|
Роли телевизионщика и телезрителя – различны. Если первый стремится в явном или неявном соперничестве с коллегами отвоевать себе (своему телеканалу, программе, передаче) место в информационном поле, то второй воспринимает это поле целиком, и его восприятие, может быть, менее профессионально, но более целостно в своей 'жизненной связности'. Ведь телезритель оценивает не столько ту или иную программу или телеканал, сколько роль телевидения в своем 'жизненном пространстве' – очень личном и уникальном. Для зрителя существует некоторый 'предел насыщенности' информационного (в самом широком смысле этого слова) поля, и если человек говорит о недостатке, например, познавательных передач (равно как фильмов, новостей и т.д.), бессмысленно указывать на реально существующее их разнообразие. Это означает, что передачи того или иного рода не проникают в жизненное пространство, – из-за того, что не совпадает временной распорядок дня или недели, или же из-за того что восприятие человека 'заякорено' на других, более сильных доминантах – скандалы, катастрофы, криминал.
Объявление тендера на частоту вещания телеканала ТВ-6 предоставило хороший повод для разговора с нашими соотечественниками о сегодняшнем состоянии российского телевидения. Мы можем предполагать, что, с одной стороны, у людей уже вполне сформировались представления о достоинствах и недостатках телевещания, с другой стороны – присутствует ожидание, что на 'шестой кнопке' появится что-то новое, более отвечающее вкусам и интересам зрителей. В рассуждениях на тему, каким бы мог быть новый телеканал, мы можем прочесть пожелания россиян, может быть, не столько к потенциальным руководителям ТВ-6, сколько к телевидению в целом.
Первое, что обращает на себя внимание в данных опроса, – это безусловное лидерство телеканала ОРТ по уровню зрительских симпатий (37%). РТР и НТВ заметно проигрывают лидеру: 18% и 14% – соответственно; о симпатиях к ТВ-6 заявили только 4% участников опроса. С чем связан такой отрыв – вопрос отдельного исследования. Некоторые ранее полученные данные ( См.: Общероссийские телеканалы // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 37 )(http://www.fom.ru/survey/dominant/290/721/2360.html).
позволяют сформулировать гипотезу, согласно которой значительную роль здесь играет скорее привычка к первому телеканалу, нежели предпочтение, отдаваемое зрителями его работе и профессиональной концепции. Кроме того, если изучать материалы последнего опроса, можно обнаружить, что среди приверженцев ОРТ соотношение тех, кто видит больше достоинств у современного российского телевидения, и тех, кто видит больше недостатков, практически не отличается от пропорций среди приверженцев других общероссийских телеканалов 9Исключение в этом отношении составляют сторонники ТВ-6.).
Вопрос: 'У отечественного телевидения есть как достоинства, так и недостатки. Как Вы полагаете, в целом у нашего телевидения сегодня больше достоинств или недостатков?'
|
Все |
Вопрос: 'Какой из телеканалов вам нравится больше всего?' |
ОРТ |
РТР |
НТВ |
ТВ-6 |
Достоинств |
45 |
49 |
46 |
43 |
61 |
Недостатков |
34 |
31 |
38 |
36 |
36 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
20 |
15 |
21 |
3 |
|
Участникам массового опроса предложили в свободной форме высказаться о достоинствах и недостатках сегодняшнего телевидения; эту же тему обсуждали участники фокус-групп и региональные эксперты. Структуру ответов не стоит воспринимать как безусловный рейтинг 'плохих' и 'хороших' черт, корректнее рассматривать ее как систему категорий, в принципе используемых при вынесении оценки.
К несомненным достоинствам сегодняшнего телевидения россияне относят:
- разнообразие, возможность выбора ('есть выбор, т.к. очень разнообразные программы', 'можно найти передачи для любого возраста и интереса' 'мультиканальность, разнообразие передач, качество программ выше – сказывается опыт многогодичный');
- правдивость и объективность в подаче информационных и новостных материалов ('больше говорят о том, о чем раньше умалчивалось', 'все рассказывают по правде, все новости говорят');
- возможность проведения досуга, многообразие развлекательных и познавательных передач, фильмов и т. п. ('много научно-познавательных программ интересных как детям, так и взрослым', 'много юмористических передач, концертов, фильмов', 'стало много интересных передач, игр, шоу');
- оперативность в подаче новостей, профессионализм при подготовке информационных выпусков ('оперативность поступления информации, она стала более точной, большой выбор', 'оперативность, в некоторых программах высокое качество журналистов, терпимость к разным мнениям').
