fom.ru · Поиск ·      








05.08.2002, Климов И.

Кто она – молодежь?



Любое явление, сущность представляются целостными лишь условно, до какого-то предела. Представление о целостности обуславливается разрешающей способностью, которую допускает избранная исследовательская технология. "Молодежь", с одной стороны, очень хорошо локализуется в социуме по возрастному критерию, но с другой – типообразующие характеристики внутри этого социального номинанта оказываются чрезвычайно разнообразными и подвижными во времени: сегодня это так, а завтра – все иначе.

Социально-групповая конфигурация молодежи, с одной стороны, определяется структурными параметрами "взрослого" мира, а с другой – развивается как отрицание и инновация по отношению к нему. Другими словами, молодежь – это не только слепок с "общества взрослых", но и самостоятельная интенция, намерение, оценка по отношению к нему (эскапизм, инновация, революция и т.д.), способные создавать прежде не существовавшие и внеинституциональные формы, социальные образования.

"Взрослому" миру крайне необходимо постоянно поддерживать свое понимание очень динамичной природы "общества юных", принимать на себя ответственность за происходящие процессы, а не вменять ее молодежи, поскольку результатом может оказаться культурное и социальное отчуждение поколений.

В ходе опроса, проведенного среди людей в возрасте от 14 до 30 лет, главными отличиями от старших поколений опрошенные называли иной менталитет (30%) и разные жизненные интересы, разные увлечения (20%).
  • "Другое мировоззрение, миропонимание" (открытый вопрос).


  • "Взгляд на мир, на основные проблемы" (открытый вопрос).


  • "Совсем другие интересы, разные проблемы" (открытый вопрос).


  • "Разные жизненные интересы" (открытый вопрос).
Таким образом, при описании межпоколенческих различий в представлении молодых основными являются ценностно окрашенные параметры. Важность критерия "мировоззренческой общности" подтверждается и ответами на другие вопросы: кто такие "мы" – и кто такие "они". При описании сообщества "мы" духовная и мировоззренческая общность оказалась на втором месте (16%) по частоте ответов, выступая предикатом к указаниям на группы первичной социализации – друзья, семья, коллеги, одноклассники (55%). Однако в разговоре об общностях, к которым у участников опроса существует неприязненное отношение ("они"), чуждость мировоззрения и стиля жизни вышла на первое место (24%).

Молодой человек так или иначе постоянно примеряет на себя статус "взрослого". Когда личность начинает идентифицировать себя в этом качестве, готовность быть воспитуемым существенно снижается, уступая место желанию партнерских отношений со старшими. В этой ситуации мировоззренческие различия еще более актуализируются, а иногда и обостряются, так как главными критериями "взрослости", судя по данным опросов, являются самостоятельность (27%) и становление личности, готовой принимать на себя ответственность (12%).

Динамика становления идентичности "взрослого" – следующая: в возрасте 14 – 18 лет соотношение "взрослых" и не считающих себя таковыми составляет 1 : 2; в возрасте 19 – 24 года – 2 :1; в возрасте 25 – 30 лет – 9 : 1. То есть притязания на взрослость развиваются стремительно, причем существенных различий между юношами и девушками здесь не наблюдается.

При такой динамике "взросления" проблема отстаивания и подтверждения своей самостоятельности становится чрезвычайно актуальной. Ведущими основаниями здесь являются финансовая самостоятельность (16%), ответственность за свои решения (8%), начало трудовой жизни (6%) и отделение от родителей (5%). В этой связи данные опроса фиксируют несколько аномалий, имеющих важное значение для понимания особенностей сегодняшней молодежи.
  1. Около 60% молодых, считающих себя взрослыми, живут вместе с родителями (отдельно – 39%).


  2. Также вместе с родителями живут более половины молодых, имеющих постоянный заработок (51%), имеющих возможность в месяц тратить по собственному усмотрению до 3 тыс. (61%) и более 3 тыс. (44%) рублей. В основном это люди, имеющие среднее специальное, среднее общее или высшее образование.


  3. Среди юношей 19 – 24 лет половина (50%) имеют постоянный и еще треть – эпизодический (30%) заработок, примерно 65% считают себя взрослыми, но при этом 79% из них живут с родителями. Треть представителей этой группы (32%) полагают, что государство не знает о реальных проблемах молодежи, и более половины (56%) – склонны не доверять ему.


  4. Юноши начинают зарабатывать раньше девушек и быстрее начинают получать постоянный заработок. Например, более трети юношей школьного возраста (37%) имеют эпизодический заработок, тогда как среди девушек этого же возраста таких только 17%.
Вопрос: "Зарабатываете ли Вы самостоятельно деньги, и если да, то зарабатываете постоянно или эпизодически, время от времени?"

  Все Юноши Девушки
14-18 лет 19-24 лет 25-30 лет 14-18 лет 19-24 лет 25-30 лет
Доли групп (%) 100 16 20 15 16 18 15

Нет, не зарабатываю

35 54 18 5 75 37 19

Имею эпизодический заработок

22 37 30 16 17 16 12

Имею постоянный заработок

42 8 50 78 6 45 67


Вопрос: "Примерно какую сумму денег за месяц Вы имеете возможность тратить по собственному усмотрению?"

  Все Юноши Девушки
14-18 лет 19-24 лет 25-30 лет 14-18 лет 19-24 лет 25-30 лет
Доли групп (%) 100 16 20 15 16 18 15

Нет возможности тратить

5 6 3 6 11 3 4

До 500 руб.

27 49 16 10 58 17 12

500 – 1500 руб.

