fom.ru · Поиск ·      








09.12.1998, Климов И.А.

О КРИЗИСЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 ноября 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов – руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
  • Как Вы можете оценить положение дел с образованием в вашем регионе?

  • Видите ли Вы в этом отношении какие-то обнадеживающие моменты в вашем регионе на фоне общего кризиса образовательной системы?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос исследования. За единицу анализа принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.

Частотный анализ проводился в два этапа:
  • при позиционном анализе ответов на первый вопрос суждения экспертов рассматривались по основанию, заданному первым вопросом;

  • при тематическом анализе сопоставлялся весь спектр высказываний по второму вопросу на основании смыслового сходства содержащихся в них суждений.
Результаты приведены в процентах от числа суждений – соответственно позиционных или тематических. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Позиционный анализ


1. В ходе анализа ответов на первый вопрос было отобрано 90 суждений. Мнения экспертов о ситуации с образованием в их регионах разделились следующим образом:
  • Положение дел бесперспективное, катастрофическое (20%).

  • Ситуация кризисная, сложная (45%).

  • Есть и плюсы, и минусы (25%).

  • Ситуация в целом положительная (11%).
II. Тематический анализ


При анализе ответов на второй вопрос были выделены 187 суждений, которые были разбиты на две группы:
  • обнадеживающие моменты в ситуации с образованием есть (75 суждений – 40%);

  • таких моментов нет (112 суждений – 60%).
1. В 40% суждений были названы следующие позитивные тенденции развития системы образования в регионах.
  • Сохраняется высокий уровень образования.Появляются молодые талантливые педагоги, приглашаются преподаватели из-за рубежа (11%).

  • Появились новые преподавательские технологии, новые, альтернативные формы образования: гимназии, лицеи, частные школы (11%).

  • Система образования не развалилась благодаря труду преподавателей и учителей и определенной поддержке местных властей.Вузы не закрываются, появляются новые; школам доступны бесплатные учебники; администрация финансирует бесплатные завтраки (8%).

  • Сохраняется ценность хорошего образования. Значительный рост численности студентов свидетельствует о стремлении молодежи получить образование (6%).

  • Сохраняется высокий профессиональный уровень учителей в школах (3%).

  • Одиночные суждения: стало меньше идеологии; одаренные дети могут себя найти.
2. В 60% суждениях присутствие обнадеживающих моментов в положении с образованием отрицалось. В этих суждениях были названы причины кризиса образовательной системы в регионах.
  • Долги по зарплате. Это приводит к забастовкам учителей и преподавателей, к падению престижа профессии (20%).

  • Бедственное финансовое положение учреждений средней и высшей школы. Плохое материальное обеспечение не дает возможности проводить реформу образовательной системы, приобретать оборудование, учебники и т.д. (12%).

  • Падение качества как среднего, так и высшего образования (11%).

  • Снижение ценности образования. Коммерциализация и финансовые проблемы превращают получение образования в формальность. Взяточничество в высшей школе, низкий профессиональный уровень коммерческих вузов, сокращение бесплатных мест – все это приводит к снижению образовательных стандартов (8%).

  • Отток квалифицированных кадров из высшей и средней школы. В образовательных учреждениях остаются, как правило, посредственные преподаватели (5%).

  • Отсутствие программы поддержки детей из малообеспеченных семей. Талантливые дети не получают образования: у них нет возможности совмещать учебу и заработки, их "оттесняют" более обеспеченные сверстники (4%).

  • Одиночные суждения: разрушена система СПТУ, ПТУ.

РЕЗЮМЕ

  1. Более двух третей экспертов оценивают положение дел в сфере образования в их регионах как неудовлетворительное, кризисное. Причем пятая часть всех опрошенных журналистов дает крайне пессимистические оценки, называя ситуацию катастрофической и бесперспективной. Четверть опрошенных полагает, что в ситуации с образованием присутствуют как кризисные явления, так и позитивные тенденции.

    Положительные оценки ситуации в сфере высшего и среднего образования давали преимущественно эксперты из Калининграда, Ростова-на-Дону и Рязани.

  2. В качестве основных причин бедственного положения эксперты называют долги по зарплате педагогам и крайне скудное финансирование образовательных учреждений. Эти факторы вызывают целый ряд кризисных тенденций вплоть до забастовок, численность которых в сфере образования превышает их численность в промышленности. По мнению представителей региональной элиты СМИ, с забастовками можно справиться своевременным перечислением денег, противодействие же другим негативным тенденциям потребует продуманной программы.

    Основными проблемами, требующими проработанной долговременной политики, являются падение качества образования, ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений, слабая обеспеченность учебниками и новой литературой, девальвация ценности хорошего образования, падение престижа профессии и отток высококвалифицированных кадров из школ и вузов.

  3. Позитивные тенденции, по мнению экспертов, связаны в первую очередь с тем, что существует сама система среднего и высшего образования. Необходимость ее сохранения осознается и преподавателями, и региональными властями.

    Часть оптимистично настроенных представителей региональной элиты СМИ полагает, что позитивные тенденции поддерживаются новациями, происходящими в средней и высшей школе. Кроме того, по мнению ряда экспертов, высокое качество обучения в вузах сохраняется, равно как и ориентация молодежи на получение хорошего образования.



База данных ФОМ >  >  >  > Среднее образование > О КРИЗИСЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