|
Что думают сегодня наши соотечественники об исламе? В какой мере представления большинства россиян об этой религии и ее приверженцах определяются опытом повседневного взаимодействия с мусульманским меньшинством, а в какой – драматическими событиями последних лет в 'горячих точках' России и мира? Существует ли – и если существует, то насколько высок – социокультурный барьер между российскими мусульманами и представителями иных конфессий, а также атеистами? Насколько широко распространены в России антиисламские настроения?
Результаты исследования ФОМ позволяют ответить на эти чрезвычайно актуальные и 'опасные' вопросы.
Начнем с наиболее общего показателя: 18% участников опроса говорят, что относятся к исламу положительно, 23% – отрицательно, 51% респондентов заявляют о своем безразличии к нему, а 9% затрудняются ответить на соответствующий вопрос.
Было бы ошибкой считать, что респонденты, заявляющие о своем безразличии к исламу (а к этой группе принадлежит, как видим, абсолютное большинство опрошенных), относятся к нему одинаково – и при этом совершенно нейтрально. За декларированным безразличием скрывается достаточно широкий спектр позиций: этот вариант ответа в принципе 'подходит' и для абсолютно толерантного респондента, чуждого каких-либо антиисламских предубеждений, и для респондента, весьма негативно относящегося к мусульманам, но не позволяющего себе экстраполировать это отношение на религию как таковую. Далее мы убедимся, что участники опроса, определяющие свою позицию как 'безразличие', в действительности далеко не одинаково воспринимают ислам и его приверженцев.
Приведенные же данные важны прежде всего тем, что они дают представление о соотношении явных 'исламофилов' и 'исламофобов' – готовых однозначно определить свое отношение к этой религии как симпатию или антипатию. Однако тут необходимо сделать существенную оговорку: 6% опрошенных принадлежат к мусульманскому меньшинству (Эти респонденты, отвечая на вопрос: 'Какую религию Вы чувствуете своей, какая религия Вам ближе по духу?', - выбрали ответ 'ислам'. В ходе других опросов ФОМ, проводившихся в последнее время, при иной редакции вопроса - 'Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите?' - доля приверженцев ислама оказывалась такой же - 6%. Далее мы будем, без допол-нительных пояснений, именовать эту группу 'мусульманами'.), и они, разумеется, почти единодушно (94% этой группы) заявляют о положительном отношении к исламу. Если же не учитывать 'голоса' мусульман – а нас, понятно, интересует прежде всего восприятие ислама теми, кто не принадлежит к этой конфессии, – то окажется, что положительное отношение к нему демонстрируется практически вдвое реже, чем отрицательное – 13% и 24%, соответственно.
Следует отметить, что несколько чаще прочих позитивное отношение к исламу выражают обладатели высшего образования (без учета мусульман – 20%). Кроме того, мужчины обнаруживают в этом вопросе несколько более высокий уровень толерантности, чем женщины: среди первых (без учета мусульман) положительно относятся к исламу 17%, а отрицательно – 23%, тогда как среди вторых – соответственно, 10% и 25%.
Однако наиболее существенны здесь межрегиональные различия. Прежде чем приводить соответствующие данные, необходимо отметить, что подавляющее большинство российских мусульман проживает в двух федеральных округах – Южном и Приволжском, где их доля в числе опрошенных составила, соответственно, 15% и 13%. В остальных же округах приверженцы ислама крайне немногочисленны: в Уральском – 2% опрошенных, в прочих – не более 1% (Стоит, кстати, отметить, что российские мусульмане по двум значимым социально-демографическим параметрам ощутимо отличаются от остальных россиян. Во-первых, их доля в составе сельского населе-ния (13%) значительно выше, чем в составе населения как малых, так и крупных городов. Во-вторых, уровень доходов у мусульман - намного ниже, чем по выборке в целом: среди граждан, чей доход не превышает 1000 руб. в месяц на члена семьи, мусульман - 14%, среди тех, у кого он составляет от 1 до 2 тыс. рублей, - 4%, а среди относительно состоятельных, имеющих более высокие доходы, - только 2%.). То есть именно в Южном и Приволжском округах наиболее высока интенсивность контактов между мусульманами, с одной стороны, и приверженцами других религий или атеистами – с другой. В этих округах респонденты, не исповедующие ислам, значительно чаще, чем в остальных, говорят как о том, что среди их близких есть мусульмане, так и о том, что в их городах и селах мусульман много – а значит, повседневные контакты с представителями этой конфессии для них привычны.
