fom.ru · Поиск ·      








31.10.2002, Опрос населения

Вспомним школу



1.'Мы все учились понемногу...'
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.'Мы все учились понемногу...'


Учеба в средней школе является, как известно, одним из важнейших этапов социализации. Человек поступает туда совсем еще ребенком, а спустя десять лет выходит уже во многом сформировавшейся личностью. Именно на школьные годы во многом приходится становление мировоззрения, основных представлений о жизни. Поэтому ретроспективный взгляд, брошенный каждым из респондентов в свое школьное прошлое, представляется весьма интересным объектом анализа.

Согласно данным опроса, подавляющее большинство россиян (78%) окончили среднюю общеобразовательную школу. В группе респондентов 18 – 35 лет этот показатель составил 90%, а среди людей среднего возраста (36 – 50 лет) – 89%. Можно выделить две категории опрошенных, среди которых оказалось наибольшее количество не получивших такого базового образования: это респонденты старше 50 лет (43% – по сравнению с 22% в целом по выборке), а также жители села (32%).

 

Все

Возраст

Тип места жительства

18-35 лет 36-50 лет старше 50 лет мегаполисы село

Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, Вы окончили или не окончили среднюю школу?'

Окончил (-а)

78

90

89

57

91

68

Не окончил (-а)

22

10

10

43

9

32

Затр. ответить

0

0

1

0

0

0



Девять из десяти респондентов, окончивших среднюю школу, при ответе на вопрос о том, каких воспоминаний об учебе в школе у них осталось больше – хороших или плохих, – признались, что вспоминают больше хорошего (71% по выборке в целом). Лишь 3% опрошенных сказали, что они помнят в основном плохое (3% затруднились с ответом).
  • 'Участник ДФГ: Воспоминания детства – они всегда приятные.
Модератор: Но ведь разные же бывают.

Участник ДФГ: На протяжении 10 лет учебы, естественно, были разные моменты – и приятные, и неприятные. Но общее впечатление – положительное' (ДФГ, Москва).
  • 'Как и у большинства говорящих, теплые воспоминания о школе, теплые. Есть, что вспомнить: коллектив, учителей, товарищей, отношения. Отрицательного ничего нет' (ДФГ, Самара).


  • 'Положительные, в общем, впечатления. По истечении стольких лет – положительные' (ДФГ, Самара).
Интересно отметить, что уровень позитивного восприятия своей школьной поры в некоторой степени коррелирует с уровнем успеваемости.

 

Все

Осталось воспоминаний об учебе в средней школе

больше хороших больше плохих затр. ответить

Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, какие оценки Вы получали чаще всего во время обучения в средней школе?'

Пятерки

3

4

7

0

Пятерки, четверки

18

24

15

10

Четверки

19

25

17

25

Четверки, тройки

28

36

36

33

Тройки

7

9

22

15

Тройки, двойки

1

1

1

2

Двойки

0

0

0

0

Затр. ответить

1

1

3

13



Так, среди тех, у кого остались хорошие воспоминания о школе, больше отличников и твердых 'хорошистов' (в анкете варианты ответов '5', '5,4' и '4'), чем среди немногочисленных респондентов, сохранивших в памяти преимущественно негативные впечатления (53% и 39%). В то же время доля учившихся весьма посредственно или совсем плохо (в анкете ответы '3', '3,2', '2') среди первых значительно меньше, нежели среди вторых (10% и 23%).

Довольно неожиданным представляется тот факт, что практически не наблюдается разницы в отношении к школьной поре между респондентами из разных возрастных групп. Можно было бы предположить, что у представителей старшего и среднего поколений, закончивших школу уже довольно давно, склонность к идеализации того периода будет выражена сильнее, чем у молодежи. Однако анализ данных массового опроса показывает, что такой корреляции нет. Абсолютное большинство в каждой возрастной группе трепетно относится к школьному периоду своей жизни, все незначительные колебания в его оценке находятся в рамках статистической погрешности:

 

Все

Окончили учебу в средней школе

1924-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 1991-2002

Вопрос: 'У Вас осталось больше хороших или больше плохих воспоминаний о Вашей учебе в средней школе?'

