди девяти исследуемых газет.

2. "Московский комсомолец" стремится подготовить читателя к выборам, предоставив ему возможность поближе узнать разные политические команды.

3. Однако при общем демократическом подходе к баллотирующимся командам "Московский комсомолец" тем или иным способом выделяет некоторые из них, причем одним выражает явную симпатию (ДВР-ОД), других оставляет в тени ("Яблоко"), а позиции третьих подвергает тщательному и разностороннему анализу, не забывая поиронизировать в их адрес (НДР, КПРФ, ЛДПР, КРО).

Всероссийские опросы городского и сельского населения. 3 сентября 1995 года. 1481 респондент. 2 декабря 1995 года. 1519 респондентов.



База данных ФОМ > СМИ и Интернет > Политика и СМИ > Предвыборные передачи > Предвыборные ориентации российской прессы