|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 июля, 3-4 августа, 9-10 марта 2002 г., 3-4 февраля, 14-15 июля 2001 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
- Одним из ключевых элементов системы социальной идентичности молодого человека является позиционирование в отношении "взрослости". Динамика становления идентичности "взрослого" – следующая: в возрасте 14-18 лет соотношение "взрослых" и не считающих себя таковыми составляет 1 : 2; в 19-24 года – 2 : 1; в 25-30 лет – 9 : 1. Притязания на взрослость развиваются стремительно, причем существенных различий между юношами и девушками здесь не наблюдается.
- Главными критериями "взрослости" являются самостоятельность (27%) и становление личности, готовой принимать на себя ответственность (12%).
Ведущие основания самостоятельности – финансовая самостоятельность (16%), ответственность за свои решения (8%), начало трудовой жизни (6%) и отделение от родителей (5%).
Юноши начинают зарабатывать раньше девушек и быстрее начинают получать постоянный заработок. Более трети юношей школьного возраста (37%) имеют эпизодический заработок, тогда как среди девушек этого же возраста таких только 17%.
Около 60% молодых, считающих себя взрослыми, живут вместе с родителями (отдельно – 39%).
- "Взрослость" как элемент самоидентификации молодого человека дополняется достижительной ориентацией, которая, как свидетельствуют исследования, в последнее десятилетие не только усилилась, но и качественно изменилась. С одной стороны, потеряли значимость структурные и статусные характеристики отношений между людьми, с другой – выросла значимость "динамических" личностных качеств (трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, отказ от прожигания жизни).
- Подавляющее большинство молодых респондентов независимо от пола, возраста и оценки собственной взрослости склонны относить себя к тем, кто ставит перед собой определенные цели и стремится их достичь (77%). Лишь 19% участников опроса говорят об отсутствии целей.
Чаще других называют себя целеустремленными людьми учащиеся средних специальных заведений (89%), студенты (84%) и те, кто имеет высшее образование (88%).
Склонность сверстников к целеполаганию респонденты оценивают довольно низко. Лишь 48% опрошенных утверждают, что большинство их сверстников ставят перед собой определенные цели, а 28% говорят об отсутствии таких целей. Около 17% полагают, что среди представителей их поколения имеющих и не имеющих цель в жизни примерно поровну.
- Разные возрастные периоды молодости связаны с определенными статусными переходами и, соответственно, с изменением целей, жизненных приоритетов. Так, 14-18-летние чаще говорят об образовании (32%); 19-24-летние – о благосостоянии (36%); 25-30-летние – о благосостоянии (36%) и о семье (22%). Намерение сделать карьеру более распространено среди респондентов от 14 до 18 лет (87%), и в меньшей степени – среди опрошенных других возрастных категорий (от 19 до 24 лет – 77%, от 25 до 30 лет – 63%).
- Если у респондентов, принадлежащих к старшим поколениям, деньги и благосостояние в основном ассоциируются с деятельностью, противоречащей их представлениям о "нормальной" жизни или же откровенно криминальной, то молодежь чаще декларирует легитимные способы реализации своей потребности в достатке или богатстве.
- Качества и принципы, которые опрошенные считают неприемлемыми, – лживость, лицемерие (32%), склонность к предательству (17%), злость (16 %) и жадность (9%).
- Наиболее значимыми для респондентов являются характеристики и принципы, необходимые для личностного общения, – ведь молодые люди проходят стадию первичной социализации и освоения норм первичных групп (родственники, друзья, одноклассники, сверстники). Чаще всего опрошенные называли такие качества, как честность и порядочность, искренность (40%), несколько реже – доброту, душевность (35%). Далее следуют ум, интеллект (11%), верность, преданность (10%), порядочность, справедливость (9%).
- Позиция самостоятельности и уверенности в своих силах в значительной степени объясняется высоким уровнем социального оптимизма молодежи. Так, отвечая на вопрос, какое место на шкале "благополучия" они рассчитывает занять через 10 лет, две трети участников опроса (66%) указывают на "высокие" значения шкалы – от "7" до "10". Кроме того, примерно 76% респондентов согласились с утверждением: "В мире людей, среди которых я живу, я могу рассчитывать на поддержку и понимание".
- Разговор о молодежных организациях показал, что у респондентов отсутствует сколь-либо структурированное представление об этом. Чаще всего упоминались либо организации прошлого (ВЛКСМ, пионерия), либо досуговые организации (секции, клубы, студии). В целом же, 77% опрошенных никогда не принимали и сейчас не принимают участия в деятельности молодежных организаций. О современных политических организациях упомянули меньше 1% участников опроса.
- Около 85% респондентов полагают, что молодежь нуждается в помощи "для решения своих проблем", и только 11% занимают противоположную позицию ("молодежь способна справиться с проблемами сама"). На уточняющий вопрос о том, "чья помощь в решении сегодняшних проблем была бы полезна для молодежи", две трети из числа отвечающих на него (58% от выборки в целом) называют либо государство (причем чаще всего – ограничиваются именно этим понятием), либо те или иные структуры власти.
- Самыми важными из проблем современной молодежи опрошенные считают алкоголизм и наркоманию (34%), а также безработицу и проблему трудоустройства (29%).
- Примерно треть опрошенных (39%) заявили, что склонны доверять нашему государству, и 50% – что не доверяют ему. Причем если среди самых юных (14 – 18 лет) доли доверяющих и не доверяющих оказались равными, то среди респондентов постарше последние ощутимо преобладали.
- Респонденты не столько ожидают от государства тех или иных действий, сколько делятся своими соображениями по поводу того, что оно могло бы сделать для них, если бы было иным. В реальности же молодые люди по преимуществу не рассчитывают на содействие государства и в большей мере ориентируются на собственные силы и помощь близких, о чем свидетельствуют материалы групповых дискуссий.
- Молодежь несколько реже желает быть объектом воспитательной деятельности государства, чем того хотели бы старшие (правда, те, кому за 25, в этом отношении принимают сторону "отцов"), и чаще – претендует на заботу государства о создании условий для ее самовыражения и самореализации.
|