Больше хороших

71

91

93

93

92

90

Больше плохих

3

3

2

4

5

6

Затр. ответить

3

6

5

3

3

3



В ходе обсуждения данной темы на фокус-группах подобная трепетность при воспоминаниях о школе явно доминировала. Достаточно очевидно, что тональность этих воспоминаний во многом определялась ностальгией по ушедшей молодости – ностальгией, наступающей. Именно о молодых, беззаботных годах говорили и 8% участников массового опроса, отвечая на вопрос о том, какие именно хорошие воспоминания о школе у них остались.
  • 'Молодые были'; 'ну, если пора такая: все еще свежие, совсем молоденькие – вот это, наверное, самое главное, жизнь только начинается'; 'беззаботное, счастливое детство'; 'беззаботная жизнь: все ясно, понятно' (открытый вопрос, 8% ответов).
Участники дискуссий – люди в основном немолодые – не без некоторого сожаления говорили о том, что в их время отношение к ученикам было совершенно иным, чем сегодня. Они вспоминают, что учителя все время стремились как-то занять детей, развлечь их, уберечь от 'влияния улицы'. Люди с ностальгией вспоминают секции и кружки; походы всем классом в театр, кино; совместный сбор макулатуры и металлолома.
  • 'Все нормально было. И учеба, и гулянье, и прогуливание уроков, и походы. Тогда, во всяком случае, были кружки – можно было куда-то приткнуться. Я и сейчас с удовольствием вспоминаю руководителя: начиная с 8 класса и учась уже в институте, я ходил на кружок. Было очень много классного. Насыщенно все было' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Мои учебные годы пришлись на 1963 – 73 годы. Тогда была прекрасная школьная пора. Сейчас школьники этой поры не видят. Кружки различные, даже тот же металлолом мы собирали с удовольствием. В нас были заинтересованы взрослые, чтобы поднять наше поколение. Чтобы действительно дети росли, не гуляли по улицам где-то, не сидели по подъездам, не пили алкоголь' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'У меня тоже очень хорошие впечатления о своих школьных годах: и кружки, и чем-то мы были заняты. В школе была совершенно удивительная атмосфера...' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Раньше, кроме школьной программы, были какие-то удовольствия. Дети занимались спортом, участвовали в каких-то кружках' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Проводили всякие мероприятия'; 'много общественных мероприятий' (открытый вопрос, 4% ответов).


  • 'Внеклассные мероприятия, литературные и исторические вечера'; 'концерты, экскурсии'; 'посещали музеи, концерты, библиотеки' (открытый вопрос, 2% ответов).


  • 'Спортивные соревнования'; 'спортивные секции'; 'занимались спортом' (открытый вопрос, 2% ответов).


  • 'Много кружков по интересам' (открытый вопрос, 2% ответов).
Значительная часть опрошенных – 27% – отвечая на вопрос, упоминают об отношениях с бывшими одноклассниками.
  • 'Взаимоотношения с одноклассниками'; 'одноклассники – дружный класс'; 'дружба одноклассников'; 'друзья, сплоченный класс' (открытый вопрос, 27% ответов).
Треть респондентов (31%) с теплом вспоминают своих учителей. При этом 28% отмечают их высокий профессионализм.
  • 'Профессионализм учителей'; 'был молодой и энергичный педагогический коллектив'; 'сильный педсостав, который любил свою работу'; 'очень хорошие учителя'; 'учителя умные, образованные'; 'хорошие педагоги' (открытый вопрос, 28% ответов).
Вполне логично, что, по мнению опрошенных, качество полученного ими образования – выше того, которое дается сегодня. Причем, анализируя высказывания респондентов, можно сказать, что качественными им представляются прежде всего те знания, которые отвечают критерию устойчивости и систематичности.
  • 'Это были железные основы. Вот сейчас, честно говоря, фундамент не закладывают к тому, чтоб человек мыслил. Абсолютно нет. Всё-таки старое образование – оно, действительно, формировало человека, учило раскладывать в мозгу все по полочкам. То есть не прыгать слишком высоко вверх. Это зацементированный фундамент – он уже не разрушится никогда. А сейчас он может рухнуть мгновенно у ученика' (ДФГ, Самара).


  • 'Я тоже могу пример такой привести – по поводу того, что знания давались крепкие. Вот у меня дочь начала учить немецкий язык. Я мою посуду, а она сзади сидит и читает мне. Читает, конечно, ужасно. Я уже в уме ей перевожу текст. Хотя я, как говорится, уже далеко отошла от этого немецкого – от того, что мне давали в школе. Но ее 5-ый, 6-ой, 7-ой классы – тексты в лёгкую переводила. Какое-то слово, допустим, могу в словаре посмотреть. Но дочь прямо удивлялась мне просто-напросто. Хорошие знания давались, действительно хорошие' (ДФГ, Самара).
  • 'Я тоже была хорошистка, могла учиться лучше, но лень было. Я сейчас это уже оцениваю, что могла: ну, 'четыре' и 'четыре' – никто не трогает. Но смотрю по оценкам детей – знания моей четверки с их далеко не сравнятся... Мои знания намного крепче, чем те, за которые ставят им пятерки сейчас. То есть знания были тогда' (ДФГ, Самара).


