|
На рубеже 80 - 90-х гг. прошлого века у отечественной системы здравоохранения появился реальный конкурент - вышедшая из 'подполья' нетрадиционная медицина. Мир целительства противопоставил этой системе не только широкий спектр непривычных для россиян приемов врачевания - 'альтернативная медицина' строилась на совершенно иных социокультурных, экономических и организационных основаниях.
С одной стороны - рационализм европейской, материалистической науки, опора на ее технические достижения, достаточно узкая специализация, 'техника безопасности', предусматривающая тщательный контроль над любыми инновациями, обязательность лабораторной, экспериментальной фазы работы над ними, ведение медицинской статистики и т.д. С другой - опора на эзотерические учения Востока либо на неотрефлексированный опыт народной медицины, апелляция к трансцендентным силам либо непознанным закономерностям, универсализм целителя, готовность к использованию средств и целительских техник, механизм воздействия которых на организм пациента неизвестен или, по крайней мере, непонятен ни больному, ни тому, кто их применяет.
С одной стороны - стандартизированное, комплексное медицинское образование, предоставляемое в государственных вузах, ординатура, дипломы и ученые степени, курсы повышения квалификации. С другой - таинственный путь ученичества, дозированная передача знаний и умений от целителей к избранным ученикам (иногда - по наследству), отсутствие каких-либо общепризнанных сертификатов, подтверждающих квалификацию целителя.
С одной стороны - централизация, сложная система государственных и муниципальных медицинских учреждений различного профиля и различного уровня, призванная в совокупности обеспечивать комплексное бесплатное медицинское обслуживание всего населения страны. С другой - абсолютная децентрализация, совершенно не отрегулированный рынок, агрессивная реклама и широчайшее - хотя, как правило, спонтанное - использование принципов сетевого маркетинга.
В последние годы изначальный антагонизм традиционной и нетрадиционной медицины, кажется, утрачивает остроту, более того - намечаются определенные признаки 'конвергенции', чему немало способствует тенденция к коммерциализации здравоохранения: врачи нередко осваивают целительские техники, еще недавно применявшиеся только в 'альтернативной медицине'; представители последней находят работу в крупных медицинских учреждениях, причем некоторые школы нетрадиционной медицины фактически обретают статус 'респектабельных' направлений медицины 'официальной' (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.); целители все чаще предпочитают использовать диагностический потенциал традиционной медицины и нередко отказываются начинать работу с пациентами до тех пор, пока они не пройдут обследование в 'обычных' поликлиниках, и т.д. Тем не менее, конкуренция между традиционной и нетрадиционной медициной продолжается и в обозримом будущем, надо полагать, не прекратится - даже если на смену 'холодной войне' окончательно придет 'мирное сосуществование'.
Несмотря на все претензии россиян к отечественной системе здравоохранения, наши сограждане решительно отдают традиционной медицине предпочтение перед нетрадиционной: 70% опрошенных больше доверяют первой, и только 9% - второй.
Столь подавляющее превосходство авторитета традиционной медицины во многом обусловлено, однако, тем обстоятельством, что мир целительства остается для трех четвертей наших сограждан terra incognita: лишь 26% респондентов когда-либо имели дело с нетрадиционной медициной. И среди них сторонники 'обычного' здравоохранения превосходят своих оппонентов далеко не столь убедительно - соотношение составляет 2:1, причем доля затрудняющихся с ответом заметно возрастает в сравнении со средним показателем по выборке.
Вопрос: 'Какой медицине Вы больше доверяете: традиционной или нетрадиционной?'
|
Россияне в целом |
Вопрос: 'Вам приходилось или не приходилось прибегать к услугам нетрадиционной медицины (народные целители, врачи-травники, экстрасенсы и т.д.)?' |
приходилось |
не приходилось |
Традиционной |
70 |
49 |
78 |
Нетрадиционной |
9 |
23 |
4 |
Затр. ответить |
21 |
28 |
18 |
|
Как видим, респонденты, не обращавшиеся к нетрадиционной медицине, как правило, питают к ней стойкое недоверие или, по крайней мере, не видят в ней достойной альтернативы привычным институтам здравоохранения. Впрочем, можно 'прочесть' эти данные и иначе: люди, изначально не доверяющие целителям, никогда не прибегают к их услугам.