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Вопрос: 'Есть ли среди Ваших родственников, друзей, близких знакомых люди, исповедующие ислам?' (данные – без учета мусульман) |
Есть |
25 |
15 |
11 |
35 |
44 |
20 |
21 |
20 |
Нет |
71 |
82 |
86 |
62 |
52 |
65 |
75 |
77 |
Затр. ответить |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
15 |
4 |
3 |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, там, где Вы живете, людей, исповедующих ислам, много, мало или нет совсем?' (данные – без учета мусульман) |
Много |
21 |
18 |
8 |
31 |
36 |
22 |
11 |
17 |
Мало |
31 |
29 |
37 |
32 |
28 |
44 |
23 |
30 |
Нет совсем |
25 |
33 |
24 |
24 |
16 |
9 |
40 |
15 |
Затр. ответить |
22 |
20 |
31 |
14 |
20 |
25 |
26 |
38 |
|
И именно в Южном и Приволжском округах – и только в них – доля респондентов, заявляющих о положительном отношении к исламу, во-первых, превышает среднероссийский показатель и, во-вторых, оказывается выше, чем доля 'исламофобов'.
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Вопрос: 'Как Вы лично относитесь к исламу – положительно, отрицательно или безразлично?' (данные – без учета мусульман) |
Положительно |
13 |
9 |
13 |
24 |
20 |
5 |
11 |
4 |
Безразлично |
53 |
48 |
60 |
48 |
58 |
55 |
58 |
51 |
Отрицательно |
24 |
35 |
18 |
21 |
14 |
26 |
22 |
32 |
Затр. ответить |
9 |
8 |
9 |
8 |
7 |
13 |
9 |
13 |
|
Эти данные вполне определенно свидетельствуют о том, что повседневные контакты с мусульманами являются фактором, отнюдь не стимулирующим антиисламские настроения, а, напротив, препятствующим их распространению и воспроизводству. Еще нагляднее подтверждает сказанное следующая таблица (в которой, правда, 'голоса' мусульман учитываются – но это оказывает весьма ограниченное влияние на распределение ответов).
|
Все |
Там, где я живу, людей, исповедующих ислам... |
много |
мало |
нет совсем |
затр. ответить |
Вопрос: 'Как Вы лично относитесь к исламу – положительно, отрицательно или безразлично?' |
Положительно |
18 |
41 |
14 |
9 |
6 |
Безразлично |
51 |
40 |
57 |
52 |
52 |
Отрицательно |
23 |
15 |
21 |
31 |
25 |
Затр. ответить |
9 |
3 |
8 |
7 |
17 |
|
Таким образом, 'исламофобия' получает гораздо более широкое распространение там, где о мусульманах знают в основном понаслышке. Каждый третий из числа респондентов, совершенно не соприкасающихся с приверженцами ислама (или не идентифицирующих последних), испытывает антипатию к этой религии – вдвое больше, чем среди тех, чьи представления о мусульманах формируются на основании собственного опыта или, по крайней мере, постоянно корректируются и верифицируются в практике социального взаимодействия.
Следует отметить, что довольно многие из тех, кто не выражает отрицательного отношения к исламу, предпочитают на бытовом уровне дистанцироваться от его приверженцев. Так, 30% участников опроса (а без учета мусульман – 31%) заявляют, что отрицательно отнеслись бы к принятию ислама кем-то из их близких. Причем такую позицию занимает каждый пятый из числа определивших свое отношение к исламу как безразличное.
