fom.ru · Поиск ·      








17.05.2002, Климов И.

Массовый опрос населения. Основные результаты опроса



Восприятие телевидения телезрителем и телевизионщиком различны. Профессионал или эксперт, как правило, имеют более или менее определенную и структурированную систему критериев и оценок. Телезритель же оценивает ту или иную передачу или телеканал не аналитически-отвлеченно, а с позиции своего "жизненного пространства" – очень личного и уникального в своей целостности. Мы все живем в информационном поле, постоянно выбирая из него те потоки информации, которые считаем необходимыми, полезными. Но есть много другой информации, которую мы можем считать бесполезной и даже вредной для себя, – тогда мы ее просто игнорируем. Для исследователей, занимающихся изучением роли телевидения в обыденной жизни человека, одна из задач сводится к тому, чтобы определить систему индикаторов, которые, с одной стороны, достаточно хорошо агрегировали бы в себе особенности "жизненного мира" человека, а с другой стороны, имели бы значимую связь с установками человека в отношении телевидения – его отношение к передачам, к телеканалам, к организации ТВ-просмотра и т. д. Локус контроля
Судя по данным опроса, наиболее важной характеристикой, с которой оказались связаны наиболее существенные различия в параметрах телепросмотра, является "локус контроля" – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо самому себе, либо внешнему контексту, внешним обстоятельствам. По тому, как люди оценивают, в какой мере от их собственных усилий зависит изменение их благополучия ("полностью зависит от меня" / "совершенно не зависит"), были выделены две типологические группы "экстерналов" и "интерналов". "Интерналы" ("зависит только от меня") и "экстерналы" ("от меня совершенно не зависит") демонстрируют различное ТВ-поведение, а также обладают существенно различными установками относительно своей жизни и социально-демографическими характеристиками.

Отметим, что помимо четко определяемых полярных позиций существуют и промежуточные. На этом основании была выделена еще одна группа, в которой ориентация на собственные силы и ориентация на внешние условия выражены примерно в равной степени. Несмотря на то, что мы условно называем таких людей "середняками", их установки не сводятся к простому "усредненному" поведению двух полярных групп, и в дальнейшем мы рассмотрим "середняков" в качестве самостоятельного объекта анализа.

Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации, и именно поэтому мы вводим его в наш анализ на правах одного из ведущих аналитических концептов: социальные преобразования в нашей стране вызвали к жизни необходимость ресоциализации для тех наших сограждан, чье вхождение в жизнь происходило в предшествующую, существенно отличную от современности эпоху. Таким образом, локус контроля является параметром, характеризующим уровень адаптированности человека в сегодняшней жизни, взаимосвязанным с целым рядом других социальных показателей. Мы рассматриваем эту характеристику в качестве интегральной, объединяющей в себе как объективные ресурсы социально-демографического свойства (возраст человека, его место жительства, образование, доход), так и личностные ресурсы (темперамент, опыт социализации, социальное самочувствие и т.д.). Так, например, обнаруживается ряд устойчивых взаимозависимостей локуса контроля со следующими параметрами:

возраст: среди наиболее молодых людей интерналов почти в 4 раза больше, чем экстерналов (указан % от численности каждой возрастной группы)



 

Возраст

18-30 лет 31-45 лет 46-55 лет 55 и старше

Интерналы

38

27

20

7

Экстерналы

8

19

33

67



доход: наименьшие значения по локусу контроля показывают люди со средними доходами (указан % от численности каждой группы)



 

Доход

До 600 р. 600-1000 р. 1000-1400 р. 1400-2000 р. 2000 р. и выше

Интерналы

28

19

8

23

31

Экстерналы

22

37

40

39

19



субъективное представление о месте, которое человек занимает на шкале благополучия среди других людей и социальных групп (указан % от численности каждой группы)



 

Место на шкале между "благополучными" и "неблагополучными" по субъективному ощущению

низкое среднее высокое

Интерналы

18

27

45

Экстерналы

57

25

15



Рассматриваемый параметр тесно связан с представлениями людей о собственном будущем. Общая закономерность такова: те, кто уверен в себе и собственных силах, более настойчивы в достижении поставленных целей, и будущее представляется им как производная от их собственной активности (интерналы). И, наоборот, экстерналы склонны откладывать реализацию своих намерений, а будущее представляется им более неопределенным, хотя притязания на благополучие остаются достаточно высокими. Завышенные притязания при отсутствии ресурсов для их реализации – это источник внутренних конфликтов. Обнаруживается устойчивая корреляция локуса контроля и социального самочувствия человека (0, 408).