  • 'Качество знаний было хорошее'; 'давали хорошие, прочные знания'; 'знания давали фундаментальные'; 'цельные и полные знания' (открытый вопрос, 7% ответов).
Многие участники фокус-групп и массового опроса (5%) говорят, что в их школьные годы между учениками и учителями были теплые и участливые отношения.
  • 'А то, что осталось хорошим светлым пятном, – это человеколюбие. Учителя относились к детям с любовью, дети относились к учителям с любовью. Это всё наслаивалось – и получилось хорошее. То есть ты знал, что тебя, в общем-то, в обиду в школе никто по-серьезному не даст. Просто не позволят: и обстановка не позволит, и педагог не позволит' (ДФГ, Самара).


  • 'Добрые учителя, хорошо к нам относились'; 'много внимания было ученикам уделено, понимали нас, теплее были отношения с учителями' (открытый вопрос, 5% ответов).
Необходимо отметить, что разговор о школьном прошлом, как правило, вызывает у респондентов стремление сравнивать его с современной ситуацией, знакомой им по опыту своих детей и внуков. В целом, эта дихотомия в массовом сознании выглядит однозначно: хорошая школа 'нашей' эпохи (даже если оценку дает тридцатилетний респондент) – и плохая современная школа, школа наших детей и внуков.

Причем, респонденты не проводят четкую демаркационную линию (временную) между 'нашей' школой и 'их' школой. Если говорят представители старшего или среднего поколения, то для них школа современных 20 – 25-летних людей – это, несомненно, уже 'другая', новая российская школа. Однако восприятие самими молодыми людьми своих школьных лет мало чем отличается от картины, нарисованной их родителями.

Следует иметь в виду, что к ученику и его родителям школа неизбежно поворачивается разными гранями, что существуют ролевые различия, во многом определяющие расхождения между образами школы, складывающимися у 'отцов' – с одной стороны и у 'детей' – с другой. Сегодняшние ученики могут видеть ситуацию в ином свете – и сохранить в будущем самые теплые воспоминания о школьных годах, а родители самих участников фокус-групп, в то время когда последние учились в школе, скорее всего оценивали ситуацию в ней совсем не так, как их дети.

Как бы то ни было, отношение к современной средней школе у многих участников фокус-групп – весьма негативное. Они полагают, что переломным моментом были реформы 90-х годов, полностью изменившие жизнь страны и, естественно, отразившиеся на всех сферах ее жизни. Школа не стала исключением. Она потеряла ту духовность, которая присутствовала в отношениях между учителем и учеником, утверждают респонденты, и заменила эти отношения на рыночные.
  • 'Сейчас все платно. Вот моя дочь отучилась 9 классов – ей вспомнить нечего. Только все время требуют деньги: 'Мама, вот на то деньги надо, на это деньги надо'. У нас раньше этого не было совершенно. Так что я свои школьные годы очень прекрасно вспоминаю, с любовью. А это поколение этого не знают и не видели. У нас была сплоченность, дружно мы все куда-то ходили, – в кино ходили классом. А сейчас дети никому не нужны. Все мероприятия платные, а денег нет' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я считаю, что в это время между учениками нет доброты, простоты, хорошего отношения. Сейчас превалирует: этот богатый – этот бедный' (ДФГ, Москва).
Респонденты сетуют на жестокий меркантилизм в школьных отношениях. Они говорят, что сегодня большинство преподавателей уже не будет предлагать безвозмездную помощь отстающему ребенку, а порекомендуют его родителям нанять репетитора.
  • 'Я хочу сказать, что учителя раньше были заинтересованы в том, чтобы ученик научился. Если он отстает по математике, учитель с ним останется, объяснит. Сейчас учителя совершенно игнорируют это. Хочешь учиться – учись, не можешь – нанимай репетитора. То есть все сегодня делают деньги' (ДФГ, Новосибирск).