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Вопрос: 'Если бы Ваш близкий знакомый (или знакомая) принял(-а) ислам, как бы Вы к этому отнеслись – положительно, отрицательно или безразлично?' (данные – без учета мусульман) |
Положительно |
9 |
6 |
3 |
17 |
15 |
8 |
8 |
7 |
Безразлично |
48 |
42 |
56 |
43 |
56 |
53 |
45 |
35 |
Отрицательно |
31 |
38 |
23 |
34 |
23 |
25 |
37 |
34 |
Затр. ответить |
12 |
13 |
18 |
6 |
7 |
14 |
10 |
25 |
|
Отметим, что хотя респонденты из федеральных округов, где доля мусульман в составе населения значительна, намного чаще прочих 'обещают' одобрить такое решение близкого человека, их позиции здесь довольно существенно различаются: если в Поволжье опрошенных, готовых осудить обращение в ислам, значительно меньше, чем в других регионах, то в Южном округе доля занимающих такую позицию несколько выше, чем в среднем по России.
Участники фокус-групп, прогнозируя свою реакцию на подобную ситуацию, крайне редко однозначно утверждали, что осудили бы обращение близкого человека в ислам. Собственно, лишь один из них недвусмысленно заявил.
- 'Отрицательно. Потому что мне не нравится эта религия'
(ДФГ, Новосибирск).
Гораздо чаще демонстрировалась полная толерантность.
- 'Если им нравится – пусть верят во что хотят, лишь бы никому от этого плохо не было'
(ДФГ, Новосибирск).
- '1-й участник: Это дело личное каждого.
1-я участница: Спокойно.
2-я участница: Да, его личное дело.
2-й участник: Как хочет, пускай' (ДФГ, Самара).
- '1-й участник: Мне все равно.
1-я участница: И мне все равно. Если бы мы были очень набожны, воспитаны в набожности, может быть, что-то и отразилось бы. А поскольку мы воспитаны никак, в нас вера никакая не заложена, то принял он ислам – да будьте вы здоровы, живите вы с ним, на здоровье' (ДФГ, Новосибирск).
Однако нередко участники ДФГ занимали не столь определенную позицию, демонстрируя одновременно и готовность смириться с таким выбором близкого человека, и некоторое беспокойство по этому поводу.
- 'Я как-то настороженно к этому отношусь. Я понимаю, если бы они приняли ислам, вреда большого не было бы. Если бы они не отклонялись... Я этого боюсь'
(ДФГ, Новосибирск).
- '1-я участница: Я бы, наверное, промолчала, а про себя подумала бы. В общем-то, мне кажется, наша вера все-таки лучше, христианская.
Модератор: То есть Вы бы к этому отнеслись...
1-я участница: Не то чтобы негативно, но с опаской.
1-й участник: Я даже не знаю...' (ДФГ, Новосибирск).
Когда же речь заходит о гипотетической ситуации, потенциально гораздо более значимой для респондента, нежели обращение в ислам близкого знакомого, – о браке его сына или дочери с приверженцем ислама, – доля определенно заявляющих, что их это не устроило бы, возрастает. Причем возрастает незначительно, когда респондентам 'предлагают' женить сына на мусульманке, и весьма ощутимо – когда обсуждается перспектива выдачи дочери замуж за мусульманина.
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Вопрос: 'Представьте, пожалуйста, что у Вас есть сын, собирающийся жениться на мусульманке. Вы лично возражали бы или не возражали бы против такого брака?' (данные – без учета мусульман) |
Возражал(-а) бы |
34 |
38 |
35 |
38 |
26 |
33 |
33 |
38 |
Не возражал(-а) бы |
47 |
44 |
49 |
49 |
58 |
38 |
48 |
38 |
Затр. ответить |
19 |
19 |
17 |
12 |
16 |
29 |
20 |
24 |
Вопрос: 'Представьте, пожалуйста, что у Вас есть дочь, собирающаяся выйти замуж за мусульманина. Вы лично возражали бы или не возражали бы против такого брака?' (данные – без учета мусульман) |
Возражал(-а) бы |
47 |
54 |
56 |
51 |
35 |
45 |
44 |
42 |
Не возражал(-а) бы |
36 |
29 |
24 |
40 |
50 |
28 |
37 |
39 |
Затр. ответить |
17 |
17 |
20 |
9 |
15 |
27 |
19 |
19 |
|
Здесь снова обнаруживается различие между округами с высокой долей мусульманского населения, отмеченное выше. Распределение ответов жителей Южного федерального округа – практически такое же, как по России в целом. В Поволжье же уровень толерантности к межконфессиональным бракам значительно выше, чем где бы то ни было. Причем только здесь большинство опрошенных заявляют, что не возражали бы против выхода дочери замуж за мусульманина, – и перевес сторонников такой позиции над их оппонентами весьма значителен.
