Обоснование и сферы применения мягких методов. Техники исследования, называемые мягкими, относятся к качественным методам социологического анализа и применяются в достаточно широком диапазоне исследований – от "исследования случая" до изучения ответов респондентов на открытые вопросы анкет. Обращение к мягким методам резонно, когда соблюдаются определенные принципы социологического подхода.
Во-первых, социолог должен осознавать, что его категории восприятия мира и способы описания не намного лучше тех, что существуют в обыденном сознании (этот методологический постулат можно назвать "социологическим смирением"). Из этого принципа следует, что адекватный реальности анализ картины социального мира достижим в том случае, если описательные конструкции "человека с улицы" принимаются социологом как самоценные; задача исследователя в этом случае состоит прежде всего в максимально точном истолковании, объяснении и типологизации всех выявленных конструкций реальности.
Второй принцип – необходимость постоянного расширения предметных и вербальных представлений социолога. Это особенно актуально в условиях быстрых социальных изменений, когда массовое сознание принимает, отвергает или адаптирует новые социальные практики: будь то участие в альтернативных выборах или опыт обращения с собственностью.
Мягкие методы незаменимы (и это их главная инструментальная функция в исследованиях социума), когда выявляется пространство смыслов, существующих в социуме, с тем, чтобы на следующем этапе "закрыть" возможные варианты реакций респондентов, превратить их в вопросы анкеты с готовым набором альтернатив. Но у мягких методов есть и терминальная функция. Их используют, когда самостоятельным объектом исследования являются реакции респондентов в их неповторимой вербализации и эмоциональных нюансах. Выявление и систематическое описание этих реакций может преследовать разнообразные цели. Во-первых, это оптимизация диалога между властями и населением: обращение к резонам (обоснованиям) мнений и поступков, более или менее распространенным в массовом сознании позволит интеллектуалам и властям "говорить на одном языке" с людьми, которые не занимаются профессионально социальной рефлексией. Во вторых, это оперативное отслеживание изменений в общественных настроениях: мягкие методы гораздо более чутки к изменениям этих настроений, жестко стандартизированный вопросник. Например, с помощью закрытого вопроса в анкете мы можем фиксировать одинаковый уровень сохранения интереса в обществе к событиям в Чечне. Вместе с тем применение мягких методов позволит нам улавливать оценочно-эмоциональную компоненту этого интереса.
Мягкие методы обладают и рядом технологических достоинств. Это простота получения данных, возможность одновременной дифференциации по разным основаниям и получения информации разной степени обобщения (интегрированных показателей, более дробных классификаций и единичных высказываний, репрезентирующих типичные реакции респондентов). Достоверность данных, полученных мягкими методами, повышается за счет того, что при их использовании полностью исключено навязывание варианта ответа со стороны интервьюера и нет опасности, что какая-то значимая альтернатива будет опущена при составлении набора возможных вариантов ответа (классический пример: по результатам опроса оказалось, что в Белоруссии не едят картошку, и все из-за того, что в предложенном респондентам перечне вариантов ответов не оказалось этого продукта).
Практика мягких методов в массовых опросах. Как правило, мягкие методы не применяют в репрезентативных массовых опросах из-за чрезвычайной трудоемкости обработки данных. Но поскольку существует потребность в качественной информации, то задача создания более экспрессной, чем сейчас, технологии работы с мягкими методами, становится все актуальнее.
Есть три основных мягких метода, которые можно применять в массовых опросах: открытые вопросы и два проективных метода – неоконченные предложения и ассоциации.
Открытые вопросы в массовых опросах применяются для следующих целей:
1 – выявление реальной информированности респондентов (например, достоверность данных об информированности будет выше, если спросить "Какие выступления Президента Вам запомнились?", вместо "Какие из перечисленных ниже выступлений Президента Вам запомнились?");
2 – выявление личностных смыслов, значений тех или иных событий (например, использование формулировки "Что Вы думаете по поводу исключения нашей страны из ПАСЕ?");
3 – выявление обоснований того или иного выбора или оценок;
4 – поиск распространенных, и вместе с тем ярких высказываний, суждений, оценок с целью их дальнейшего продуктивного использования (например, для квазидиалога политика с народом в случае, если власти понадобится мобилизовать лояльность населения – придумать такие высказывания, а тем более получить их в большом количестве чрезвычайно трудно).