  • '1-й участник: Раньше считалось, что если плохо успевают, значит, ты плохо преподаешь. Это было в то время позор. А сейчас урок провел – и нормально все.
2-ая участница: Раньше учителя были заинтересованы, и с них спрашивали. Сейчас учителей не спрашивают. И с них не хотят спрашивать только по одной причине: потому что им не платят денег. С них просто не могут спросить' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Я, например, вспоминаю: раньше учителя как-то старались, ...добросовестно относились. Дополнительные занятия вели безо всяких проблем – не то что сейчас: деньги плати. Старались как-то душу вложить' (ДФГ, Самара).
Один из участников самарского обсуждения высказался в том смысле, что раньше в школах работали настоящие педагоги, люди, которым дар учить других дан от Бога, а сегодня – просто преподаватели. У многих из них отсутствует внутреннее стремление научить чему-то другого, воспитать его, а стремятся они лишь формально исполнить учебный план, поскольку от этого зависит их зарплата.
  • 'Сейчас не стало педагогов – стали преподаватели. То есть отношение к детям абсолютно черствое, холодное. Ей не важно, допустим, как он думает, что он думает, как он выражается. Ей главное – отбыть часы. И ее, преподавателя, тоже понять можно. Ей платят за количество проведенных часов в школе, а не за качество образования. То, что у нее много двоечников, – за это она не отвечает уже. То, что, допустим, моральный облик ученика упал до нуля, ее тоже уже абсолютно не волнует. Педагогика должна вернуться в школу. Педагогика, воспитание, а не преподавание. Вот где несостыковка современного образования' (ДФГ, Самара).
Однако несмотря на такие далеко не лестные высказывания в адрес современных школьных учителей, некоторые респонденты находят им оправдание. Всем известно, что сегодня профессия преподавателя является одной из самых низкооплачиваемых. Выход, предлагаемый респондентами, до боли знаком и прост: повышение зарплаты тем, кто трудится на этой нелегкой ниве. Однако нельзя не заметить парадоксальность ситуации: проблему отсутствия духовности в отношениях между современными учителями и учениками респонденты предлагают решать при помощи денег:
  • 'Модератор: В чем разница между современной школой и той, в которой Вы учились?
1-й участник: В первую очередь – духовность. Сейчас меркантильность сплошная. Сейчас учат только там, где спецшколы, где деньги большие. В государственных школах – все по барабану.

2-й участник: Мне кажется, все это будет, просто-напросто надо учителям хорошо платить. Будет другое отношение' (ДФГ, Москва).

Но при этом звучат и иные заявления: никакая финансовая ситуация не должна влиять на качество школьного преподавания. Учитель, по мнению этих опрошенных – это совершенно особая профессия, требующая уникальных человеческих качеств.
  • '1-й участник: Все равно, учитель должен быть душой заинтересован в работе. Платят тебе деньги или не платят, но ты пошел учить детей. Его дело – быть там с душой. А у нас половину учителей можно просто сразу взять и выпроводить.
2-й участник: Учитель – это не такая работа.

3-я участница: Ты должен любить детей и преподать им то, что ты знаешь. Ты для этого учился, для этого ты и пошел работать. А платят или не платят – это не должно влиять' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Все зависит от учителя: если учитель, например, не орет, мелом не кидается, указки не ломает, а нормально к детям относится, дети его никогда не доведут, они просто любят живого учителя. А если он нервный, он трясется, у него протез падает – зачем такие?' (ДФГ, Москва).


  • 'Во-первых, надо в корне сменить правительству отношение к учителям. Готовить кадры такие, которые действительно бы думали о подрастающем поколении, думали о том, что они растят' (ДФГ, Новосибирск).
Таким образом, минусов у современной школы много – в этом респонденты уверены. Уверены они, помимо прочего, и в том, что она не учит детей самостоятельно думать, принимать решения. Формированию такого мышления способствует западная система тестов, постепенно вводимая и в российских школах. Значительно облегчает жизнь школьника и интернет, в котором можно найти доклады и рефераты на любые темы. Не способствует развитию навыков самостоятельного мышления и издание адаптированных литературных произведений, брошюр типа '500 лучших сочинений учащихся':
  • 'Сейчас какая стала система? Система тестов. Думать не надо вообще. Вопрос – пять вариантов ответа. Своя мысль не работает. Вот он: 'Ага, вроде это'. Крестик поставил, следующий вопрос. Нет никакого развития такого глубокого. Не закладывается умения думать' (ДФГ, Самара).
  • 'Сокращенные издания произведений. 'Война и мир' – четыре тома уместили в такую крохотную брошюрку! Потом эти '500 лучших сочинений учащихся'. Открывают, друг у друга берут, где что написать. Да она вообще не читала это произведение! Как можно вообще в таком случае написать сочинение?' (ДФГ, Самара).
Качество современного образования от многих из этих новшеств, по мнению респондентов, падает. Тогда как количество даваемой ученику информации – растет: сегодня оно гораздо больше, нежели десять лет назад. Введение многочисленных новых предметов приводит к тому, что на неокрепшие детские плечи ложится колоссальная нагрузка.
  • '1-ая участница: Сейчас дети загружены очень. Они еще не созрели для восприятия такой тяжелейшей программы. Но нет – им толкают насильно, нахально. Хотят, чтобы он с 5-летнего возраста стал по понятиям десятиклассника. Что это такое? Это ни к чему.
2-ая участница: Я согласна, потому что сейчас детей загружают, детства лишают их. А пригодятся ли эти знания в дальнейшем, сколько им впихивают?

