|
Проблема социокультурной совместимости России и Запада воспринимается нашими соотечественниками как значимая и актуальная. Рефлексия на эту 'вечную' тему связана споисками российским обществом собственной социокультурной идентичности, и неудивительно поэтому, что обсуждение практически любого социального или политического сюжета может спровоцировать обращение участников дискуссии к данной проблематике, – стенограммы фокус-групп, вчастности, демонстрируют это достаточно регулярно. Причем взгляды респондентов на то, как отражается на российском обществе взаимодействие с Западом в тех или иных областях, пользу или вред оно приносит нашей стране, как правило, тесно связаны сих ценностными установками и политическими ориентациями, а их высказывания по этим вопросам обычно эмоционально окрашены.
Последнее десятилетие отмечено небывало интенсивным присутствием Запада вповседневной жизни рядового россиянина. Поэтому суждения граждан сегодня в гораздо большей мере основаны на их собственном опыте, нежели в начале 90-х годов, когда и представления 'среднего россиянина' о Западе как таковом, и предположения относительно возможных последствий массированного импорта западных товаров, ценностей, культурных образцов и т.д. были в значительной мере умозрительными. Сейчас эти последствия оцениваются с учетом накопленных эмпирических представлений, хотя утверждение, что проблема влияния Запада на образ жизни россиян стала обсуждаться преимущественно в рациональном, деидеологизированном ключе, было бы большим преувеличением.
Оставим обзор результатов массового опроса как бы за рамками нашего внимания и сосредоточимся на тех интерпретациях, которые используют участники фокус-групп и эксперты, обсуждая 'присутствие Запада' в современной обыденной российской жизни – прежде всего это относится к 'импорту', товарам повседневного спроса.
Одной из наиболее отчетливо просматривающихся тенденций в отношении российских граждан к присутствию Запада вих повседневной жизни сейчас, безусловно, является рост 'потребительского патриотизма' – по крайней мере, вербального. Многие участники фокус-групп выражают недовольство засильем 'импорта' на российском рынке и в особенности – агрессивной рекламой этих товаров. Причем беспокоит их не только то, что такая ситуация пагубно сказывается на развитии отечественного производства; часто высказывается и мнение о том, что импортные товары в большинстве случаев значительно хуже российских, а значит, их присутствие (тем более – доминирование) на рынке наносит прямой вред потребителю. Чаще всего подобные высказывания относятся к положению дел на рынке продуктов питания:
- '– Во-первых, там ничего живого нет в этих
<импортных> продуктах, полезного. Одна химия.
– У нас их очень много, и все из химии сделано.
– Консерванты там' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Насчет продуктов – лучше, конечно, наши. То есть, мне кажется даже так, что если наши дороже импортных, но они более... ну, менее вредные, так скажем, то лучше брать их. Потому что если человек... отравится этими продуктами, то потом на лечение уйдет гораздо больше'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Запад навязывает нам свои продукты питания, а это – одна химия'
(ДФГ, Самара).
- 'Кока-кола – отрава'
(ДФГ, Москва).
- 'В нашем 'Колокольчике', я скажу как медик, химии поменьше'
(ДФГ, Москва).
Конкурентоспособность некачественных импортных продуктов питания на российском рынке респонденты объясняют обычно не только тем, что они агрессивно рекламируются, но и их относительно низкими ценами, причем неизменно – на всех фокус-группах – иллюстрируют это, сравнивая цены российских кур и западных окорочков. Выдвигая самые различные гипотезы по поводу причин относительной дешевизны импортного продовольствия (от сугубо экономических до конспиративно-криминальных), участники дискуссий в конечном итоге приходят к выводу о том, что государство не принимает должных мер по поддержке отечественного производителя. При этом респонденты нередко говорят о том, что стремятся покупать отечественные продукты, но не всегда могут себе это позволить:
- 'Например, французские куры – они перемороженные, но они сейчас дешевле советских (!), и на мой выбор это оказывает влияние'
(ДФГ, Москва).
- 'Я, например, из патриотизма беру наше, когда я могу выбрать'
(ДФГ, Москва).