27 26 32 26 18 32 24

1500 – 3000 руб.

24 9 26 31 7 34 36

Более 3000 руб.

9 2 12 17 1 6 16


Таким образом, данные опроса показывают, что принятие на себя "взрослой" идентичности происходит по трем направлениям. Во-первых, это статусные переходы: от школы к трудовой или студенческой жизни, служба в армии или создание семьи. Во-вторых, это финансовая самостоятельность, начало трудовой деятельности. В-третьих, это потребность в подтверждении собственной самостоятельности – когнитивная и психологическая, от чего в немалой степени зависит способность и готовность к ответственным решениям или же пребывание в стадии инфантилизма (от меня ничего не зависит, все решают за меня).
  • "Буду я жить сегодняшним днем... Надо же думать о будущем. Я сейчас учусь в 11 классе. Я уже сейчас знаю, куда я буду поступать. ...Я хочу не зависеть от внешних условий, то есть создать себе такую ситуацию, в которой ты сам себе можешь быть хозяином. Не зависеть от мнения окружающих. Работа, деньги, семья, свой дом, конечно, друзья, личный отдых" (ДФГ, Самара. 14 – 17 лет).
Сказанное означает, что чрезвычайно важной становится и оценка молодыми людьми социальных условий, способствующих или препятствующих реализации их притязаний на самостоятельность. В этой связи обращает на себя внимание еще одна особенность: юноши существенно чаще, чем девушки, после окончания школы продолжают жить с родителями.

Вопрос: "Вы живете с родителями или отдельно от родителей?"

  Все Юноши Девушки
14-18 лет 19-24 лет 25-30 лет 14-18 лет 19-24 лет 25-30 лет
Доли групп (%) 100 16 20 15 16 18 15

С родителями

71 98 79 43 97 68 37

Отдельно от родителей

28 2 20 57 3 31 62


"Взрослость" как элемент самоидентификации молодого человека сегодня дополняется еще одним очень важным компонентом – достижительной ориентацией, которая, как свидетельствуют исследования, в последнее десятилетие не только усилилась, но и качественно изменилась. С одной стороны, потеряли значимость структурные и статусные характеристики отношений между людьми, критерии описания окружающего социума. И это понятно, поскольку в "пирамидальном" обществе статусными отношениями определяются и карьера, и жизненные планы и – в значительной мере – социальная идентичность человека. Сегодня же у молодых людей отсутствует четкое и устойчивое представление об иерархии социальных статусов, перед ними лежит "поле пирамид", движение по которому в большей степени определяется их собственными усилиями и личными качествами, нежели нормативными предписаниями статусных иерархий.

С другой стороны, выросла значимость "динамических" личностных качеств – таких как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, отказ от прожигания жизни (заметная доля ответов на открытый вопрос противопоставляет "нормальных" людей алкоголикам, наркоманам). Противопоставление всех отрицательных полюсов (неопределившиеся в жизни, живущие сегодняшним днем, лодыри и т. д.) некоей "нормальной" молодежи означает, что довольно большая часть опрошенных таким образом определяет для себя социальные нормы и рассматривает позитивные полюса упомянутых личностных качеств как необходимый ресурс достижительных стратегий.
  • "Во-первых, именно мне государство не поможет. Надо сначала рассчитывать на себя, и когда уже что-то начинает не получаться, то надо не ждать, когда уже совсем рухнет, а сначала идти за помощью к самым близким" (ДФГ, Москва.14 – 17 лет).


  • "Благополучие зависит только от человека: хочешь что-то получить – заработай, и это будет. Общество тебе ничем не поможет. Мне кажется, все зависит от человека. Общество только дает шанс, может только способствовать" (ДФГ, Воронеж. 25 – 30 лет.).


  • "Модератор: Как именно вы и такие как вы намерены достичь своих целей в жизни?
Елена: Совершенствование способностей своих, использовать шанс свой – у каждого в жизни дается шанс, важно не упустить его.

Наталья: Большие связи.

Алексей: Интуицией и своими способностями, которые были заложены изначала, и реализовать эти ситуации и способности в нужном русле как можно максимальнее человеку, которому это нужно, но не впустую – тогда будет результат" (ДФГ, Воронеж. 25 – 30 лет).

Косвенно подтверждают сказанное данные двух опросов – молодежного и проведенного по общероссийской выборке.

Вопрос: "С каким из двух суждений Вы согласны: "Благополучие человека в первую очередь зависит от его собственных усилий" или "Благополучие человека в первую очередь зависит от того, насколько справедливо устроено общество"?"

  Возраст
14 – 30 лет 31 год и старше

С первым

64 37

Со вторым

32 55

Затрудняюсь ответить

4 7


Молодое поколение всегда отличается от старших притязаниями, активностью и надеждами на то, что впереди – успех. Молодежь еще не инфицирована требованиями конформности в отношении нормативных предписаний. Она еще не заражена болезнями общества и поэтому выступает по отношению к нему "нормальной", а не "девиантной" группой. Девиациями, фрустрациями, боязнью неразрешимых проблем заражено "поколение взрослых"; молодежь в значительной степени защищена от этого – в силу возраста и желания привнести в свою взрослость все сущностные черты своей молодости. Именно поэтому старшим поколениям и обществу в целом следует заботиться о сохранении уникальности поколенческой идентификации молодых – это залог инноваций, тогда как утрата самости, разрушение идей и устремлений в результате сверхсоциализации рождает лишь "потерянное поколение".



База данных ФОМ > Дети и подростки > Кто она – молодежь?