|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 8-9 сентября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
За последние полтора десятилетия в повседневную жизнь рядовых россиян вошло множество новых реалий, практик и технологий, значительная часть которых прежде была недоступна нашим согражданам. Сегодня россияне могут путешествовать за границей, пользоваться мобильной связью и Интернетом, свободно покупать или продавать валюту и ценные бумаги, заниматься в фитнес-клубах или расплачиваться за покупки с помощью пластиковых карт и многое другое. Однако далеко не все из сегодняшних россиян включены в эти социальные практики; освоение новых реалий происходит весьма неравномерно – и во времени, и в различных слоях общества.
Начиная с 2005 года, ФОМ периодически отслеживает степень включенности населения в современные реалии: респондентам предлагается карточка с перечнем новых практик и технологий и их просят отметить те, которые они использовали за последние два-три года. В карточку включены 17 позиций, по большей части отражающих те или иные характеристики образа жизни 'человека современного'. Например, такие позиции, как пользование компьютером, Интернетом, мобильным телефоном, свидетельствуют о причастности человека к современным технологиям. Такие варианты ответов, как получение дополнительного образования, поездки за границу, покупка туристического и/или спортивного снаряжения, на наш взгляд, являются показателями стремления расширить свой жизненный горизонт. Новые реалии в сфере финансового поведения отражены в таких позициях, как покупка товаров в кредит; получение кредитов в банке, обращение с иностранной валютой, использование пластиковой карточки при расчетах, вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг. Новые для россиян практики и способы оптимизации времени (еще одна характеристика именно современного образа жизни) – пользование услугами домработниц и нянь и услугой доставки товаров на дом. К этой группе с определенной оговоркой можно отнести еще две практики, которые, строго говоря, нельзя назвать совсем уж новыми, – а именно вождение автомобиля и полеты на самолетах, однако обе они сегодня также являются элементами современного образа жизни, характерного для наиболее 'продвинутых' слоев населения. Наконец, еще одна особенность образа жизни 'человека современного' – забота о здоровье и внешнем виде (в нашей карточке представленная такими вариантами, как занятия в фитнес-центре или спорт-клубе и посещение косметических салонов)(.
За время, прошедшее с момента первого замера Фондом 'Общественное мнение' степени освоенности россиянами упомянутых практик и технологий, в распределениях ответов респондентов произошли определенные изменения. В первую очередь нужно отметить, что ощутимо сократилась для тех, кто оказался невключенным ни в одну из современных реалий, – с 38% в апреле 2005 года до 24% в сентябре 2007 года. Наиболее высокая доля 'невключенных' наблюдается среди респондентов в возрасте от 55 лет (57%) и малообразованных россиян (60%), также сравнительно большим является количество таких респондентов среди малообеспеченных граждан (35%) и жителей сел (33%).
За два с половиной года резко выросла доля россиян, пользующихся мобильным телефоном: с 39% до 69%. Пользователей мобильников чаще всего можно встретить среди молодежи, респондентов с высшим образованием, относительно обеспеченных граждан и москвичей.
Увеличилась доля респондентов, пользующихся кредитами, – сегодня товары в кредит приобретают 28% (рост на 7 п.п.), берут кредит в банке 21% (рост на 9 п.п.). Кредитами – и банковскими, и потребительскими – чаще прочих пользуются респонденты молодого и среднего возраста, лица с относительно высокими доходами; покупки в кредит чаще осуществляют люди со средним специальным образованием, а те, у кого высшее образование, респонденты чаще обращаются за кредитом в банк.
За прошедшее время выросла доля россиян, работающих за компьютером – с 19% до 24%, и число людей, пользующихся электронной почтой, – с 8% до 15%. Тем и другим чаще всего пользуются представители молодого поколения, высокообразованные и обеспеченные респонденты, жители столицы и мегаполисов.
В целом же, как видно из приведенных данных, наиболее активно россияне сегодня осваивают современные технологии и средства коммуникации, а также такую новую для нас финансовую практику, как жизнь в кредит. Что касается остальных тестируемых социальных практик, то доля включенных в них граждан за прошедшее время практически не изменилась. Единственное – люди несколько реже стали говорить о пользовании валютой: если весной 2005 года назад об этом упоминали 13%, то сегодня – только 8%.
Наименее освоенными остаются для россиян практики, относящиеся к таким сферам современной жизни, как оптимизация времени и забота о внешности и здоровье – по-прежнему доля обращающихся к ним людей не достигает десятой части опрошенных.
Людмила Преснякова
Посмотрите, пожалуйста, на карточку и скажите, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года? (Карточка. Любое число ответов.)