Данные показывают, что локус контроля связан как с потребностями людей относительно потребления телепередач, так и с параметрами ТВ-поведения – способами организации и режимом ТВ-просмотра.

Для людей, не уверенных в собственных силах, телевидение как источник новостей и информации играет существенно большую роль, чем для людей, которые считают, что полностью контролируют свою жизнь (64% против 54%). Теленовости для экстерналов – источник знания о той ситуации, которая от них не зависит, но которую нужно отслеживать, чтобы принять решение: жить спокойно, или начинать закупать соль, спички, доллары. Обратная картина наблюдается для задач отдыха и развлечения, которые также призвано решать телевидение: экстерналы существенно реже склонны рассматривать телевидение как способ отдохнуть и развлечься (27% – против 36% у интерналов).

Вопрос: "Телевидение решает разные задачи. Если говорить о лично Вас, что бы Вы поставили для себя на первое место?"



Разница в средней длительности просмотра для разных социально-демографических групп, выделенных по полу, возрасту, доходу, а также в зависимости от предпочтения телеканалов, в целом незначительна. Наиболее выразительное различие обнаруживается при сопоставлении типологических групп экстерналов и интерналов. Здесь следует отметить три тенденции.

I. Средняя продолжительность телепросмотра для экстерналов составляет 4,3 (±0,2) часа в будни и 5,9 (±0, 2) часа в выходные. Для интерналов соотношение иное: 5,0 (±0,2) часа в будни и 5,5 (±0,2) часа в выходные:

Средняя продолжительность телепросмотра в будни и в выходные для интерналов и экстерналов, часы



II. В будние дни существенно меньшее число интерналов смотрят телевизор утром (6 – 12 ч.) и днем (12 – 18 ч.); "пик" их ТВ-просмотра начинается примерно на час позже, в 19 часов, и их теледень тянется в среднем на полтора – два часа дольше (В выходные дни по ТВ-поведению группы практически не отличаются друг от друга - за исключением вечерних часов: в промежутке между 21 ч. и 24 ч. интерналы примерно в полтора раза активнее, т.е. те-ледень, как правило, заканчивается у них часа на два позже.).

Телепросмотр (будни) (Данные на графике приведены в % от численности каждой группы.)



III. Интерналы не склонны заранее планировать ТВ-просмотр, они включают телевизор тогда, когда для этого есть свободное от других дел время. Они более позитивно оценивают исполнение телевидением общественно важных функций, а также значительно чаще ожидают от телепросмотра возможности "расслабиться и отдохнуть", приятно провести время: 40% против 29% – у экстерналов.

Отношение к планированию телепросмотра


 

Все

Группы по уверенности в своих силах

экстерналы интерналы

Планируют заранее

47

54

35

Не планируют заранее

43

38

55



Итак, стремление ориентироваться на себя, свои силы или же на внешний контекст в существенной степени влияет на то, какие представления формируются у людей относительно функций телевидения и его роли в их собственной жизни. Можно предположить, что у разных типологических групп, выделенных по параметру локуса контроля, также различаются и система потребности относительно телепросмотра.


Структура предпочтений телевизионных жанров

Значимость параметра локус контроля подтверждается и при анализе жанровых предпочтений: структура приоритетов для каждой из групп варьируется в зависимости от стремления чаще или реже смотреть передачи определенного жанра. В приведенной ниже таблице сравнивается, какие жанры телепередач предпочитает та или иная группа – экстерналы, "середняки" и интерналы.

Жанровые предпочтения (Таблица конструировалась на основании анализа двух вопросов: "Какими жанрами телепередач Вы безусловно интересуетесь" и "Какими жанрами телепередач Вы безусловно не интересуетесь". В каж-дой клеточке приведена доля ответивших утвердительно (интересуюсь) от общей, суммарной численно-сти интересующихся и неинтересующихся - отдельно среди экстерналов, "середняков" и интерналов. То есть цифра 95% в клеточке "Старые отечественные фильмы" / "Экстерналы" означает, что из 100% экс-терналов, выбиравших "Старые отечественные фильмы", 95% интересуются ими, а 5% - не интересуются.)