В связи с этим следует обратить внимание на чрезвычайно выразительные возрастные различия между теми, кто пользовался услугами нетрадиционной медицины, и теми, кто этого не делал.
Вопрос: 'Вам приходилось или не приходилось прибегать к услугам нетрадиционной медицины (народные целители, врачи-травники, экстрасенсы и т.д.)?'
|
Россияне в целом |
Возраст |
18-35 лет |
36-50 лет |
старше 50 лет |
Приходилось |
26 |
28 |
34 |
18 |
Не приходилось |
73 |
71 |
65 |
80 |
Затр. ответить |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Представители среднего поколения соприкасались с практикой целительства практически вдвое чаще, чем относительно пожилые граждане. Этот разрыв и сам по себе выглядит более чем внушительно. Но надо еще учесть, что представители старшего поколения гораздо чаще испытывают потребность в медицинской помощи: 46% респондентов, принадлежащих к этой возрастной группе, оценивают свое здоровье как плохое (как хорошее - только 12%), тогда как среди тех, кому от 36 до 50, считают свое здоровье плохим лишь 17% (хорошим - 31%). Поэтому представляется очевидным, что по психологической готовности, предрасположенности к обращению к нетрадиционной медицине среднее поколение отличается от старшего гораздо сильнее, чем можно судить по приведенным выше данным. И, следовательно, едва ли стоит сомневаться в том, что по мере старения и неизбежного ухудшения здоровья представители средней возрастной группы будут пополнять клиентуру нетрадиционной медицины гораздо интенсивнее, чем сегодняшние пожилые.
Что касается молодежи, то она уже сейчас имеет значительно больший опыт взаимоотношений с миром целительства, чем те, кому за 50, хотя 55% младшей возрастной группы обладают, по их мнению, хорошим здоровьем, и только 5% - считают свое здоровье плохим.
Отсюда следует, что в обозримом будущем обращение к услугам нетрадиционной медицины будет, скорее всего, становиться все более конвенциональной практикой. А это, в свою очередь, будет способствовать и росту доверия к ней: ведь, как мы видели, респонденты, имеющие соответствующий опыт, неизмеримо чаще предпочитают ее медицине традиционной, нежели те, кто никогда не имел дела с целителями.
Показательно, что более половины респондентов, заявивших, что они больше доверяют нетрадиционной медицине, и ответивших на открытый вопрос о том, чем обусловлено такое предпочтение, либо впрямую сослались на личный опыт - 3% от выборки в целом ('на себе испытал положительное действие', 'там мне оказывают помощь, живу, благодаря ей', 'она вылечили меня, моих близких', 'от них я получала больше пользы, чем от врачей', 'один раз воспользовался - был положительный результат'), либо говорили об эффективности лечения - 2% ('больше помощи получаешь, быстрее выздоравливаешь', 'результаты лечения лучше', 'они оказывают помощь там, где врачи бывают бессильны'), явно имея в виду конкретные случаи, известные им или из собственного опыта, или 'из вторых рук'.
Среди участников фокус-групп тоже обнаружилось немало тех, кто имеет положительный опыт общения с нетрадиционной медициной.
- 'Да, я на себе испытал. Нарывает корень, гниет, к бабушке сходил - и все'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'К нетрадиционной медицине года два назад обращался, ну и к бабушке тоже обращались. Бабушка помогла'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'А к бабушкам - тоже довелось. По-моему, все обращались. Ребенок когда родился, в больнице грыжу накричал - бабушка вылечила. У меня двое, я, по-моему, ходила к бабушке с двумя
' (ДФГ, Новосибирск).
- '
Модератор: Кто еще пользуется нетрадиционной медициной?
Участник ДФГ: Ну я. Как ни странно, но она помогает' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: А к нетрадиционным, знахарям не обращались?