Приведем пример того, как можно использовать для такого "квазидиалога" ответы на вопрос "Как бы Вы охарактеризовали избирателей В. Путина?".
В ходе опроса найдена самоаттестация "те, кто надеется, что Россия наша расцветет". Обращение политика не к "россиянам" вообще, а к "тем, кто надеется на расцвет страны", стимулирует позитивные ассоциации, общие для адресатов послания и его автора – "патриотизм" и "активность". Кроме того, при использовании такой формы обеспечивается достаточно широкая адресность: "надеющихся на благополучие России" явно много, это не только элитные слои.
Найденная характеристика "те, кто ждет наведения порядка", может использоваться, например, для целевых аудиторий. "Желающие порядка" – это массовые неэлитные аудитории.
Негативные самоаттестации могут использоваться для заочных дискуссий: например, "те, кто привык строиться шеренгами" ("для таких дел нужны активные, творческие, самостоятельные люди, а не те, кто привык строиться шеренгами").
В ходе того же опроса можно выявить фоновые ожидания к Президенту, являющиеся дополнительной, но не менее, чем самоаттестации, важной информацией. Более того, прямой вопрос об ожиданиях стимулировал бы акцентирование "патрон-клиентских" отношений, которые присутствуют и здесь, но в меньшей степени.
Помимо самоаттестаций и фоновых ожиданий, в открытых вопросах вообще и в приведенном примере, в частности, можно фиксировать социальные аффекты. Это не оценки, которые можно заложить в стандартную "четырехчленку", а эмоциональные высказывания, которые можно использовать как для диагностики, так и для диалога. Например, высказывание "это те, кто хочет, чтобы страна была могучей", явно более эмоционально, чем затертое "сильной".
Недостаток открытых вопросов – возможные длинноты, отклонения респондента от темы вопроса, затрудняющие экспликацию смысла высказывания.
Этих недостатков, как правило, лишены проективные техники, которые тоже можно использовать в массовых опросах. В отличие от открытых вопросов, проективные методы используются только для выявления личностных значений.
В массовых опросах применяются две методики, относящиеся к проективным методам.
Методика неоконченных предложений (МНП). Предлагаемое социологами начало предложения работает как стимул, задающий респонденту более или менее широкое пространство ответов. Преимущества МНП, по сравнению с открытым вопросом, – односложность ответов и возможность в какой-то мере регулировать широту поля ответов. Например: "Когда я читаю газету..."; "Когда я читаю в газете о событиях в нашей стране..."; "Когда я читаю в газете о событиях в нашей стране, у меня возникает чувство...".
Ассоциации. Данная методика используется в случаях, когда необходимо задать максимально широкое предметное поле с помощью понятий, выраженных одним словом. Например, необходимо зафиксировать весь спектр значений, приписываемых тому или иному объекту: "регенту" или "олигарху". Чем неопределеннее стимул, тем вероятнее, что ассоциации зафиксируют более широкий спектр смыслов. Например, слово "бутылка" может вызвать или не вызвать алкогольные ассоциации, в то время как слово "водка" вызовет только эти ассоциации, и здесь мы сможем зафиксировать положительный или отрицательный знак этих ассоциаций.
Обработка данных, полученных мягкими методами. Самая сложная проблема здесь – достоверность полученных количественных показателей. Она может быть обеспечена только при условии использования при обработке ответов процедуры триангуляции – независимого кодирования ответов тремя кодировщиками и последующего сопоставления полученных кодов. Такая процедура, во-первых, требует составления рубрикатора, и, во-вторых, она чрезвычайно трудоемка, поэтому если существуют ограничения по времени и трудозатратам, то лучше ориентироваться на качественный результат.