3-й участник: Сейчас гонятся, как везде, за количеством, а качества обучения нет никакого' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Нагрузка раньше была плавной, постепенной, а сейчас сейчас - скачки. Эти скачки просто убивают детей' (ДФГ, Самара).

  • '1-й участник: Нагрузку, во-первых, надо изменить. Количество предметов надо подкорректировать, сократить можно. Потому что нагрузка – и это все говорят – очень тяжелая, может и 'крыша поехать', и все такое.
2-й участник: Везде пишут об этом.

3-я участница: Да, организм у детей у всех разный. Кто-то вынесет эту нагрузку, а кто-то, действительно, будет болеть без конца' (ДФГ, Самара).

Не устраивают респондентов и завышенные, по их мнению, требования, предъявляемые к будущим первоклассникам: сегодня дети должны уметь и писать, и считать, и бегло читать, чего 'в их время' не требовалось:
  • 'Мне кажется, по школьной программе давалось достаточно. Интеллектуальные игры, которые сейчас преподносят школьникам младших классов, – этого не было. Нам постепенно давали программу. А сейчас в школу идти – надо все знать: и читать, и писать. Мы в школе учились читать, писать' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Нагрузку надо уменьшить. Вспомните: мы ходили в школу - мы же не умели вообще ничего: ни читать, ни писать. Сейчас дети идут полностью подготовленные. Попробуй не умей бегло читать. Их даже проверяют, сколько слов в минуту читает - он еще не учится в первом классе! А мы полгода палочки писали' (ДФГ, Самара).


Все это, по мнению опрошенных, отнимает у младших школьников детство и здоровье.
  • 'Мое мнение, что в то время и давалось образование, и не забиралось детство. Сейчас дается образование, но детство забирается – очень много занятий' (ДФГ, Новосибирск).
Интерес к той или иной дисциплине, отмечают участники фокус-групп, возникает у детей во многом благодаря хорошему учителю:
  • 'У меня остались яркие воспоминания о своем преподавателе по русскому языку – та, что окончила в Петербурге бестужевские курсы. Она привила мне любовь к литературе. Еще запомнился историк историк - настолько он широко, неформально нам давал знания. Это были чистые, прекрасные люди. Они педагоги от Бога' (ДФГ, Москва).
  • 'Участница ДФГ: Мне математика нравилась, география, история. У нас учительница географии все время разбирала важные экономические проблемы.
Модератор: А в чем она вам помогла? В вашей конкретной жизни сегодняшней?

Участница ДФГ: Мы к ней пришли после 9 класса и стали разбирать все эти ситуации в стране. Сразу многие из нас новости начали смотреть. Интересно стало следить за событиями. Хотя раньше мы совсем равнодушными к этому были. Она нас научила разбираться' (ДФГ, Самара).
  • 'По русскому языку великолепная женщина была. Я считаю, она дала мне грамотность. Именно бытовую грамотность' (ДФГ, Самара).
Список 'любимых' школьных предметов опрошенных возглавляет литература (20%), затем следуют математика (18%), история (18%), физкультура (13%).

Самая 'нелюбимая' дисциплина респондентов – химия (18%). Участники фокус-групп отмечают, что школьная программа по этому предмету избыточна:
  • '1-й участник: Из естественных наук совершенно невообразимый объем химии был. Я как вспоминаю...
2-й участник: А мне химия нравилась – мы же сколько опытов делали. Нам не пригодилась, но интересно было участвовать.

1-й участник: Действительно, все интересно, общее представление должен иметь каждый человек. Но я вспоминаю эти задачи – орбиты электронов – елки-палки! Это совершенно огромный объем' (ДФГ, Москва).

Также к 'нелюбимым' предметам были отнесены точные науки – физика (16%) и математика (14%). Вероятно, это вызвано тем, что для многих юношей и девушек с гуманитарным складом ума программа старшей школы по этим предметам является довольно сложной.

В целом, соотношение 'любимых' и 'нелюбимых' предметов школьной программы выглядит так.

Название предмета 'Любимый' предмет 'Нелюбимый' предмет D

Литература

20

6

+14

Математика

18

14

+4

История

18

5

+13

Физкультура

13

4

+9

Русский язык

12

11

+1

Физика

11

16

-5

География

8

3

+5

Химия

8

18

-10

Биология

8

3

+5

Алгебра

4

7

-3

Труд

4

1

+3

Геометрия

4

9

-5

Рисование

3

2

+1

Немецкий язык

2

3

-1

Английский язык

2

2

0

Черчение

2

3

-1

Музыка (пение)

2

2

0

Иностранные языки (в целом)

