fom.ru · Поиск ·      








13.09.2007, Опрос населения

Раcпространенность современных практик среди населения России

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 8-9 сентября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

За последние полтора десятилетия в повседневную жизнь рядовых россиян вошло множество новых реалий, практик и технологий, значительная часть которых прежде была недоступна нашим согражданам. Сегодня россияне могут путешествовать за границей, пользоваться мобильной связью и Интернетом, свободно покупать или продавать валюту и ценные бумаги, заниматься в фитнес-клубах или расплачиваться за покупки с помощью пластиковых карт и многое другое. Однако далеко не все из сегодняшних россиян включены в эти социальные практики; освоение новых реалий происходит весьма неравномерно – и во времени, и в различных слоях общества.

Начиная с 2005 года, ФОМ периодически отслеживает степень включенности населения в современные реалии: респондентам предлагается карточка с перечнем новых практик и технологий и их просят отметить те, которые они использовали за последние два-три года. В карточку включены 17 позиций, по большей части отражающих те или иные характеристики образа жизни 'человека современного'. Например, такие позиции, как пользование компьютером, Интернетом, мобильным телефоном, свидетельствуют о причастности человека к современным технологиям. Такие варианты ответов, как получение дополнительного образования, поездки за границу, покупка туристического и/или спортивного снаряжения, на наш взгляд, являются показателями стремления расширить свой жизненный горизонт. Новые реалии в сфере финансового поведения отражены в таких позициях, как покупка товаров в кредит; получение кредитов в банке, обращение с иностранной валютой, использование пластиковой карточки при расчетах, вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг. Новые для россиян практики и способы оптимизации времени (еще одна характеристика именно современного образа жизни) – пользование услугами домработниц и нянь и услугой доставки товаров на дом. К этой группе с определенной оговоркой можно отнести еще две практики, которые, строго говоря, нельзя назвать совсем уж новыми, – а именно вождение автомобиля и полеты на самолетах, однако обе они сегодня также являются элементами современного образа жизни, характерного для наиболее 'продвинутых' слоев населения. Наконец, еще одна особенность образа жизни 'человека современного' – забота о здоровье и внешнем виде (в нашей карточке представленная такими вариантами, как занятия в фитнес-центре или спорт-клубе и посещение косметических салонов)(.

За время, прошедшее с момента первого замера Фондом 'Общественное мнение' степени освоенности россиянами упомянутых практик и технологий, в распределениях ответов респондентов произошли определенные изменения. В первую очередь нужно отметить, что ощутимо сократилась для тех, кто оказался невключенным ни в одну из современных реалий, – с 38% в апреле 2005 года до 24% в сентябре 2007 года. Наиболее высокая доля 'невключенных' наблюдается среди респондентов в возрасте от 55 лет (57%) и малообразованных россиян (60%), также сравнительно большим является количество таких респондентов среди малообеспеченных граждан (35%) и жителей сел (33%).

За два с половиной года резко выросла доля россиян, пользующихся мобильным телефоном: с 39% до 69%. Пользователей мобильников чаще всего можно встретить среди молодежи, респондентов с высшим образованием, относительно обеспеченных граждан и москвичей.

Увеличилась доля респондентов, пользующихся кредитами, – сегодня товары в кредит приобретают 28% (рост на 7 п.п.), берут кредит в банке 21% (рост на 9 п.п.). Кредитами – и банковскими, и потребительскими – чаще прочих пользуются респонденты молодого и среднего возраста, лица с относительно высокими доходами; покупки в кредит чаще осуществляют люди со средним специальным образованием, а те, у кого высшее образование, респонденты чаще обращаются за кредитом в банк.

За прошедшее время выросла доля россиян, работающих за компьютером – с 19% до 24%, и число людей, пользующихся электронной почтой, – с 8% до 15%. Тем и другим чаще всего пользуются представители молодого поколения, высокообразованные и обеспеченные респонденты, жители столицы и мегаполисов.