Участники фокус-групп зачастую заявляют, что инепродовольственные товары отечественного производства превосходят импортные. Врач из Новосибирска с возмущением рассказывает о том, как торговые агенты 'обрабатывают' медицинских работников, убеждая их рекомендовать пациентам импортные медикаменты, – при том, что отечественные, выпускаемые в Сибири, ничем не уступают им в качестве и часто оказываются дешевле в десятки раз. Москвич высказывается по поводу американской косметики:
- 'Она с нашей рядом не лежала... У меня мать работала в косметике. Там даже приходили иностранцы покупать тюбики с кремом за бешеные бабки, но это знают только единицы'
(ДФГ, Москва).
Участницы фокус-групп с некоторым даже вызовом говорят опреимуществах отечественной одежды, не замечая, впрочем, того, что аргументы, которые они используют, основаны на подспудной уверенности в изначальном превосходстве Запада в этой области и, соответственно, находятся в некотором противоречии с пафосом их высказываний.
- 'То, что шьется сейчас по импортным лекалам, – очень хорошая продукция'
(ДФГ, Москва).
- 'Я купила... недавно очень хорошее наше пальто. Никто не скажет, что это наше'
(ДФГ, Москва).
Установка на приобретение отечественных товаров – при прочих равных условиях – судя по материалам дискуссий, распространена действительно довольно широко, однако респонденты не готовы, как правило, поступаться своими потребительскими интересами ради ее реализации. Показателен в этом отношении следующий рассказ:
- 'Последнее, что я покупала на рынке, – кофточку. По одинаковой цене немецкая и белорусская кофточка. И немецкая выглядит интереснее, чем белорусская. Мне хотелось купить белорусскую, но я пожалела денег, потому что немецкая выглядела лучше'
(ДФГ, Москва).
Респондентка явно оправдывается; ей неловко, что она – слаб человек – предпочла импортный товар 'отечественному' (белорусскую кофточку она, конечно, импортной не считает); при этом свой выбор она объясняет тем, что 'пожалела денег', хотя стоили кофточки одинаково. 'Расшифровывается' это просто: охотно купила бы 'отечественную' вещь, если бы она была дешевле импортной.
В ходе этой же дискуссии возник вопрос о том, готовы ли респонденты ради поддержки отечественного производителя приобретать российские телевизоры.
Один из участников фокус-группы отреагировал следующим образом:
- 'Конечно, я куплю наш дешевый товар... Если я не в состоянии хорошего качества вещь купить, я вынужден, скрепя сердце, покупать дешевый; никуда я не денусь'
(ДФГ, Москва).
Иначе говоря, 'потребительский патриотизм' данного респондента ни вкоей мере не предполагает альтруизма: отечественный товар он готов купить лишь за умеренную цену. Другая респондентка – та самая, которая по другому поводу заявила: 'Из патриотизма беру наше, когда я могу выбрать', – в данном случае оказалась непреклонной:
- 'Телевизор – не колбаса. Он на полжизни... Я потерплю и поэкономлю, и куплю потом хороший. Т.е., я, конечно, из чувства патриотизма поддерживаю нашего производителя, но не до такой степени'
(ДФГ, Москва).
В целом же, испытывая заметное раздражение в связи с засильем импортных товаров и желая, чтобы государство поддержало отечественного производителя вконкурентной борьбе, участники дискуссий в большинстве своем считают такую конкуренцию необходимой и вовсе не хотели бы устранения импортных товаров сроссийского рынка. Другое дело, что, по их мнению, политика государства должна способствовать снижению себестоимости отечественной продукции – с тем, чтобы отечественные товары располагались преимущественно в более 'низком' ценовом диапазоне, чем импортные, и за счет этого имели определенную 'фору' в борьбе за потребителя.
Когда одна из участниц московской фокус-группы высказалась за устранение импортных товаров, никто ее не поддержал:
- '
1 участница ДФГ: – Мне кажется, не было бы этой импортной продукции, было бы намного лучше... Зачем наш народ ущемлять? Сделайте наши товары! У нас достаточно наших товаров... Если бы не было импортных товаров, на наши товары цены были бы вполне приемлемы.
2 участница ДФГ: – Как же так? Наоборот. Другой альтернативы нет, и цены могли быть выше.
1 участница ДФГ: – А как же мы жили раньше?
2 участница ДФГ: – Раньше была совершенно другая система. Она развалена абсолютно.
3 участница ДФГ: – А как мы все были одеты плохо!