1

4

-3

Астрономия

1

1

0

Информатика

1

-

-

Нач. военная подготовка

1

1

0

Обществоведение

1

1

0



Интересная ситуация складывается с русским языком: 12% опрошенных отнесли его к своим 'любимым' предметам, а 11% – напротив, к 'нелюбимым'. Однако при этом, отвечая на вопрос, какие дисциплины школьной программы являются нужными, 20% респондентов назвали именно русский язык – он занял второе место после математики (33%). О том, насколько остро стоит сегодня в обществе проблема грамотности, темпераментно говорила участница самарской фокус-группы:
  • 'Вот я смотрю, девочки ко мне приходят на работу – это просто ужасно. Вы меня извините – они совершенно не могут писать. Просто писать! Незнание чего-то – может быть, афоризма – я, на самом деле, могу понять. Но, извините, 'корову' через 'а' писать – я не знаю! Это, на самом деле, это не смешно. Сейчас это что-то страшное, я считаю' (ДФГ, Самара).
Также 'нужными' предметами респонденты считают нелюбимую многими физику (14%), литературу (11%).

Самый 'ненужный' предмет, по мнению опрошенных, – химия (21%). За ней со значительным отрывом следует физика (12%). Необходимо отметить, что именно с физикой у респондентов самые 'сложные' отношения: любят этот предмет 11% опрошенных, не любят – 16%, при этом считают данную дисциплину нужной 14%, а ненужной – 12%.

Мнение респондентов по поводу того, какой предмет является нужным, а какой, напротив, бесполезным, представлено в таблице.

Название предмета Нужный предмет Ненужный предмет D2

Математика

33

3

+30

Русский язык

20

1

+19

Физика

14

12

+2

Литература

11

3

+8

История

7

4

+3

Химия

5

21

-16

Физкультура

5

2

+3

Труд

5

1

+4

Биология

5

7

-2

География

3

3

0

Алгебра

3

2

+1

Геометрия

2

4

-2

Рисование

2

4

-2

Черчение

2

3

-1

Английский язык

2

2

0

Иностранные языки (в целом)

1

6

-5

Информатика

1

-

-

Нач. военная подготовка

1

1

0

Немецкий язык

1

5

-4

Музыка (пение)

1

4

-3



Отметим: многие участники фокус-групп заявляли, что в школе ненужных предметов нет. По их мнению, образование, которое дает средняя школа, является базовым. К тому же, никто не может заранее знать, какие знания потребуются ему в жизни.
  • 'Модератор: Что из того, что вы изучали в школе, вам потом в жизни пригодилось? Много ли знаний, приобретенных в школе, оказались полезными для вашей жизни?
Участник ДФГ: Все. Абсолютно все. Лишних знаний не бывает' (ДФГ, Москва).
  • 'Вы знаете, у меня со знаниями получилось так. Я была чистый гуманитарий, а пошла в технический вуз. Просто не набрала баллов туда, куда хотела. И из тех знаний, которые давались в школе, мне все пригодились. Даже та же химия, с которой я практически не связана, и то – я знаю, что такое перекись водорода. То есть все знания, которые давались в школе в наше время, они мне все в жизни пригодились' (ДФГ, Новосибирск).
  • '1-ая участница: Мне лично что пригодилось? База образованного человека. И гуманитарные знания пригодились, и все остальное.
2-й участник: Все пригодилось' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Участница ДФГ: Даже если вот коснется какой-нибудь темы – я разбираюсь, по крайней мере, хоть как-то представление имею. Даже в этом помогло.
Модератор: В общем, как общая эрудиция.

Участница ДФГ: В институт поступить, для общего развития. И для себя как-то интересно' (ДФГ, Самара).


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ОКОНЧИЛИ ИЛИ НЕ ОКОНЧИЛИ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ ОКОНЧИЛИ УЧЕБУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ? (Ответы заявивших, что они окончили среднюю школу.)

У ВАС ОСТАЛОСЬ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ИЛИ БОЛЬШЕ ПЛОХИХ ВОСПОМИНАНИЙ О ВАШЕЙ УЧЕБЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ? (Ответы заявивших, что они окончили среднюю школу.)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ОЦЕНКИ ВЫ ПОЛУЧАЛИ ЧАЩЕ ВСЕГО ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ? (Ответы заявивших, что они окончили среднюю школу.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ХОРОШИЕ ВОСПОМИНАНИЯ У ВАС ОСТАЛИСЬ ОБ УЧЕБЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Воспоминания об учителях

31

Хороший преподавательский состав

28

  • 'Замечательные учителя'; 'отличные преподаватели'; 'профессионализм учителей'; 'моя учительница'; 'был молодой и энергичный педагогический коллектив'; 'много хороших педагогов'; 'сильный педсостав, который любил свою работу'; 'добросовестные учителя, преданные своей работе'; 'очень хорошие учителя'; 'учителя умные, образованные'; 'добросовестное отношение учителей к работе'.