Приложение. Таблицы
Посмотрите, пожалуйста, на карточку и скажите, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года? (Карточка, любое число ответов.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
66 |
23 |
8 |
47 |
53 |
37 |
36 |
27 |
14 |
37 |
32 |
17 |
22 |
29 |
23 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
17 |
64 |
пользоваться мобильным телефоном |
69 |
71 |
69 |
56 |
71 |
67 |
90 |
72 |
35 |
31 |
68 |
76 |
87 |
55 |
59 |
85 |
82 |
73 |
69 |
73 |
56 |
97 |
70 |
покупать товары в кредит |
28 |
30 |
28 |
19 |
27 |
29 |
35 |
35 |
10 |
10 |
29 |
36 |
27 |
28 |
26 |
34 |
17 |
26 |
31 |
31 |
26 |
32 |
29 |
работать за компьютером |
24 |
24 |
25 |
18 |
24 |
24 |
41 |
19 |
5 |
3 |
14 |
24 |
61 |
7 |
15 |
42 |
51 |
29 |
30 |
24 |
8 |
81 |
25 |
водить автомобиль |
22 |
21 |
27 |
23 |
39 |
7 |
30 |
24 |
7 |
8 |
20 |
25 |
33 |
16 |
13 |
33 |
32 |
17 |
23 |
23 |
18 |
44 |
21 |
брать кредит в банке |
21 |
23 |
17 |
17 |
22 |
20 |
26 |
26 |
6 |
8 |
20 |
25 |
26 |
21 |
18 |
26 |
19 |
15 |
19 |
24 |
21 |
28 |
22 |
пользоваться Интернетом, вести переписку по электронной почте |
15 |
16 |
16 |
13 |
18 |
13 |
31 |
9 |
2 |
1 |
10 |
12 |
44 |
3 |
7 |
28 |
46 |
22 |
17 |
13 |
4 |
75 |
16 |
приобретать спортивные товары и / или туристическое снаряжение |
10 |
10 |
10 |
7 |
13 |
7 |
19 |
6 |
2 |
2 |
7 |
9 |
23 |
3 |
5 |
17 |
26 |
14 |
8 |
10 |
3 |
31 |
9 |
пользоваться услугой доставки товаров на дом |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
11 |
8 |
3 |
3 |
6 |
9 |
15 |
4 |
6 |
13 |
23 |
5 |
9 |
8 |
3 |
19 |
8 |
иметь дело с иностранной валютой |
8 |
8 |
8 |
5 |
8 |
7 |
13 |
7 |
1 |
1 |
4 |
7 |
21 |
2 |
3 |
16 |
27 |
8 |
8 |
7 |
2 |
28 |
8 |
получать дополнительное образование, повышать квалификацию |
8 |
8 |
8 |
5 |
7 |
8 |
13 |
7 |
1 |
2 |
4 |
8 |
18 |
3 |
5 |
12 |
15 |
8 |
9 |
8 |
3 |
24 |
7 |
расплачиваться за товары и / или услуги при помощи пластиковой карточки |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
12 |
7 |
0 |
0 |
6 |
7 |
15 |
4 |
3 |
13 |
16 |
8 |
10 |
8 |
2 |
23 |
7 |
пользоваться услугами косметических салонов |
6 |
6 |
8 |
3 |
2 |
10 |
12 |
4 |
1 |
0 |
4 |
7 |
15 |
2 |
3 |
12 |
14 |
12 |
6 |
6 |
2 |
21 |
6 |
ездить за границу |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
9 |
6 |
2 |
1 |
4 |
5 |
16 |
2 |
2 |
13 |
26 |
7 |
5 |
5 |
2 |
21 |
6 |
летать самолетами |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
8 |
6 |
2 |
1 |
2 |
5 |
18 |
1 |
1 |
14 |
29 |
6 |
5 |
4 |
1 |
22 |
6 |
заниматься в фитнес-центре, спортивном клубе |
5 |
6 |
4 |
3 |
6 |
4 |
11 |
2 |
0 |
1 |
3 |
4 |
14 |
0 |
2 |
9 |
13 |
6 |
5 |
6 |
1 |
19 |
5 |
вкладывать деньги в акции, ценные бумаги |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
1 |
пользоваться услугами домработницы, помощницы по хозяйству, няни, сиделки |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
все перечисленное |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ничего из перечисленного |
24 |
23 |
23 |
35 |
22 |
26 |
6 |
17 |
57 |
60 |
23 |
17 |
8 |
35 |
31 |
10 |
14 |
23 |
23 |
21 |
33 |
1 |
23 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос 'Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?' выбрали позиции 'В последние сутки', 'В последнюю неделю', 'В последний месяц'.
** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос 'Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?' выбрали позиции 'Совершенно точно приму участие в выборах', 'Вероятнее всего приму участие в выборах', 'Скорее приму, чем не приму участие в выборах'.
|