Для региональных экспертов важной оказывается не столько оперативность и достоверность информации, сколько аналитичность и самостоятельность суждений, стремление разобраться в событиях, тенденциях, услышать и показать разные точки зрения:
- 'Интересные новостные программы, которые с удовольствием смотришь, особенно когда там присутствует не только официальная точка зрения, но и стремление как-то разобраться во всем, не боясь критики начальства. Интересны авторские программы, поиск каких-то интересных тем – не обязательно московских, но и региональных. Но это стремление – в идеале, не всегда оно получается так как есть, но, по крайней мере, тенденции прослеживаются. Того же Познера, Евгения Ревенко, если говорить про РТР. Не официоз в новостях, а какое-то человеческое восприятие и показ глазами человека через корреспондента, через каких-то других людей'
(эксперт, Барнаул).
- 'Абсолютной объективности быть не может. Мы знаем это даже не потому, что кто-то кем-то руководит, просто человек устроен не так, как прибор или телекамера. Важно, чтобы это понималось, чтобы было желание показывать разные точки зрения, сопоставлять их, разные интересы и представления о происходящем во всей стране. Чтобы не замыкалось все на традиционной горстке политиков и интеллектуалов'
(эксперт, Ставрополь).
Среди недостатков главными участники опросов называли перенасыщенность телеэфира рекламой, а также обилие 'чернухи' – убийств, криминальных сводок, жестокости и 'разврата'. В качестве отдельной и очень важной темы респонденты называли недостаток отечественных фильмов и 'засилье' американского кино, в отношении которого сформировалось представление, что 'специально закупают плохое, потому что оно дешевое' (из ответов на открытый вопрос).
- 'Я все ждал, что иссякнет этот запал – покупать дешевые американские фильмы, сериалы. Думал, иссякнет и само собой перестанет. То есть я думал, что быстро насытится наш российский рынок, я думал, что сами по себе начнут появляться спонсоры или меценаты, которые начнут какие-то новые программы делать. Но самое смешное то, что пошлая фантазия не иссякает, как наших этих шоу, и все равно покупают глупые сериалы и дерьмовые фильмы'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
'Как развлекательный ящик он отнимает время, позволяет убить время. Свою функцию он выполняет. Но после остается чувство досады и раздражение' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Региональные эксперты и некоторые участники фокус-групп важной тенденцией в работе сегодняшнего телевидения называли однообразие новостных выпусков и аналитических комментариев, и связывали они это с изменением политической ситуации в стране, с изменением принципов взаимоотношений власти (не только федеральной, но и региональной) и средств массовой информации. Об этом же говорили 5 – 6% участников массового опроса, но именно для региональных экспертов эта тема оказалась наиболее болезненной.
- 'Новости раньше можно было посмотреть на НТВ, что-то новое. А сейчас восхвалили одного человека. Как раньше песни пели: 'Дорогой товарищ Сталин!', а сейчас будем петь: 'Дорогой товарищ Путин!'. Ничего нет сейчас, все давят. Сейчас можно не переключать с канала на канал новостные передачи. Единственное, что они могут сделать – это новостные блоки поменять местами, а так – одно и то же'
(ДФГ, Воронеж).
- '
Лариса: Государство все больше берет под контроль СМИ.
Борис: Да. Особенно на периферии – там зажимают здорово средства массовой информации. Они все находятся под колпаком, по идее.
Лариса: История с НТВ сначала, потом с ТВ-6 – их же выгоняют.
Наталья: С РТР последовательно, с ТВЦ. То есть последовательно эта волна переходит с канала на канал' (ДФГ, Воронеж).
- 'Что касается явных недостатков, то это ангажированность и заказанность некоторых местных частных каналов – таких как 'Волга', ТНТ. Политическая ангажированность надоела, она раздражает. Все, что касается каких-то общественных движений и происходящих событий, то я предпочитаю как газетчик брать информацию из печатных изданий. Та тенденция, которую мы видим на общероссийских каналах – однообразие новостей, – все то же происходит и в регионах'
(эксперт, Нижний Новгород).