 

Все

Группы по уверенности в своих силах

экстерналы "середняки" интерналы

Старые отечественные фильмы

91

95

90

88

Передачи о повседневной жизни россиян

73

80

73

65

Передачи о культуре и искусстве

59

62

58

55

Детские передачи

56

60

56

50

Телеигры, викторины, юмористические передачи

73

68

77

71

Лиричные кинофильмы, мелодрамы

60

62

63

52

Современные отечественные фильмы

85

79

87

88

Обучающие, познавательные, развивающие передачи

75

69

76

81

Передачи о спорте, спортивные соревнования

61

58

57

70

Современная музыка

54

33

59

71

Передачи о криминальных событиях, скандалах

52

49

51

59

Зарубежные фильмы

49

34

55

60

Остросюжетные фильмы – боевики, детективы, триллеры

35

22

36

51



Обратим внимание на значимую разницу показателей максимально и минимально заинтересованных в данном жанре групп респондентов.

Группа респондентов, выделенная по признаку наибольшей уверенности в своих силах (интерналы), более склонна выбирать "активные" и "экстремальные" жанры: "передачи о спорте", "передачи о криминальных событиях", "остросюжетные боевики". Вторую часть их предпочтений можно обозначить как современное развлекательное искусство. К ней относятся "современные отечественные фильмы", "зарубежные фильмы", "современная музыка". Для интерналов, таким образом, в их общении с телевидением необходим приблизительно тот же ритм телевизионной картинки, какой присущ их же повседневной жизни, но с другой стороны, им требуется переключение внимания на иные темы, проблемы, сферы жизни.

Группа респондентов, выделенная по признаку наименьшей уверенности в своих силах (экстерналы), заметно чаще предпочитает смотреть, с одной стороны, "старые отечественные фильмы", "передачи о культуре и искусстве", "детские передачи", а с другой стороны – "передачи о жизни россиян". Они ищут в телевизоре собственную идентичность и объяснительные схемы для определения жизненной ситуации, а одна из ведущих задач телеотдыха для них – снятие стресса.

Особняком стоит группа "середняков", ориентированных отчасти на собственные силы, а отчасти – на внешний контекст. В сравнении с другими респондентами, "середняки" чаще выказывают увлеченность "телеиграми, викторинами, юмористическими передачами", а также "лиричными кинофильмами, мелодрамами". По всем другим жанрам эта группа занимает промежуточное положение между экстерналами и интерналами. Можно сказать, что они ориентированы на удачу, а не на успех, и телевидение подкрепляет эту ориентацию.

Для того чтобы более четко выделить жанровые предпочтения респондентов, весь спектр наименований был проанализирован с помощью факторного анализа (метод главных компонент). Суть этого подхода заключается в том, чтобы выделить наиболее устойчивые сочетания жанровых приоритетов, которые к тому же были бы четко отграничены друг от друга. То есть если респондент выбирает жанр "передачи о криминальных событиях", то мы с высокой степенью уверенности предполагаем, что он также выберет "остросюжетные фильмы", "современную музыку" и т. д., и невелика вероятность, что он назовет привлекательными для себя "старые отечественные фильмы".