Причины, по которым респонденты толерантнее относятся к гипотетическим женитьбам сыновей на мусульманках, чем к бракам дочерей с мусульманами, вполне очевидны: во-первых, их смущает неравенство мужчин и женщин в семье, характерное для приверженцев ислама, во-вторых, многие исходят из представления о главенствующей роли мужчины в любой семье и, соответственно, полагают, что в случае тех или иных трений, обусловленных межконфессиональными различиями, последнее слово останется за мужем.
- 'У нас нет такого, чтоб мужчины сели за стол, чтоб там женщины не присутствовали'
(ДФГ, Самара).
- 'Модератор: Где Ваши ощущения были бы сильнее – когда сын женился, или когда дочка вышла замуж [респондент ранее заявил о категорическом неприятии межконфессиональных браков]?
Участник ДФГ: Наверное, когда дочь, потому что дочь идет замуж, а глава семьи, как правило, мужчина. Если бы он был мусульманин – это было бы не очень хорошо, с моей точки зрения' (ДФГ, Москва).
В целом на фокус-группах в ходе обсуждения гипотетической ситуации, при которой дети респондентов собирались бы связать свою жизнь с людьми, исповедующими ислам, явно преобладало негативное отношение к таким бракам. Лишь на одной из групповых дискуссий – кстати, в Поволжье, в Самаре – двое участников продемонстрировали абсолютную толерантность в этом вопросе.
- 'Я не против. Если любовь, если жить согласны – какая разница, какой веры человек'
(ДФГ, Самара).
- '
Участник ДФГ: Своим детям скажу: «Вам жить».
Модератор: А в душе довольны будете или скорее нет?
Участник ДФГ: Мне как-то всё равно. Я равнодушен к этому' (ДФГ, Самара).
Однако надо отметить, что хотя подавляющее большинство участников ДФГ демонстрировали негативное отношение к перспективе брака их детей с мусульманами, далеко не все из них выражали при этом неприязнь к исламу и его приверженцам. Некоторые говорили о том, что, по их мнению, различия в воспитании и мироощущении, обусловленные разной конфессиональной принадлежностью супругов, могут только усугубить сложности, неизбежные в семейной жизни.
- 'Когда человек выходит замуж или женится, это уже взрослый, сформировавшийся человек должен быть, да? С устоявшимися определенными принципами в жизни, традициями. Зачем пытаться постигать еще что-то такое? Религия – это такая трудная вещь, в принципе, да? Зачем пытаться постигнуть еще что-то чужое?'
(ДФГ, Самара).
- 'В каждой вере – свои законы, свои каноны в семье, и обязательно будут трения, обязательно. Пусть они двадцать лет прожили, но все равно у них трения будут'
(ДФГ, Москва).
- 'Тяжелей жить и тяжелей общаться. То есть все эти тонкости жизни, они сказываются в семье и довольно тяжело проходят по жизни этой семьи... Потому что уж в одной вере-то иногда не сойдутся, а уж в двух... Вдвойне надо быть осторожным, вот и всё'
(ДФГ, Самара).
Исходя из таких или подобных соображений, некоторые участники групповых дискуссий высказываются против любых межконфессиональных (равно как и против межэтнических) браков.
- '
Участница ДФГ: Я вообще считаю... Против таких смешанных браков вообще. Не только с мусульманами.
Модератор: А если за буддиста?
Участница ДФГ: Не надо.
Модератор: А если за католика?
Участница ДФГ: Это где-то ближе, но все равно' (ДФГ, Москва).
- 'И даже христиане, но армяне – и тоже не надо'
(ДФГ, Новосибирск).
Участница новосибирской фокус-группы, впрочем, прибавляет: 'А уж мусульмане – тем более'. Но часто такая позиция никоим образом не связана с антиисламскими предрассудками: респонденты руководствуются 'житейской мудростью', подсказывающей им, что межконфессиональный брак чреват дополнительными сложностями. Показательна в этом отношении реплика респондентки, не питающей, судя по всему, неприязни к приверженцам ислама, – вдовы, в свое время вышедшей замуж за мусульманина вопреки воле родни ('на дыбы встали все родственники – и его родственники, и мои родственники') и прожившей в этом браке тридцать лет.