Теплое отношение к ученикам

5

  • 'Забота об учениках...'; 'доброта учителей'; 'добрые учителя, хорошо к нам относились'; 'много внимания было ученикам уделено, понимали нас, теплые были отношения с учителями'.

Воспоминания о школьных друзьях, одноклассниках

27

  • 'Друзья'; 'взаимоотношения с одноклассниками'; 'друзья – сплоченный класс'; 'подруги'; 'дружба в классе и т.д.'; 'одноклассники – дружный класс'; 'о товарищах'; 'класс, ребята'; 'дружба одноклассников'.

Организованный досуг

10

Мероприятия в целом

4

  • 'Проводили всякие мероприятия'; 'интересные мероприятия'; 'много общественных мероприятий...'..

Спортивные секции

2

  • 'Спортивные соревнования'; 'секции, спорт'; 'спортивные секции'; 'занимались спортом'.

Культурные мероприятия

2

  • 'Возили нас в театры в Москву тогда'; 'внеклассные мероприятия, литературные и исторические вечера'; 'концерты, экскурсии'; 'посещали музеи, концерты, библиотеки'.

Турпоходы, поездки

2

  • 'Ходили в походы'; 'много турпоездок'; 'турслеты'.

Кружки

2

  • 'Много кружков по интересам'; 'всякие кружки'; 'много кружков'.

Развлечения

1

  • 'Вечеринки'; 'вечера, дискотеки'; 'вечера, 'огоньки''.

Воспоминания о молодости

8

Счастье, беззаботность юности

6

  • 'Детство, жизнь без забот'; 'беззаботное, счастливое детство'; 'забот никаких не было'; 'беззаботная жизнь – все ясно, понятно'; 'безоблачное детство'; 'беззаботное время'.

Молодость

2

  • 'Молодые были'; 'ну, пора такая, все еще свежие, совсем молоденькие – вот это, наверно, самое главное, жизнь только начинается'; 'молодость'; 'тогда я был молод'; 'ощущение молодости, силы'; 'я был молодой'.

Высокий уровень обучения

7

  • 'Качество знаний было хорошее'; 'давали хорошие, прочные знания'; 'знания давали фундаментальные'; 'объективные, цельные и полные знания'; 'хорошее, качественное образование'; 'была более хорошая учебная программа'; 'хорошая была методика преподавания'.

Процесс учебы

5

  • 'Интересно было получать знания'; 'мне просто нравилось учиться'; 'было очень интересно учиться'; 'сам процесс учебы'; 'уроки нравились'; 'сама учеба'.

Общая положительная оценка

4

  • 'Общее хорошее впечатление'; 'ничего плохого'; 'все было отлично'; 'все было хорошо'; 'все нравилось'; 'все нормально'.

Пионерская организация, комсомол

4

  • 'Волнение, когда поступали в пионеры, комсомол, тимуровские команды'; 'хорошие общественные организации: пионерия, комсомол'; 'комсомол'; 'октябрята, пионеры, комсомол'; 'пионерская, комсомольская организации'; 'была пионеркой, активисткой'.

Весёлая школьная жизнь

3

  • 'А что? Времена веселые были'; 'в школе было весело, хорошо'; 'веселая жизнь'; 'весело было в школе'; 'время весёлое'.

Бесплатное образование

2

  • 'Было бесплатное образование'; 'бесплатно учились, все было доступно'; 'знания бесплатно'.

Выпускной бал

2

  • 'Выпускной бал'; 'выпускной вечер'; 'выпускной в школе'.

Другое

1

  • 'Восемь километров школа была – мы ездили, учились'; 'экзамены'; 'по субботам не ходил в школу'; 'оценки'; 'побег из интерната'.

Ответ не на тему

1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

30

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ПЛОХИЕ ВОСПОМИНАНИЯ У ВАС ОСТАЛИСЬ ОБ УЧЕБЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Воспоминания об учителях

7

Неудовлетворенность преподавателями

5

  • 'Учителя не очень'; 'низкий профессионализм учителей'; 'косность учителей'; 'об учителях злых'; 'плохие учителя'; 'учителя в начальной школе'; 'преподавательский состав не нравился'; 'были и нехорошие учителя, непрофессионалы'; 'плохие, непрофессиональные учителя'; 'вначале было хорошо, а в другой школе были учителя слабее'; 'безразличие педагогов'.

Конфликты с учителями

3

  • 'Конфликты с некоторыми учителями'; 'учителя оскорбляли учеников'; 'вредная учительница по математике – конфликты'.