Участник ДФГ: Только дочку лечил.
Модератор: А кому, чему больше доверяете?
Участник ДФГ: Ну я к бабушке ее сводил один разок - и все прошло. Доверяю' (ДФГ, Новосибирск).
Другие ссылались на чужой опыт:
- 'Способности человеческого организма неизвестны, не изучены. Я верю в экстрасенсов... Я верю, потому что знаю, что такие люди есть. Знаю, где находятся. Знаю, что маленького ребенка она вылечила от заикания, причем врачи от лечения отказались. Лечили года три, а она вылечила за 10 дней'
(ДФГ, Самара).
Однако подавляющее большинство наших сограждан, как мы видели, больше доверяют традиционной медицине. В отличие от приверженцев 'альтернативной медицины', они сравнительно редко обосновывают свою позицию личным опытом - 5% ('много раз лежал в больнице - очень хорошо лечили', 'проверено жизненным опытом', 'испытана на собственном здоровье'), а также ссылками на б&243льшую эффективность 'обычной' медицины - 5% ('в больнице больше вылечивают', 'в традиционной видны результаты', 'традиционная медицина сильнее, больше эффект').
Гораздо чаще использовались иные аргументы. Многие респонденты говорили о специальном образовании врачей - 10% ('люди официально получают образование в институтах, дипломы', 'врач есть врач, он годами учился', 'диплом', 'их учат в государственных вузах', 'это доктор, у него диплом'), об их компетентности - 9% ('там больше знающих специалистов', 'а куда же еще идти, они ведь специалисты?', 'за ними стоят знания', 'врачи более квалифицированы, знают свое дело' ), о научных основах, на которых базируется традиционная медицина - 6% ('верю в научный подход к делу', 'исследовательские знания выше', 'все-таки научно обоснованное лечение'), об ее ответственности за судьбу пациента - 2% ('официальная медицина - за нее кто-то несет ответственность', 'они отвечают за лечение', 'можно пожаловаться вышестоящему начальству'). Такие рационалистические доводы, основанные на вере в институциональные основы современной медицины и государство - как гаранта устойчивости, надежности этих основ, приводил каждый второй из респондентов, ответивших на данный вопрос.
Другим широко распространенным доводом в пользу традиционной медицины является смешанное со страхом недоверие к анархическому, неконтролируемому миру целительства, в котором, как полагают многие респонденты, процветают дилетантизм, авантюризм и шарлатанство - 10% ('всякие там целители - это сплошной обман, шарлатанство', 'колдуны могут навредить', 'в нетрадиционной - одни жулики', 'люди на этом делают деньги, много шарлатанов, нет доверия', 'не доверяю всяким там экстрасенсам', 'колдунов боюсь').
Наконец, еще 3% опрошенных объясняют свою приверженность традиционной медицине незнакомством с медициной нетрадиционной, и 5% - говорят о силе привычки ('мы так воспитаны - только традиционная медицина', 'как привык, так и пошло'; 'привыкли лечиться традиционно - в поликлинике у терапевта', 'стереотип мышления', 'по привычке, в силу того что всегда это было').
Структура аргументации сторонников традиционной медицины заставляет предположить, что, хотя она, несомненно, будет пользоваться в обозримом будущем большим доверием, чем медицина нетрадиционная, последняя обладает существенным потенциалом для 'ползучей экспансии'. И дело не только в росте потенциальной клиентуры целителей вследствие смены поколений и сокращения доли тех, кто отрицает 'альтернативную медицину' в силу привычки. Тенденции к коммерциализации здравоохранения, к росту разнообразия его организационных форм и конкуренции между медицинскими учреждениями, к развитию негосударственного медицинского образования и т.д. могут способствовать постепенной эрозии того барьера, который пока еще отделяет в сознании наших сограждан стабильный, знакомый, рациональный, хотя и зачастую неприветливый мир 'официальной' медицины, находящейся под контролем и патронатом государства, от загадочного, опасного, но вместе с тем притягательного мира эзотерических знаний и целительства.
|