- 'Конечно, очень тяжело жить с той нацией, которая не своя нация. Это уже понимаешь потом, по жизни. У них свои обычаи, свои – всё. Конечно, им хочется, чтобы ты тоже это всё соблюдала, всё. А я христианка...'
(ДФГ, Самара).
В то же время некоторые респонденты высказываются против браков с мусульманами, обвиняя в предстоящих сложностях именно последних или вспоминая подходящие к месту случаи 'из жизни', свидетельствующие, по их мнению, о недопустимости таких браков.
- '
Участница ДФГ: С мусульманской стороны будут всякие препятствия, будут всякие неурядицы. Будут – это сто процентов.
Модератор: Именно из-за национальности, из-за веры?
Участница ДФГ: Да. Из-за веры. То, что тяжело будет. Единственное будет препятствие в этом браке' (ДФГ, Самара).
- 'Я бы была категорически против. Не дай Бог. Просто я их несколько лучше знаю'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'А у нас на работе, где я прежде работала, девушка встречалась с чеченцем. Он так издевался над ней! Это было что-то ужасное. То есть у них в характере это. Так что будьте бдительны'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Вот и узбеки тоже так же. У меня сестра троюродная вышла замуж за узбека... С нее взяли калым. С девушки взяли калым за то, что она выходит замуж за этого узбека'
(ДФГ, Самара).
Последняя реплика принадлежит респондентке, на протяжении всей дискуссии демонстрировавшей даже не антипатию, а откровенную ненависть к мусульманам. Стоит процитировать один из ее монологов – как наиболее яркий образец 'исламофобии'. Перспектива брака дочери с мусульманином приобрела для этой респондентки актуальность – ее дочь встречается с одноклассником, принадлежащим к этой конфессии.
- 'Я сказала: «Только через мой труп!» И даже разговоров никаких нет. Татарин... Любовью такое не назовешь – там всего пятнадцать лет... А вот симпатии – всё. Я говорю: «Не дай Бог!» Во-первых, у него уши так торчат, всякие эти вот... Я – за свою веру. Нет. Потом еще я сейчас хочу сказать, у моей приятельницы соседка вышла замуж – это в моем уже возрасте – вышла замуж за татарина. А он ее взял с ребенком. Она рожает ему сына и принимает его веру. Такие там нехорошие обстоятельства – она заболела, умерла, ее похоронили на татарском кладбище. Я лично возмущена. Я говорю: «Ну почему? Она – русский человек». Но она приняла эту веру их, и ее похоронили на татарском кладбище...'
(ДФГ, Самара).
В подобных экстремальных формах 'исламофобия' обнаруживалась на фокус-группах, впрочем, нечасто.
Однако следует подчеркнуть, что если в контексте обсуждения проблем повседневного взаимодействия между мусульманами и представителями иных конфессий антиисламские настроения отнюдь не доминировали, то первая реакция респондентов на само понятие 'ислам' оказывалась чаще всего негативной. Участников массового опроса спросили о том, что в первую очередь приходит им в голову, когда они слышат это слово. Затруднились ответить на данный вопрос немногие – всего 26% респондентов.
Чаще всего ислам ассоциируется в сознании россиян с войной, терроризмом – так среагировал на вопрос почти каждый третий из ответивших (23% от всех опрошенных).
- 'События, связанные с войнами, конфликтами'; 'терроризм под знаменем ислама'; 'бандиты в мировом масштабе'; 'камикадзе-террористы'; 'мировой терроризм, теракты в Москве и других странах'; 'моджахеды'; 'шахиды'; 'женщины-самоубийцы'; 'всякие войны, связанные с исламом'; 'Усама бен Ладен'; 'чеченская война'; 'события в Чечне'
(открытый вопрос).
Еще 13% респондентов говорили об агрессивности, фанатизме, нетерпимости, жестокости приверженцев ислама.