Тяжёлые условия жизни в школьные годы

2

  • 'Трудности – война же'; 'холодно и голодно было учиться, школы не отапливались'; 'очень было трудно в материальном плане: все были разуты, плохо одеты'; 'бытовые условия: занимались часто при свечах, керосиновой лампе, бедность была'; 'был голод, холод, близко фронт'; 'голодные были'; 'война была, холод, голодно'.

Неудовлетворенность процессом преподавания, качеством обучения

1

  • 'Неинтересные уроки'; 'географию преподавали не на том уровне, на каком хотелось бы'; 'качество образования было не очень хорошим'; 'монотонно'; 'сплошная зубриловка'.

Низкие оценки

1

  • 'Двойки'; 'двойки ставили'; 'плохие оценки'; 'когда двойки ставят'.

Плохие отношения с одноклассниками

1

  • 'Отношения с одноклассниками не сложились'; 'некоторые одноклассники'; 'зависть одноклассников'; 'драки'; 'дразнилки'.

Тягостность учебы

1

  • 'Ну, лень было иногда учится'; 'погулять хотелось вместо учебы'; 'что уроки учить было нужно'; 'не очень учением занимался'; 'домашние задания, учеба по субботам'; 'вставать рано и уроки делать'.

Формализм, казенные требования

1

  • 'Заставляли конспектировать речи членов Политбюро, в них мало что понимали'; 'заставляли учить работы Ленина'; 'сбор макулатуры'; 'заставляли делать политинформацию'.

Другое

1

  • 'Контрольные работы'; 'прививки'; 'было очень сложно физически сочетать школу общеобразовательную и музыкальную'; 'погиб мальчик из класса – ему было 15 лет'; 'объединение женских и мужских школ'; 'покупка аттестатов'.

Нет плохих воспоминаний

18

  • 'Нет плохих воспоминаний'; 'нет никаких'; 'да в принципе ничего плохого не было'; 'нет ничего плохого'.

Ответ не на тему

<1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

67

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЕ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИЛИСЬ.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЕ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ НРАВИЛИСЬ.



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТА, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИГОДИЛОСЬ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ.



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДВА ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТА, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ ВАМ СОВСЕМ НЕ ПРИГОДИЛОСЬ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ.



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 октября 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ ОКОНЧИЛИ УЧЕБУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ?

ВОПРОС: У ВАС ОСТАЛОСЬ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ИЛИ БОЛЬШЕ ПЛОХИХ ВОСПОМИНАНИЙ О ВАШЕЙ УЧЕБЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 22-24 октября 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ОКОНЧИЛИ ИЛИ НЕ ОКОНЧИЛИ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005214313036485233313620373012243333111641262610132461651004753332938
окончил(-а) 7879738973747976908957149591997573839175806876798871777990858684899575
не окончил(-а)2220271127252024101043865912427179251932242112292321915141611526
затрудняюсь ответить00000000010000000000100001001000000


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ ОКОНЧИЛИ УЧЕБУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ? (Ответы заявивших, что они окончили среднюю школу.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005214313036485233313620373012243333111641262610132461651004753332938
1924 - 1960 10919414128120028710121251313151111610821710761312140035
1961 - 1970 13121581912111411026113152291216141213101416101211121216141901333
1971 - 1980 20202016192522180642226242626172125222116181822172726222020210672
1981 - 1990 1517142311121813321503172117191416141017161416151516132716181537140
1991 - 2002 1821436101119185600227182116161623161819172119201318161720145100


У ВАС ОСТАЛОСЬ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ИЛИ БОЛЬШЕ ПЛОХИХ ВОСПОМИНАНИЙ О ВАШЕЙ УЧЕБЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ? (Ответы заявивших, что они окончили среднюю школу.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005214313036485233313620373012243333111641262610132461651004753332938
больше хороших 7173718169667370818253138585927067768168746470648167727383737174757965
больше плохих 330424345410624333723245533138977126
затрудняюсь ответить332324333332342234343331031145463743


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ОЦЕНКИ ВЫ ПОЛУЧАЛИ ЧАЩЕ ВСЕГО ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ? (Ответы заявивших, что они окончили среднюю школу.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005214313036485233313620373012243333111641262610132461651004753332938
пятерки 323423233420231113454214133024676676
пятерки, четверки 181921222015112520171811624381714221716201619152117241616231630232621
четверки 192113212016182023231132026261618212820181619221716212022222024282218
четверки, тройки 282831302431332332312284130182830272729302625283926182840232819242918
тройки 7749771238113213731066958871038999795777
тройки, двойки 11110110111111121010111110211130022
двойки 00000000000000000000000000000010001
затрудняюсь ответить11111111101021111121111131210130122


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 октября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2002 год > Выпуск 43 от 31 октября 2002 г. > ТЕМАТИКА > Вспомним школу