- 'Было несколько информационно-аналитических программ на РТР, на НТВ, но сейчас меня они не устраивают по качеству. Практически телевидение обсуждает все те темы, которые, как бы, на слуху. Но не удовлетворяет то, как они излагают. Парадокс: вот РТР и ТВ-6 – особенно фундаментальная разница во взгляде, но если не обращать внимания на какие-то личностные качества и личностные переживания команды Киселева, то особой разницы вот я, например, не замечаю в трактовке событий и, скажем, в глубине анализа. Мне кажется, что исчезает желание у журналистов быть самостоятельными. Наверное, это связано с потерей чувства защищенности в своей профессиональной деятельности. Если не политически, то экономически тебя задавят. А владельцы телеканалов заинтересованы не в информировании общества, а в использовании телевидения в своих целях. Этим многое определяется в нашей работе и в профессиональной этике, к сожалению'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Разговор о содержании нового телеканала определялся двумя базовыми факторами. Во-первых, это рефлексия относительно общих недостатков российского телевидения, на основании чего респондентами формулировались 'пожелания о недостающем'. Во-вторых, это размышления о перипетиях с 'шестой кнопкой' и соображения о возможном будущем этого канала.
Структура тематических и содержательных пожеланий приблизительно следующая.
1. Больше отечественных фильмов, а если зарубежных, то хороших.
- 'Больше российских фильмов – старых и новых'
(открытый вопрос).
- 'Экран заполонили фильмы не самого высокого качества производства США. По мне – так лучше покупать их меньше и дороже, но лучше. Не верю, что на Западе нет хороших и умных, даже не умных – просто психически нормальных фильмов'
(ДФГ, Воронеж).
2. Больше познавательных передач в духе канала 'Дискавери', развивающих культурных и интеллектуальных телепроектов.
- 'О нашей науки достижениях. Ну, такие вещи, которые просто бы возбуждали интерес к нашему прошлому'
(ДФГ, Москва).
- 'У нас очень много писателей, я их считаю в своем деле монстрами, но они пишут в основном художественную литературу – как Семенова, Бушков, Григорьева. Они все современные люди, вот предложить им создать совместную передачу'
(ДФГ, Воронеж).
3. Больше качественных детских передач - несмотря на их коммерческую невыгодность (представление об этом содержится не только в интервью экспертов, но и в высказываниях некоторых участников фокус-групп).
- 'Специализированный детский канал, и чтобы классика там со всего мира была и самые-самые лучшие передачи, самые- самые лучшие'
(ДФГ, Москва).
- 'Исчезли 'Спокойной ночи, малыши'. Конечно, в прайм-тайм низкорейтинговую программу не хочется ставить, но это симптом общего положения с детскими программами. 'Телепузики' – это глупость. Хорошо, что 'Ералаш' еще держится, но он погоды не делает. А итог-то печальный: на нашем телевидении детского нет, дети – уж никуда не деться от телевизора в семье – смотрят лабуду для взрослых, а это не их мир '
(эксперт, Новосибирск).
4. Изменить стилистику развлекающих программ, игр, викторин, шоу.
- 'Понятие о человеке, о личности... чтобы не было таких унизительных раздражающих трактовок о человеке, что это вообще, ну, извините, сейчас как будто хуже животного: задави последнего, выкинь слабого товарища, возьми деньги'
(ДФГ, Москва).
- 'Засилье этих игр типа 'Алчность', 'Сто к одному' – то есть денежные игры, в результате которых люди получают какой-то корыстный интерес. Короче, у них корыстный интерес к этому'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'А вы обратили внимание, как изменилась программа 'Что? Где? Когда?'. Пока ставка была – книги, игра носила определенный оттенок, как только легли на стол деньги, даже изменились лица играющих. Если не будет приза в 3 миллиона, тогда будут цели другие у людей. Эта ставка – большие деньги, и соревнования какие-то становятся гнусные
' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- Программы, ориентированные на общественные проблемы. Кроме того, на общероссийском телевидении должны присутствовать региональная тематика, региональные проблемы, чтобы формировалось 'единое содержательное пространство' – по выражению одного из опрошенных экспертов.
- ''Забытый полк' – это сильная передача, сильные ведущие, и я считаю, что это, возможно, одна или вообще, может быть, единственная на телевидении
<передача>, которая призывает к милосердию, пробуждает, что ли, лучшие чувства. Этих передач нет сейчас на телевидении, это очень плохо' (ДФГ, Москва).
- 'Нужны такие передачи, которые были в помощь людям, которые живут на земле или думают, что бы можно сделать для России, как решать разные проблемы, – как в собственной жизни, так и в обществе
' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Не хватает России, нынешней России. Россия – это не только Москва. 'Провинциальные истории' – чудесная передача, сама музыка располагала к какому-то созерцанию и восприятию чего-то родного. Нужно показать Россию не только с супермаркетом и не с курсом доллара, а с тем, что вымирает деревня, под нож идет крупный рогатый скот. Может, молодежи это неинтересно, что закрывается предприятие, на котором держался тот маленький городок. Может, стоит поговорить о сельских школах, которые заколочены, и дети вынуждены идти за десятки километров, чтобы получить элементарное образование
' (ДФГ, Воронеж).
