На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
02.02.2006 Юмор на телевидении Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0605/domt0605_5 Телевизионный юмор востребован российскими зрителями и в целом отвечает их вкусам. Большинство граждан более или менее регулярно смотрят юмористические программы: 18% делают это, по их словам, постоянно (чаще всего к постоянной аудитории таких передач принадлежат респонденты, не получившие среднего образования, – 28%), 40% – часто. Лишь 6% опрошенных заявили, что они никогда не смотрят юмористические телепередачи (34% – смотрят их редко). По мнению большинства россиян, юмора на российском телевидении сегодня достаточно или более чем достаточно: 42% опрошенных считают, что его "столько, сколько нужно", 41% – что его слишком много (это мнение чаще других высказывали люди с высшим образованием – 61%) Лишь 6% заявили, что юмористических телепередач слишком мало. Что касается качества телевизионного юмора, то оно устраивает 58% респондентов. Наиболее высокий уровень удовлетворенности – среди молодежи (68%), малообразованных (65%), малообеспеченных граждан (64%) и среди жителей сел (64%), реже других удовлетворенность выражают люди с высшим образованием (43%), они же чаще остальных заявляли о своем неприятии качества юмористических телепередач (50% против 30% в среднем по выборке). Примерно каждый десятый респондент (12%) затруднился дать им оценку. Участники опроса, негативно оценившие качество телевизионных шуток, чаще всего отмечали их пошлость, непристойность ("полная пошлость, кроме человеческих органов в нашем юморе ничего больше нет"; "...ненормативная лексика, потеря культуры речи и страны") – 10%, а также чрезвычайную примитивность ("юмор примитивный, дегенеративный"; "для дебилов"; "плоские шутки"; "неинтеллектуальный юмор") – 7%. У многих вызывает раздражение засилье одних и тех же лиц и надоевших номеров, прямые повторы старых записей ("везде одни и те же лица, с одними и теми же номерами, не вижу новых лиц"; "...надоели одни и те же рожи, от них тошнит" – 7%), однотипное содержание телевизионных шуток ("приевшиеся шутки, ничего нового"; "банальные шутки"; "избитые шутки..." – 3%). Сравнивая современные юмористические программы с телеюмором советского периода и с передачами середины 90-х годов, люди чаще отдавали предпочтение сегодняшним программам (35%). В два раза меньше (16%) – тех, кто сделал выбор в пользу советского юмора (чаще других это пожилые люди – 29%). Что касается юмористических передач переломных 90-х годов, то им отдали предпочтение 8% респондентов; чаще это делали респонденты с высшим образованием (17%). Значительная доля опрошенных (42%) затруднились сделать выбор. Обосновывая в ответах на соответствующий открытый вопрос свою приверженность советским юмористическим передачам, респонденты прежде всего (11% ответов) говорили об их более высоком качестве, которое проявлялось как в соблюдении определенных культурных и литературных норм ("юмор был корректный, в нашей жизни не было блатного жаргона", "шутки были интеллигентными"; "был настоящий юмор"; "в них был скрытый юмор, более изысканный"), так и в выборе объектов для высмеивания и самой его манере ("там был серьезный разговор, зерно, тема о добре"; "было поострее и повкуснее, не в бровь, а в глаз"). Похожий набор аргументов выдвигали респонденты, отдающие предпочтение телевизионному юмору 90-х годов ("более острый юмор, значимый был, социальные проблемы вскрывались"; "менее плоские шутки"). Поклонники сегодняшних юмористических программ, аргументируя свой выбор, прежде всего говорили об их злободневности ("нынешние передачи как-то ближе, роднее" – 8%) и более свободном, неподцензурном характере ("более высокий уровень, больше стали смеяться над собой, политикой, безнаказанно все проходит" – 6%). Наиболее востребованной юмористической передачей сегодня, судя по ответам респондентов, является "Кривое зеркало" (47%); чаще других ее называли люди, не имеющие среднего образования (56%). Высокой популярностью пользуются "Аншлаг" (40%), КВН (37%), "Ералаш" (35%) и "Городок" (34%). В целом почти все передачи из предложенного списка – респонденты могли давать несколько ответов – получили достаточно высокий (10% и выше) уровень признания. Значительно реже участники опроса отмечали передачи, которые им не нравятся. Относительно большое число отрицательных откликов получили передачи "Аншлаг" (15%), "Смехопанорама Евгения Петросяна" (14%), "Кривое зеркало" (12%) и "Городок" (10%), однако общий баланс положительных и отрицательных суждений сложился, бесспорно, в пользу этих программ. Наиболее популярным артистом юмористического жанра, судя по данным опроса, является Е. Петросян – 35% респондентов, отвечая на открытый вопрос, назвали его в числе артистов, которые им особенно нравятся. Е. Петросян лидирует и в списке тех юмористов, которые респондентам не нравятся (12%). Популярность остальных активных фигурантов современной юмористической эстрады значительно ниже: Е. Степаненко отнесли к числу любимых артистов 15% опрошенных, М. Задорнова и М. Галкина – по 12%, Ю. Гальцева, Е. Воробей и "новых русских бабок" – по 10%. Ирина Шмерлина Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2 февраля 2006 года. 1500 респондентов.
|
|