Итак, первый фактор можно определить как "развивающе-познавательный". В него входят:
  • обучающие, познавательные, развивающие передачи;
  • классическая музыка;
  • передачи о культуре и искусстве;
  • детские передачи.
Второй фактор можно охарактеризовать как "экстремально-развлекательный". В него вошли:
  • передачи о криминальных событиях, скандалах;
  • остросюжетные фильмы – боевики, детективы, триллеры;
  • современная музыка;
  • передачи о спорте, спортивные соревнования;
  • зарубежные фильмы.
Третий фактор условно можно назвать "житейским", в котором, тем не менее, также присутствует развлекательная компонента. Его образовали:
  • телеигры, викторины, юмористические передачи
  • лиричные кинофильмы, мелодрамы
  • ток-шоу на житейские темы
  • передачи о повседневной жизни россиян
  • передачи о товарах, услугах, полезные советы
Четвертый фактор – "фильмы". Эта группа предпочтений наиболее однородна, поскольку объединяет в себе:
  • старые отечественные фильмы;
  • серьезные кинофильмы, киноклассику;
  • современные отечественные фильмы.
Последняя группа приоритетов, пятый фактор"информационно-аналитический". Это:
  • новостные программы, информация о последних событиях;
  • дискуссии на общественно-политические темы.
Предпочтение тех или иных жанров связано с представлениями о функциях, которые, с точки зрения респондентов, призвано выполнять телевидение в обществе. Одновременное изучение этих двух параметров восприятия телевидения позволило нам сопоставить, как соотносится реальный ТВ-просмотр, предпочтение тех или иных передач с ожиданиями и запросами людей.

Функции телевидения в системе потребностей россиян

Респондентам предложили рассортировать перечень некоторых функций телевидения, которые оно призвано выполнять в обществе, по критерию: "Сегодняшнее телевидение помогает или не помогает ...", и далее были перечислены функции, связанные с системой потребностей людей. Как уже говорилось, интерналы в целом более положительно оценивают роль современного телевидения в обществе. Но помимо простых распределений, был проведен факторный анализ, задачей которого было выявление независимых, непересекающихся комплексов потребностей россиян применительно к телепросмотру. Если говорить точнее, то эти потребности – суть предписываемые задачи, вменяемые людьми телевидению. В результате образовались четыре фактора, четыре группы установок.

Первый фактор
(самый сильный, объясняющий наибольшее количество ответов) можно назвать "необходимость понимания макро-контекста". В эту группу вошли следующие номинации:
  • понимать законы страны и то, как их применять;
  • понимать актуальные проблемы страны и общества;
  • ориентироваться в текущих событиях в нашей стране;
  • понимать действия политиков и государственных деятелей.
Второй фактор объединяет номинации, характеризующие потребность людей в "выстраивании личных жизненных стратегий":
  • понимать, как жить, как строить свою жизнь;
  • представлять перспективы страны на будущее;
  • понимать себя, понимать других людей;
  • узнавать о людях, с которых можно брать пример.
Третий фактор соотносится с "необходимостью в релаксации и отдыхе". В него вошли следующие "досуговые" задачи:
  • расслабиться, отдохнуть, приятно провести время;
  • забыть о повседневности, тревогах и проблемах;
  • расширять кругозор, развивать свой ум.
Четвертый фактор объединяет в себе номинации, характеризующие "необходимость в соотнесении себя с другими людьми":
  • понимать, как живут люди в других регионах страны;
  • понимать жизнь людей в других странах;
  • понимать себя, понимать других людей.
Для обобщения сказанного в этом разделе, да и в целом в этой главе, мы предлагаем типологию телевизионных предпочтений, телевизионных потребностей респондентов.

Гипотеза о характере связи локуса контроля и функций ТВ-просмотра. Типология предпочтений / потребностей В основание типологии положены два параметра. Во-первых, это локус контроля – стремление человека в своей деятельности ориентироваться на собственные силы или же на внешние условия (по этому признаку совокупность опрошенных была классифицирована на интерналов, "середняков" и экстерналов). Во-вторых, это базовые функции телевидения в обыденной жизни людей – досуговое времяпрепровождение, отдых и развлечение, а также распространение, предоставление информации.

На пересечении этих двух оснований возникают типы потребностей людей, варьирующиеся в зависимости от личных склонностей человека и от типа ТВ-функции.

I.
Интерналы. Судя по данным исследования, для уверенных в себе людей функция информирования существенно чаще оборачивается потребностью в личностном развитии. Эти люди чаще говорят о желании расширить свой кругозор, развивать ум, узнавать, как живут люди в других странах; их интересуют обучающие, познавательные передачи. Это – желание не отстать от темпа жизни и одновременно отдохнуть от этой гонки, переключиться на иные темы, пусть непосредственно не связанные с их жизнью и проблемами, но способными занять их ум и внимание.

Вторая потребность – отдых и развлечение. Они чаще всего говорят о своем желании смотреть спортивные программы, слушать современную музыку, смотреть остросюжетные фильмы – как зарубежные, так и современные отечественные.