Процедура составления рубрикатора следующая. Все ответы распечатываются, и сходные по смыслу высказывания объединяются в первичные смысловые группы, которым должны быть даны названия, максимально приближенные к разговорному языку. Непременным является требование цитирования наиболее распространенных или ярких высказываний, вошедших в данную группу. Цитирование необходимо для того, чтобы сохранить семантику и эмоционально-оценочную компоненту высказываний для последующего качественного анализа. Ясно, например, что при группировке высказываний о пожеланиях Президенту содержание смысловой группы "закончить войну в Чечне" будет многозначным, если будет включать высказывания "победить чеченцев" и "помириться с чеченцами". Задача этого этапа исследования – сохранение культурного и эмоционально-оценочного контекста высказываний.
Далее первичные смысловые группы объединяются в категории на основании общего смыслового ядра. Например, при составлении рубрикатора для высказываний о личных жизненных проблемах первичные группы "деньги", "жилье", "время", здоровье", "быт", "питание", "торговля", "транспорт" и проч. можно объединить в "витальный комплекс" и проводить анализ на уровне социологических категорий.
Особая проблема при обработке данных, полученных качественными методами, – что принять за единицу анализа. Наш опыт показывает, что наиболее продуктивным является выделение в этом качестве суждения, а не высказывания. В одном высказывании может быть несколько суждений. Например, в качестве личных проблем человек может назвать целый комплекс – "деньги", "работу", "мир". Эти суждения должны попасть в разные категории. Ясно, что число суждений будет больше числа респондентов, ответивших на вопрос.
Такая работа необходима при ориентации на количественную обработку данных, полученных мягкими методами. При ориентации только на качественный анализ необходимо делать акцент на более тщательное отслеживание изменения эмоционально-оценочного и культурного контекста высказываний.
Принципиальным является требование открытости рубрикатора. Открытость позволяет многократно использовать рубрикатор при обработке ответов на сходные вопросы. Для того, чтобы рубрикатор стал открытым, необходимо чтобы каждая его категория была открытой для новых смысловых групп. А это возможно только при двухступенчатой структуре кода, когда первой цифрой обозначается категория, а второй – первичная смысловая группа.
* * *
В качестве примера приведем рубрикатор для кодирования ответов на вопрос: "ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ИЗБИРАТЕЛЯХ В. ПУТИНА, ТО КАКИЕ ОНИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД? КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?".
00. Отсутствие контакта, уклонение от ответа
01. Затрудняюсь ответить, не могу дать характеристику
02. Разные
03. Неопределенные ответы ("что хотели, то и получат")
05. Обычные, простые, большинство ("простой советский человек", "нормальные", "повседневный народ")
10-20. Социально-демографические характеристики избирателей В. Путина
11. Молодые
12. Средних лет
13. Принадлежащие к старшим возрастам
14. Без высшего образования
15. С высшим образованием
16. Бюджетники
17. Рабочие, пролетариат
18. Политики
19. Бедные ("с невысокими доходами")
20. Богатые, бизнесмены, предприниматели ("новые русские")
21. Пенсионеры
22. Интеллигенция
23. Элита ("верхушка общества")
24. Средний класс
25. Военные, милиция, ФСБ
30. Люди с положительными качествами
31. Хорошие, молодцы
32. Деятельные, трудолюбивые, деловые, энергичные ("которые верят в собственные силы, думают своей головой и не хотят, чтобы им мешали")
33. Думающие о будущем ("кто не хочет жить по старому", "прогрессивные", "смотрят вперед")
34. Дисциплинированные, ответственные
35. Серьезные ("здравомыслящие", "трезвомыслящие", "думающие")
36. Честные, порядочные, законопослушные