В целом же, как видно из приведенных данных, наиболее активно россияне сегодня осваивают современные технологии и средства коммуникации, а также такую новую для нас финансовую практику, как жизнь в кредит. Что касается остальных тестируемых социальных практик, то доля включенных в них граждан за прошедшее время практически не изменилась. Единственное – люди несколько реже стали говорить о пользовании валютой: если весной 2005 года назад об этом упоминали 13%, то сегодня – только 8%.

Наименее освоенными остаются для россиян практики, относящиеся к таким сферам современной жизни, как оптимизация времени и забота о внешности и здоровье – по-прежнему доля обращающихся к ним людей не достигает десятой части опрошенных.

Людмила Преснякова



Посмотрите, пожалуйста, на карточку и скажите, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года? (Карточка. Любое число ответов.)


Приложение. Таблицы


Посмотрите, пожалуйста, на карточку и скажите, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года? (Карточка, любое число ответов.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 37 36 27 14 37 32 17 22 29 23 8 12 17 38 25 17 64
пользоваться мобильным телефоном 69 71 69 56 71 67 90 72 35 31 68 76 87 55 59 85 82 73 69 73 56 97 70
покупать товары в кредит 28 30 28 19 27 29 35 35 10 10 29 36 27 28 26 34 17 26 31 31 26 32 29
работать за компьютером 24 24 25 18 24 24 41 19 5 3 14 24 61 7 15 42 51 29 30 24 8 81 25
водить автомобиль 22 21 27 23 39 7 30 24 7 8 20 25 33 16 13 33 32 17 23 23 18 44 21
брать кредит в банке 21 23 17 17 22 20 26 26 6 8 20 25 26 21 18 26 19 15 19 24 21 28 22
пользоваться Интернетом, вести переписку по электронной почте 15 16 16 13 18 13 31 9 2 1 10 12 44 3 7 28 46 22 17 13 4 75 16
приобретать спортивные товары и / или туристическое снаряжение 10 10 10 7 13 7 19 6 2 2 7 9 23 3 5 17 26 14 8 10 3 31 9
пользоваться услугой доставки товаров на дом 8 8 7 8 7 8 11 8 3 3 6 9 15 4 6 13 23 5 9 8 3 19 8
иметь дело с иностранной валютой 8 8 8 5 8 7 13 7 1 1 4 7 21 2 3 16 27 8 8 7 2 28 8
получать дополнительное образование, повышать квалификацию 8 8 8 5 7 8 13 7 1 2 4 8 18 3 5 12 15 8 9 8 3 24 7
расплачиваться за товары и / или услуги при помощи пластиковой карточки 7 7 7 6 7 7 12 7 0 0 6 7 15 4 3 13 16 8 10 8 2 23 7
пользоваться услугами косметических салонов 6 6 8 3 2 10 12 4 1 0 4 7 15 2 3 12 14 12 6 6 2 21 6
ездить за границу 6 6 5 7 7 6 9 6 2 1 4 5 16 2 2 13 26 7 5 5 2 21 6
летать самолетами 6 6 5 6 6 5 8 6 2 1 2 5 18 1 1 14 29 6 5 4 1 22 6
заниматься в фитнес-центре, спортивном клубе 5 6 4 3 6 4 11 2 0 1 3 4 14 0 2 9 13 6 5 6 1 19 5
вкладывать деньги в акции, ценные бумаги 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 2 0 0 2 1 1 1 1 0 3 1
пользоваться услугами домработницы, помощницы по хозяйству, няни, сиделки 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0
все перечисленное 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ничего из перечисленного 24 23 23 35 22 26 6 17 57 60 23 17 8 35 31 10 14 23 23 21 33 1 23
затрудняюсь ответить 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 0 1 0 0 0

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос 'Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?' выбрали позиции 'В последние сутки', 'В последнюю неделю', 'В последний месяц'.

** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос 'Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?' выбрали позиции 'Совершенно точно приму участие в выборах', 'Вероятнее всего приму участие в выборах', 'Скорее приму, чем не приму участие в выборах'.





База данных ФОМ > Социальные группы > Люди XXI века > Раcпространенность современных практик среди населения России