На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
11.04.2008, Новость Любовь, Чебурашка и Дональд Трамп В ходе анализа данных массовых опросов молодежи, студентов и активистов молодежных и политических организаций, проведенных в рамках проекта «Поколение-XXI: структура и “среды” достижительных стратегий», получены интересные результаты. К примеру, участникам опросов предлагался список, включающий 33 ценностно-нагруженных понятия, из которого надо было выбрать не более пяти самых важных. Сопоставление высказанных предпочтений показывает, что одни и те же слова оказываются наиболее значимыми для всех групп молодежи: как понятия, связанные с приватной жизнью человека (семья, брак по любви, дружба, любовь), так и понятия, связанные с работой и успехом (деньги, карьера, успех, независимость, стабильность, профессионализм). Вполне предсказуемо, что из такого длинного списка слов молодые люди – даже активисты общественных и политических организаций – выбирали не политические категории, а близкие каждому человеку понятия семья, любовь, брак. Однако сочетание семейных ценностей с понятиями карьера и успех наталкивает на мысль, что среди молодежи популярны консервативные идеи, согласно которым успех достигается упорным личным трудом. Эти установки противоречат как коллективистской советской идеологии, так и ценностям первых лет рыночных реформ, предполагающим неестественно быстрое обогащение. Впрочем, есть и различия, обусловленные спецификой студенческой или «активистской» среды. Так, студенты и участники молодежных движений ставили на первое место не семью или брак по любви, а дружбу. Они чаще, чем молодежь в целом, отмечали важность самореализации, саморазвития и творчества, а такое понятие, как деньги, напротив, упоминали реже. Студенты чаще других говорили о любви, а активисты молодежных движений значительно чаще отмечали такие понятия, как Родина, служение обществу, политика, власть. А вот другой, не менее любопытный пример. Участники фокус-групп и онлайн-дискуссий (молодежь 16–25 лет, студенты престижных вузов и активисты молодежных движений) отвечали на вопрос «На кого Вы хотели бы быть похожими? Назовите Вашего кумира». Результаты исследования показывают, что сегодняшняя молодежь, как и прежние поколения, ориентируется на известных деятелей культуры (С. Есенин, В. Маяковский, А. Ахматова, В. Высоцкий), звезд кино и шоу-бизнеса. По-прежнему в фокусе внимания герои старых книг и кино: Чебурашка (из комментариев: «он такой прикольный, веселый, беззаботный»), Винни-Пух («потому что веселый»), Паганель из книги «Дети капитана Гранта», герои «Трех товарищей» Ремарка. А среди новых персонажей можно назвать «мудрых женщин»: Каменская, Кэри Брэдшоу (героиня книги и сериала «Секс в большом городе»), а также мужчин, выбирающих между карьерой, успехом и вечными ценностями: герой книги Сергея Минаева «Духless», Вавилен Татарский («Generation “П”» Пелевина), герой Тома Круза из фильма «Последний самурай». Поскольку лейтмотив современной культуры – успех, кумирами становятся известные бизнесмены и звезды шоу-бизнеса и кино: Билл Гейтс, Акио Морита (основатель Sony), Линус Торвальдс (разработчик Linux), Сид Мейер (создатель игры «Цивилизация»). А среди «звезд» называют в первую очередь Ренату Литвинову, Галустяна, Аллу Пугачеву («сильная женщина»), Анджелину Джоли («красивая, действительно умна, помогает детям»), Элвиса Пресли, Мадонну («она всего добилась сама»), Джимми Моррисона, Питера Джексона, Камерона Дункана, Викторию Бэкхем. Среди политиков неполитизированная молодежь называет В. Путина, Д. Медведева, Ю. Тимошенко. Активисты молодежных движений составляют несколько иной список, среди их кумиров – В. Путин, Петр I, Иван Грозный, Леонардо Да Винчи, Сальвадор Дали, миллиардер Дональд Трамп, рэппер Паф Деди, представители некоторых оппозиционных движений назвали также Сталина, Муссолини и Франко.
|
|