- 'Злые они все'; 'агрессивность людей этой веры'; 'воинственная жестокость'; 'зверство'; 'мракобесие, фанатизм'; 'это люди, идущие на край, до конца, фанатики'; 'они проповедуют свою веру и отрицают другие, то есть кто не с нами – все враги'; 'хотят завоевать мир'; 'засилье носителей ислама'; 'страшная религия – у них кровная месть считается служением их вере'; 'у них ко многим народам недоверие или презрение'
(открытый вопрос).
В ответах 5% опрошенных – неприязнь к исламу, не подкрепляемая ни какими-либо аргументами, ни конкретными ассоциациями.
- 'Жуть одна'; 'мне бы – его вообще бы не было'; 'беда и горе'; 'очень настороженное чувство'; 'мы их не любим'; 'ислам наподобие черта'
(открытый вопрос).
Таким образом, более половины реплик отчетливо окрашены негативным отношением к исламу. Остальные ответы, по большей части, нейтральны в оценочном отношении – респонденты говорят о том, что ислам – это одна из мировых религий, перечисляют народы, принадлежащие к исламскому миру, вспоминают о символах и атрибутах ислама, об образе жизни мусульман. Но и среди этих реплик нередко встречаются высказывания, свидетельствующие о неприязни к миру ислама или, по крайней мере, о настороженном отношении к нему. Респонденты, например, подчеркивают, что ислам – это чуждая им вера ('ислам – это значит не наша религия, чуждая мне'), отмечают неравноправие мужчин и женщин ('забитость женщин'; 'роль женщины там принижается'), употребляют пренебрежительные прозвища представителей мусульманских народов и т. д.
И только в 3% реплик явственно слышится позитивное отношение к исламу и его носителям (уместно напомнить, что 6% опрошенных – мусульмане):
- 'Истинные мусульмане – хорошие люди'; 'человечность, взаимопомощь'; 'чистота'; 'порядок, спокойствие'; 'честность, доброта'; 'покой, мир'; 'что-то возвышенное'
(открытый вопрос).
При таком соотношении позитивных, негативных и нейтральных, не имеющих отчетливой оценочной компоненты ассоциаций неудивительно, что 48% россиян считают роль ислама в современном мире отрицательной, и только 14% – положительной (без учета мнений российских мусульман разрыв оказывается, естественно, еще более впечатляющим – 51% и 11%).
В то же время ответы на другой открытый вопрос – о том, чему учит ислам, как он воспитывает своих приверженцев, – распределились иначе. Здесь затруднились с ответом 48% респондентов, а среди ответивших доли выразивших симпатию и антипатию к учению и воспитательной функции ислама оказались примерно равными – 23% и 21%.
Первые говорили о нравственных ценностях, об уважении к старшим, о верности традициям, о здоровом образе жизни и т. д.
- 'Справедливость, честность, гуманность, милосердие'; 'дает нравственные основы'; 'я знаю, они очень уважают своих родителей'; 'уважение и почитание старших'; 'миру, согласию'; 'воспитывает верных традициям своих предков'; 'хорошему поведению молодежи'; 'учит трезвости, вести правильный образ жизни'; 'только хорошему – не пить, не воровать, не гулять'
(открытый вопрос).
Вторые – как и в ответах на вопрос о первых ассоциациях, возникающих в связи со словом 'ислам', – обвиняли эту религию в проповеди фанатизма, нетерпимости, жестокости.
- 'Истребление людей другой веры'; 'авторитарная религия, воспитывающая людей в духе фанатической веры'; 'джихаду'; 'жестокости, садизму'; 'убивать и кровно мстить'; 'они воспитывают убийству, терроризму: учат убивать себя, губить людей и детей'; 'тупой фанатизм'
(открытый вопрос).
Следовательно, если абсолютное большинство наших сограждан ассоциируют ислам с экстремизмом, экспансионизмом, агрессией, терроризмом, то по вопросу об ответственности этой религии за преступления, совершаемые экстремистами под флагом ислама, у наших соотечественников нет какого-либо преобладающего мнения.
Обсуждая этот вопрос в ходе групповых дискуссий, респонденты отстаивали три версии.
Одни прямо обвиняли ислам, ставя знак равенства между этой религией с террором.
- '
1-я участница: Ислам – террор.
1-й участник: Я не знаю конкретно, но я думаю, что тот же ислам – вот сейчас показывают моджахедов, лагеря они разбивают, душат людей и получают деньги – это школа террора самая натуральная' (ДФГ, Новосибирск).