II.
"Середняки". Напомним, что этот тип респондентов занимает промежуточную позицию по параметру "локус контроля". Функция информирования применительно к этой типологической группе воплощена в потребности понимать житейские практики, понимать контекст, непосредственно связанный с их жизнью и виляющий на нее. Эти люди ориентированы на то, чтобы понимать себя и других людей, представлять себе будущее и понимать, как строить свою жизнь.

С другой стороны, им необходимы переживания, которые помогали бы компенсировать возникающую в их жизни эмоциональную депривацию. Недаром эти люди чаще говорят о своем интересе к лиричным кинофильмам, сериалам.

Не менее показателен их интерес к телеиграм, викторинам, им интересны передачи о повседневной жизни россиян, а также передачи о товарах, услугах, полезные советы. То есть от телевизора они ожидают, с одной стороны, того, что помогало бы им ориентироваться в жизни и компенсировало их недостаточную самостоятельность, недостаток социальных ресурсов, а с другой стороны, снимало бы эмоциональный стресс от постоянной необходимости адаптироваться к жизни.

III.
Экстерналы. Эти люди в современную эпоху оказались перед сложной проблемой ресоциализации – необходимости вписаться в изменившуюся социальную и культурную ситуацию при острой нехватке адаптационных ресурсов. Для них актуальна потребность ориентироваться в текущих событиях, понимать актуальные проблемы страны, понимать действия политиков. То есть от телевидения они чаще всего ожидают прояснения макро-контекста жизни, хотя кроме этого они ищут в ТВ-вещании того, что соотносилось бы и с их жизнью (существенно чаще, чем респонденты из других групп, они говорили о потребности в передачах о повседневной жизни россиян).

Расслабиться и отдохнуть им позволяют в первую очередь старые отечественные фильмы советского времени, передачи о культуре и искусстве. Им интересны детские передачи. Это указывает на актуализированную потребность в эскапизме – смягчении ситуации кризиса и бессилия, тревожности и неопределенности, неуверенности в своих силах.

Предложенная типология представляет собой идеально-типическую конструкцию. Поэтому стоит проверить, насколько метод годится для этой задачи и дает ли он устойчивый результат. Вместе с тем, полученные в ходе исследования данные вполне позволяют обосновать эту типологию в качестве гипотезы о характере связи двух параметров – локуса контроля и обыденных функций ТВ-просмотра.

Таким образом, исследование позволило вычленить основные функции телевидения, как их представляют себе россияне, и определить дифференциацию аудиторий по этим основным функциям. Таких функций четыре. В порядке убывания значимости это потребность в понимании макро-контекста; выстраивание жизненных стратегий, релаксация и отдых; соотнесение себя с другими людьми. Эти функции могут реализовываться в самых разных тележанрах.

Слаборесурсные группы (неадаптированные, менее образованные, живущие в малых городах или селах), которые проявляют себя как экстерналы, т. е. люди, рассчитывающие на других или на счастливый случай, ждут, в первую очередь, что телевидение поможет им прояснить макро-контекст жизни. Во вторую очередь – это потребность определить положение таких, как они, людеq, а значит, и свое собственное в этом макро-контексте. Иными словами, им нужны объяснительные схемы (как устроена жизнь) и идентичность. Невозможность удовлетворить эти потребности приводит к эскапизму – уходу, опять же с помощью телевидения, от тревожной и непонятной действительности.

"Середняки" – промежуточная между экстерналами и интерналами группа, хотели бы с помощью телевидения осваивать конкретные житейские практики, т. е. получить ответ на вопросы: как добиться успеха в новой жизни, как научиться понимать других людей, что можно планировать на будущее, и вообще, как строить жизнь. Именно этот тип телезрителей ориентирован на жанр телешоу – в этом проявляется их установка на удачу, а не на успех.

Успех – это цель интерналов, высокоресурсных групп (более молодых, образованных, живущих в крупных городах), для которых значимыми оказались две функции телевидения: первая – личностное развитие, вторая – релаксация.



База данных ФОМ > СМИ и Интернет > Телевидение > Массовый опрос населения. Основные результаты опроса