2 участница ДФГ: – А как мы стояли в очереди за колбасой! И какую-то хорошую вещь надо было искать. Вспомните 90-ый год. Пустой, вообще ничего не было. Магазин – а там кроме сырка 'Дружба' ничего не было.
3 участница ДФГ: – Да и сырка 'Дружба' не было.
1 участница ДФГ: – Ну, все равно ж доставали.
3 участница ДФГ: – Доставали. Я не хочу доставать еду.
1 участница ДФГ: – На Новый год вы голодные не сидели, на праздники голодные не сидели.
3 участница ДФГ: – Я не хочу больше доставать еду.
1 участница ДФГ: – Вы хотите давиться этими товарами импортными?' (ДФГ, Москва).
Последнее слово в этом длительном споре осталось за противниками изоляционизма:
- '
3 участница ДФГ: – Я вас уверяю: если импортное убрать, наше не будет дешевле – если только дороже. Без альтернативы... Представьте, Вы производитель. Вы не будете свои деньги дарить массам. Вы, наоборот, сделаете свой товар дороже, потому что им деться некуда, они купят его.
2 участница ДФГ: – Да, выбора-то больше нет' (ДФГ, Москва).
Участник другой фокус-группы, пожилой человек, поклонник Г.Зюганова ияростный обличитель Запада, совершенно определенно высказывается, однако, против ограничений на импорт:
- 'В Норвегии ничего не выращивают, а там есть и колбаса, и огурцы, и помидоры. Все ввозят. И у нас, – чем больше будут ввозить, тем больше цены будут падать'
(ДФГ, Самара).
Проинтервьюированные эксперты, отметим, в целом несколько благосклоннее относятся к обилию импортных товаров на российском рынке. Некоторые из них вообще не видят тут какой бы то ни было проблемы и полагают, что соревнование с иностранными конкурентами идет отечественному производителю исключительно на пользу:
- 'Это огромный стимул для нашего развития... Конечно, много барахла всякого, но есть и хорошие вещи. Вот уже посмотреть и захотеть такое сделать – это развивает соревновательность. Я в высшей степени положительно к этому отношусь'
(эксперт, Кемерово).
- 'Я нормально отношусь, потому что люди должны выбирать сами. Уних должен быть всегда выбор. И, ради Бога, если это будет невыгодно, если это не будет продаваться, куда они денутся? Уйдут срынка. Ведь потихонечку наш рынок наполняется отечественными товарами... Это стимул для совершенствования своего продукта, для снижения его себестоимости, повышения конкурентоспособности и так далее. Другого пути на рынке нет'
(эксперт, Калининград).
Подавляющее большинство экспертов, однако, отмечают и оборотную сторону: низкое качество многих импортных товаров и подавление отечественного производителя. Поэтому представители региональных элит почти единодушно высказываются за активную протекционистскую политику и всемерное государственное покровительство российским производителям. Но никто из них не считает нужным довести дело до полного закрытия российского потребительского рынка. Даже самый, кажется, непримиримый противник экономической и культурной экспансии Запада, оценивающий ее в самых резких выражениях, всемерно обличающий западную 'бездуховность' ('Нет там у них духовности, нет уних ничего, у них там, вот, животные чувства какие-то такие...'), полагающий, что 'чужую идеологию' целенаправленно 'навязывают' России и сочувственно цитирующий М.Ножкина ('Чужую жизнь нам одевают, как хомут'), соглашается:
- 'Мерседесы', например, сегодня покупают богатенькие – ну и пусть они покупают себе. Можно еще пошлину поднять, чтобы они еще дороже были... То же самое по товарам народного потребления: кто хочет итальянские башмаки носить за три тысячи – пусть носит, но рядом должны быть наши российские башмаки за 500, за 600 рублей, которые, значит, уже сегодня готовы производить'
(эксперт, Нижний Новгород).
Таким образом, можно констатировать, что при всех различиях во взглядах по рассматриваемому вопросу наши сограждане, в подавляющем большинстве своем, согласны с тем, что ситуация требует 'терапевтического' – но не 'хирургического' – вмешательства государства: оно должно энергично поддерживать отечественного производителя, обеспечивая ему определенные конкурентные преимущества на внутреннем рынке и усиливать контроль за качеством импортных товаров в интересах потребителей, но ни в коем случае не стремиться кполному вытеснению импортной продукции с российского рынка. Иначе говоря, общество сегодня определенно выступает за протекционизм, но не за автаркию.
|