Другие, напротив, говорили о том, что ислам как таковой не несет никакой ответственности за действия террористов:
- 'Ислам, если уж так говорить, это не террор. Это просто вера народа. Но ее использовали'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Агрессивность присуща террористам, которые прикрываются исламом. А как религии исламу, я думаю, агрессивность не присуща'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Ни одна вера убивать не призывает'
(ДФГ, Самара).
Третьи же, не возлагая на ислам прямую ответственность за действия террористов, развивали мысль о том, что мировоззрение, воспитываемое исламом, создает определенные предпосылки для распространения терроризма среди его приверженцев.
- 'Они более фанатичны. Вот, грубо говоря, вот иди и себя взорви'
(ДФГ, Москва).
- 'Нежелание ценить свою жизнь, вот какое-то неумение ценить, вот отношение к жизни... Вот тут, мне кажется, что-то есть, вот основа отношения к жизни...'
(ДФГ, Москва).
- 'Они к жизни и к смерти легко относятся. Поэтому к чужой-то – тем более. Может быть, в связи с этим как-то они объясняют себе так? Почему они именно с исламской стороны, терроризм? Они как бы взяли веру...'
(ДФГ, Самара).
- '
1-й участник: В данном случае терроризм построил свое, так сказать, гнездо именно на этой вере, на мусульманской.
1-я участница: На повиновении.
1-й участник: Он на этом и развивается, поэтому и идет здесь именно – в мусульманской среде' (ДФГ, Новосибирск).
В заключение обратим внимание на данные, свидетельствующие о том, как наши сограждане отвечают на вопросы о своем отношении к исламу, с одной стороны, и о бытовании этой религии в современном мире, ее социально-политической роли – с другой.
|
Все |
Лично отношусь к исламу... |
положительно |
безразлично |
отрицательно |
затр. ответить |
Вопрос: 'Если говорить в целом, ислам, по Вашему мнению, играет в современном мире положительную или отрицательную роль?' |
Положительную |
14 |
51 |
9 |
2 |
2 |
Отрицательную |
48 |
20 |
44 |
85 |
37 |
Затр. ответить |
37 |
29 |
47 |
13 |
60 |
|
Для части респондентов это, по существу, единый вопрос: возлагая на ислам как таковой всю полноту ответственности за действия исламских фундаменталистов, экстремистов и террористов, они выражают отрицательное отношение к этой религии и одновременно – почти единодушно оценивают его роль в мире как отрицательную.
Для других - все гораздо менее очевидно. Среди тех, кто положительно относится к исламу, лишь половина решаются признать его роль в мире позитивной, а каждый пятый говорит о негативной роли этой религии. В сознании последних, равно как и тех, кто, выражая симпатию к исламу, затрудняется оценить его сегодняшнюю роль, почтительное уважение к данной религии сочетается, надо полагать, как минимум с сомнениями в том, что ее этический потенциал сейчас реализуется должным образом.
Это же противоречие характеризует, очевидно, и восприятие ислама по крайней мере частью респондентов, оценивающих свое отношение к нему как безразличное. 'Безразличие' здесь, несомненно, зачастую означает не отстраненность, не отсутствие какой-либо позиции, а амбивалентность оценок, не позволяющую 'записаться' ни в сторонники, ни в противники ислама. При этом с вердиктом об отрицательной роли данной религии в современном мире соглашаются менее половины 'безразличных'. Да и в целом если более трети респондентов затрудняются оценить роль ислама в сегодняшнем мире (несмотря на почти единодушное неприятие действий экстремистов, выступающих от его имени), а доля заявляющих о негативном отношении к нему – вдвое меньше, чем доля считающих его роль отрицательной, то это означает, что российское массовое сознание обладает определенным – хотя и не слишком мощным – иммунитетом против тотальной 'исламофобии', базирующимся на уважении к исламу как мировой религии. Причем, как следует из приведенных выше данных, опыт повседневного взаимодействия с российскими мусульманами способствует скорее воспроизводству, нежели разрушению этого иммунитета. Однако результаты исследования с еще большей очевидностью свидетельствуют о том, что, несмотря на это, антиисламские настроения в России распространены весьма широко.
|