- 'Страна большая, а сведений неполитических практически нет. Что происходит на Дальнем Востоке, кроме того, что там отключили тепло? Сейчас регионы очень сильно развиваются, у всех проблемы, у всех – много нового. Но мы замкнуты только на себя, редко – на проблемы соседей. А по телевизору – пробки на улицах Москвы, кого-то убили, кто-то выступил с заявлением. Конечно, из этого что-то важно, но экспансия московских проблем, Садового кольца в информационном поле не дает сложиться единому содержательному пространству в стране у нас и в отдельных регионах'
(эксперт, Екатеринбург).
Что касается темы 'судьба ТВ-6', которая подробно обсуждалась региональными экспертами и некоторыми участниками фокус-групп, то здесь пересекаются три самостоятельные линии рассуждений. Во-первых, это 'политическая тема' – конфликт с властью. Во-вторых, это предположение, а иногда и убежденность, что будущее 'шестой кнопки' уже определено, и что планируемый конкурс окажется не более чем видимостью. И в-третьих, в свете отмечаемого респондентами роста похожести общероссийских телеканалов, роста однообразия новостных и аналитических программ, участники опросов высказывались за появление еще одного общественно-политического канала, на котором работали бы журналисты, способные к самостоятельному анализу ситуации в стране и неординарному освещению событий.
- 'Когда пришли НТВ-шники на него, первое время после их скандала мне их не хотелось смотреть, у них было очень нервное настроение – у всей команды. Но потом они все успокоились, и опять стало очень интересно. Как они на НТВ работали, так и здесь, – примерно в том же плане. 'Шестая кнопка' действительно стала интересней, и думаю, что нужно в этом же роде дальше'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Здесь все решают деньги; и суть политики, и всего остального. НТВ закрыли – то же сейчас с ТВ-6. Это не конкретно с журналистами воюют, а делят деньги, вот и все. И сейчас от нас ничего не зависит, что мы думаем по этому поводу, – как они решат, так и будет. Если уже не решили... В начале перестройки был замечательный анекдот, когда эта гласность началась, говорят: как у вас там ситуация? Как у собаки: цепь удлинили, а миску отодвинули, а лаять можешь, сколько хочешь. А сейчас начинают мисочку пододвигать, цепь укорачивать – ничего это не решает'
(ДФГ, Москва).
- 'Для меня главное пожелание – независимость по отношению к государственной политике. Должен быть сильный канал, а сила – это поиск постоянно новых каких-то программ, проектов и их быстрая смена. А для этого должна быть творческая и профессиональная свобода и, конечно, профессионализм. Если ничего не изобретается, то в этом смысле они становятся просто скучными'
(эксперт, Красноярск).
- 'Проблема в том, что телеканалы сегодня становятся на одно лицо. Если Вы включите там первый, второй, НТВ – они очень все похожи, у них передачи все похожие по своей постановке, подходу к темам, новости там один в один. Вы посмотрите – новости идут один в один. Даже просто набор сюжетов и текстовка, как комментируется, подается – они очень сильно похожи. Поэтому пожелание к новому каналу у меня может быть только одно: быть другим, занимаясь теми же общественными и политическими проблемами'
(эксперт, Нижний Новгород).
- 'Я так думаю, выбирать будут несколько людей, для которых, скажем так, будут играть несколько аргументов: первое: позиция президента и его администрации; второе: количество денег, стимулирующих то или иное решение и третье: жадность господ типа Лесина. А все остальное, как бы, оно мало кого интересует и мало на что влияет'
(эксперт, Нижний Новгород).
- 'Я бы хотел видеть новый телеканал в старом его виде, потому что он был негосударственный, насколько это было возможно. А уж потом он бы мог и совершенствоваться. Но он должен изначально выйти из того, что это независимый канал. Ну а в свете высказываний сегодняшних президента, когда на Госсовет он собирает и говорит, что хотелось бы иметь спортивный канал, то я так и понимаю, что именно это и будет спортивный канал или что-то в этом роде. Ну я не против, пусть будет спортивный канал, но не за счет ТВ-6'
(эксперт, Барнаул).
Материал подготовлен автором в рамках проекта Фонда 'Общественное мнение': 'Национальные СМИ в контексте развития гражданских свобод в России: локальные события в свете общероссийских тенденций'. Работа выполнена при поддержке Фонда Дж. и К. Макартуров, грант № 01-68444-000.
|