37. Волевые ("жесткие, как сам кандидат", "решительные")
38. Оптимисты, прогрессивные, думающие о будущем ("надеются на лучшее, на лучшую жизнь", "оптимисты, доведенные до идиотизма")
40. Люди с отрицательными качествами
41. Самоуверенные, самонадеянные, расчетливые ("себе на уме")
42. Зависимые, подверженные манипулятивным воздействиям, конформисты ("поддаются чужому мнению"; "видят верхушку, а не видят самого айсберга"; "обманутые"; "не очень информированные"; "мечутся из стороны в сторону"; "доверяют рекламе"; "стадо"; "одураченные"; "преклоняются перед властью"; "у кого только 1-й и 2-й канал телевидения"; "как скажут сверху, так и делают: сказали за Путина, и все проголосовали"; "кто любит строиться шеренгами, кто не любит думать, несамостоятельные, серые"; "что ни поп, то батька – как стадо")
43. Недалекие, глупые, бестолковые, наивные ("с невысоким интеллектом"; "голосовали, не понимая"; "близорукие"; "делают слишком поспешные выводы за короткий промежуток времени"; "такие же дураки, как и я")
44. Нечестные, жулики, воры ("боятся потерять деньги, наворованные при Ельцине"; "ельцинские капиталисты, изменщики страны"; "авантюристы")
45. Властолюбивые, карьеристы ("стремятся к власти")
46. Инертные, разочарованные, пассивные ("не хотят ничего делать, а ждут, что кто-то сильный за них все сделает"; "во всем разуверились"; "было все равно, за кого голосовать, все решено заранее")
47. Плохие, злые, агрессивные, наглые
50. Политические и ценностные ориентации избирателей В. Путина
51. Аполитичные ("уставшие от выборов"; "уставшие от обещаний"; "разочарованные"; "мало разбираются в политике")
52. Демократичные ("не коммунисты и не идеалисты – вроде яблочников")
53. Коммунисты
54. Сторонники Б. Ельцина
55. Центристы
56. Государственники, патриоты
57. Технократы, прагматики, реалисты
58. Идеалисты
60-70. Доверие и ожидания, обращенные к В. Путину
61. Доверие В. Путину, неприятие других кандидатов ("кто надеются на него"; "52% голосов даны ему как фора, авансом"; "не верили другим кандидатам")
62. Отчаявшиеся, потерявшие надежду ("кому не на кого надеяться"; "возлагающие на него остатки надежды"; "которым больше некуда деваться")
63. Разделяющие программу и действия В. Путина ("единомышленники"; "верят в программу Путина, в хорошие преобразования в стране"; "кому нравятся его действия в Чечне")
64. Ожидания изменений к лучшему, процветания страны, энергичных действий ("надеются на перемены в жизни"; "надеются, что Россия наша расцветет")
65. Ожидания отсутствия перемен ("те, кого все устраивает в настоящем"; "чтобы все шло как теперь, хотят"; "желающие продолжения политики Ельцина")
66. Ожидания стабильности в противовес прежней нестабильности ("которые хотят жить спокойно и в достатке"; "пенсионеры, уставшие от демократов")
67. Ожидания наведения порядка ("ждут преобразований, уменьшения преступности"; "видят в нем строгий режим, дисциплину"; "кому надоел бардак"; "хотят сильной руки"; "сильная рука Кремля, которая будет всех мочить – это импонирует многим")
68. Ожидания окончания войны в Чечне
69. Ожидания восстановления производства, выхода из кризиса
70. Ожидания работы и денег ("полуголодные люди в регионах", "получение рабочих мест")
71. Ожидания возможности дать образование детям, получить образование
72. Недовольные прошлым ("верят, что Путин выберет путь, отличный от ельцинского")
80. Качества, приписываемые В. Путину
81. Близость к народу ("истосковались по человеку, который близок и понятен всем"; "человеческое отношение к людям со стороны Путина")
82. Молодость, здоровье ("то, что он не на батарейках, здоровый, молодой, сам ходит")
83. Энергичность, решительность, твердость ("способность решать проблемы"; "кому нужен сильный президент")
84. Разумность, серьезность
85. Самостоятельность
86. Честность, порядочность ("считают, что Путин военный, и поэтому не врет")
87. Самоотверженность
|