На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
20.10.2005 Газеты как источник информации Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0542/domt0542_2 Хотя печатные СМИ, как известно, заметно уступают по популярности электронным, среди россиян не так уж много людей, совершенно не читающих газет. По данным опроса, лишь четверть наших сограждан (25%) вообще не заглядывали в них в течение последнего месяца. Вместе с тем, за это время 31% россиян читали те или иные местные газеты, 26% – "Аргументы и факты", 22% – "Комсомольскую правду". Далее – с большим отрывом – в читательском рейтинге идут СПИД-Инфо (10%) и "Московский комсомолец" (9%). Примерно треть опрошенных (32%) выписывают какую-либо газету в настоящее время, почти половина (49%) выписывали прежде, и 17% никогда не оформляли для себя газетной подписки. Интересно, что сегодня подписчиками чаще других являются респонденты старше 55 лет, с доходами до 1500 рублей на человека, а также жители сел (соответственно 40, 38 и 46% от числа каждой из групп) – представители далеко не самых ресурсных слоев населения. Стоит отметить также, что доля подписчиков газет среди граждан с высшим образованием – такая же, как и среди респондентов в целом. Более трети россиян (36%) определенно говорят о своем нежелании выписывать какую-либо газету; чаще других так отвечали жители мегаполисов и крупных городов (62 и 50%), а также респонденты с доходами более 3000 рублей на человека в семье (46%). Однако это не означает, что пресса их совсем не интересует: 61% из этой группы читали в последний месяц те или иные газеты. Не выписывают, но хотели бы выписать какую-либо газету 25% опрошенных. Неудивительно, что их доля заметно выше среди тех, кто прежде получал газеты, но в настоящий момент по каким-либо причинам отказался от подписки (43%), чем среди тех, кто никогда не выписывал газет (22%). Как уверяют 39% россиян, сегодня нет таких газет, которые полностью или почти полностью удовлетворяли бы их потребность в информации; 27% ответили, что такая газета есть. Чаще других при этом назывались местные газеты (13%), а также "Аргументы и факты" (11%). На открытый вопрос о том, какой должна быть газета, которую они сочли бы нужной для себя – о чем она в первую очередь должна рассказывать, какие темы освещать, – россияне отвечали очень активно и обозначили очень большой круг проблем. Газета, утверждают они, должна вести детальный рассказ о жизни страны и отдельных регионов ("должна быть Россия от Чукотки до Калининграда на страницах газет"; "состояние страны на данный момент, а не только Москва" – 15% опрошенных), о повседневной жизни людей ("более точно – повседневные проблемы"; "злободневные проблемы, о которых все говорят, чтобы было понятно" – 10%). Кроме того, необходимо писать об актуальных социальных проблемах (образование, молодежь, безработица, ЖКХ, социальные реформы и т.д.) – 15%, а также на экономические темы (производство и сельское хозяйство, ситуация в промышленности, в сфере бизнеса и предпринимательства, в финансовой сфере) – 11%. Еще 18% участников опроса говорили не о тематике, а о качестве подачи информации – газета, отмечали они, должна быть объективной, честной, разносторонней и, конечно же, понятной: "она должна быть честной и объективной, а о чем писать – не имеет значения"; "вопрос не в теме, а в качестве представления"; "всесторонняя, с различными точками зрения"; "и позитивное, и негативное должны освещать"; "показывать просто жизнь, не гнаться за сенсациями". Иван Климов Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 октября 2005 года. 1500 респондентов.
|
|